Выступление "Диагностика учащихся мотивации и последующая работа с одаренными детьми."
методическая разработка
Выступление "Диагностика учащихся мотивации и последующая работа с одаренными детьми."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 284.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика учащихся мотивации
и последующая работа с одаренными детьми.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование необходимых, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении,- сердцевина педагогического труда. Мотивы – главные движущие силы обучения. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Классифицируются мотивы по разным критериям. Выделяют:
-широкие социальные (долг, ответственность), узкие социальные (признание, вознаграждение);
- мотивы социального сотрудничества (роль в классе);
- широкие познавательные, учебно-познавательные;
- мотивы самообразования;
-осознанные или неосознанные;
- внешние и внутренние.
Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников. Хотя, изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.
Из чего складывается изучение мотивации:
- непосредственное наблюдение за учениками,
- изучение усвоения полученных знаний и опыта,
- создание проблемы и ее решение,
- изучение здоровья детей,
- система оценивания,
- определение отношения родителей,
- изучение психологической комфортности учащихся …
Здесь на помощь нам приходят разнообразные методы обучения:
- технология разноуровнего обучения ( полный охват всех учащихся работой, вера всех, даже самых слабых, в свои силы)
- технология проблемного обучения
- исследовательская работа
- технология проектного обучения
- работа в сотрудничестве
- здоровье-сберегающие технологии
- икт (дистанционное обучение, компьютерное репетиторство, создание презентаций, сообщения…)
- создание успеха ( прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.)
Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути работы с ними.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети даже любознательные не хотят учиться. Хотя и учащиеся, и родители осознают важность успешного учения, зависимость будущего детей от успехов в овладении знаниями.
Почему это происходит?
Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации учения у школьников. Существует и ряд других причин:
- Умственное недоразвитие, нарушение психических функций, из-за которых учащимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать очень трудно.
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение – это непростая деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.
- Большой объем и сложность учебного материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
- Деятельность без опоры на мотивы и желание его участников.
- Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни (просмотр телепередач, игра на компьютере, общение с друзьями).
- Однообразие школьной жизни и учебного процесса. Отсутствие быстрой смены событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долго сидеть спокойно и внимательно слушать – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной.
- Бедность и непродуманность методики обучения, организация учебно-воспитательного процесса и школьной жизни вообще.
- Однообразная и авторитарная позиция учителей и родителей, неумение стимулировать учение.
Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Деятельность учителя должна опираться в этом случае на определенный алгоритм.
- Определить и уточнить цели обучения.
- Выявить возрастные возможности мотивации.
- Изучить исходный уровень мотивации.
- Изучить превалирующие мотивы.
- Изучить индивидуальные особенности мотивации.
- Анализ причин изменения мотивации.
- Формирование должных мотивов.
Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Для установления уровня мотивации существуют специальные методики.
Для выявления учеников с низкой мотивацией следует использовать наблюдение.
Человек включается в любую деятельность именно тогда, когда у него имеются мотивы. А мотив отражает наличие некоторых потребностей. Чтобы вызвать, удержать, усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной и любой другой деятельности.
Отношение школьников к учению зависит также и от условий, в которых происходит учебная деятельность:
- привлекательность школьных помещений (чистота, уют, освещенность, живые цветы), красивая музыка во время перемен, картины на стенах дают ученикам ощущение радости и комфорта;
- теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;
- профилактика переутомления, снятие психологического напряжения, кратковременный отдых от умственных занятий;
- юмористические отступления;
- уважение личности учащегося, доверие к нему;
- разнообразие деятельности классных и общешкольных коллективов.
КАК СТИМУЛИРОВАТЬ УЧАЩИХСЯ
- используйте намерения
- учитывайте интересы и склонности
- показывайте последствия поступков
- признавайте достоинства
- одобряйте успехи
- сделайте работу привлекательной
- используйте ситуацию
- дайте шанс
- хвалите
-ищите нестандартную ситуацию
- критикуйте сопереживая
- показывайте достижения
- обращайтесь к самолюбию
- поддерживайте соперничество
НОУ, внеклассная работа по предметам, занятия в кружках, секциях, факультативах, элективных курсах помогают создать индивидуальный план развития ученика.
Соревнования, олимпиады, смотры, конкурсы, конференции помогают ученику ориентироваться в огромном мире человеческой деятельности, увидеть интерес и создать ситуацию успеха. Формированию умения учиться, ставить цели, достигать успеха может помочь портфолио. И, конечно, важную роль в организации этой деятельности представляется классному руководителю.
Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 4-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний. Некоторое общее снижение учебной мотивации к концу начальной школы, не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как интерес к обучению по существу удовлетворен. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Во 2—3 классах понимание социальной значимости обучения должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учебного процесса, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения учебной мотивации к окончанию начальной школы не происходит.
Работа с одаренными детьми
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети со спортивными способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.
Формы работы:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- работа по индивидуальным планам;
Занятия в «Школе одаренных детей», «Учись, твори, развивайся».
Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Метод проекта в работе с одаренными детьми как фактор повышения мотивации в обучении и воспитании
Методическая статья...
Работа с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией Классно – урочная деятельность
Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...
Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...