Применение метода проектного обучения в начальной школе.
методическая разработка

Горностаева Ирина Петровна

Выступление на МУМО. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                             

Учитель начальных классов  МОУ СОШ №1 г. Турана

                                                       Горностаева Ирина Петровна

           

Применение метода проектного обучения

                                в    начальной школе.

                                           ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-

                                                           Это ощущение тайны. Она источник всякого                        

                                                           Искусства, науки, открытия…’’

                                                       ( Из опыта работы)

             Сколько загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире! Мире ярком, многогранном и многоцветном. Сложно ли ребёнку найти ответы на все интересующие его вопросы? Сложно, но очень интересно! И ребёнок с радостью стремиться найти ответы на все как, отчего и почему?

            Мои ученики с удовольствием принимают участие в  различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.

                 Метод проектов даёт ученикам возможность  учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения звука.

                  Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более  разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.

                  Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, … .                        

  Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом ‘’Интересно ли быть ребёнком?’’ самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: ‘’Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!’’.

                 Применяя проектную технологию, я реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

                  Очень эффективно проводить конкурсы проектов, выполненных самими учащимися, а также детьми с участием членов семьи. Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей.

                   Работая над проектами, мы с ребятами выделяем пять основных этапов:

1). Определение потребности и краткая формулировка задачи.

                    На этом этапе определяется практически значимая цель.

                    Проект может реализовываться индивидуально или коллективно. Возможны проекты кратковременные, рассчитанные на два урока. Для выполнения других необходимо более длительное время, например, месяц.

2). Набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели.

3). Проработка идей. Дети решают, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.

4). Изготовление одного или нескольких изделий.

5). Обсуждение результатов и оценка проделанной работы.

                      Все пять этапов помогают нам реализовать проекты.

Критерии успеха нашей работы над проектом:

  • достижение конечного результата,
  • создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем,
  • использование результата проекта другими учащимися.

Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта.

                      Итогом исследовательской работы может быть выступление на школьной конференции, где ребята представляют свои лучшие проекты. Но очень важно положительно отметить  каждую работу созданную детьми, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.

                       Мои ребята работали над такими творческими проектами: ‘’Моя школа, мой класс’’, ‘’Моя семья’’, ‘’Мои домашние питомцы’’, ‘’Мой родной край’’, ‘’День Победы’’, ‘’Моя родословная’’, «Природа родного края», «Моя малая Родина», «Математика вокруг нас», «Профессия моих родителей», «Школьная библиотека» и другими.

                   Перед представлением проектов на школьную конференцию мы проводим его защиту в классе, на родительском собрании.

                         Например, работая над проектами «Моя школа, мой класс»,‘’Моя семья’’, «Моя родословная», мы представляли проекты, связанные с исследованием истории, родословной и традиций семей учащихся, интересах одноклассников. Проекты «Мой родной край», «Моя малая Родина» знакомили с культурными традициями родного города, его достопримечательностями, жителями.

                         На основе индивидуальных проектов получился групповой проект ‘’Наша жизнь’’. Он создан с целью расширения кругозора учащихся, их круга общения, ознакомления с культурными традициями родного города, школы, семьи, способствовал воспитанию социально активной личности, реализовал задачу: включение школьников в активное  взаимодействие,  организация обмена информацией.

                             Лучшие работы вошли в состав классного сборника ‘’Наша жизнь’’. Победители приняли участие в школьной конференции учащихся младших классов.                          

                            Были награждены грамотами в номинациях:

 -  за самое интересное исследование,

 -  за творческое решение в оформлении работы,

 -  за познавательность темы,

 -  за оригинальность собранного материала,

 -  за логичность изложения.

                        Жюри оценивало участников по следующим критериям:

  • оригинальность и познавательная ценность собранного материала,
  • исследовательское мастерство,
  • структура и логика работы,
  • оформление презентации (дизайн),
  • язык и стиль изложения,
  •  ответы на вопросы.

                         В ходе защиты ребята отвечали на вопросы:

- Чьё решение больше понравилось? Почему?

- Как и над чем можно ещё поработать?

- Где искали материал по теме?

- Кому было интересно искать, собирать материал?

- Трудно ли было?

- Что вас удивило?

- Кто сделал открытие?

- Понравилось ли вам создавать проекты?

- Чью работу вы хотели бы особо отметить? Почему?

- Какие рекомендации вы хотели бы дать своим одноклассникам?

                    Учитель оценивает активность работы учащихся, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы.

                     Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через самореализацию в творческой деятельности.

                     Присмотримся внимательно, какое место занимает исследование в жизни ребёнка, особенно в младшем возрасте.

                    Для него исследование – это самое серьёзное дело.

                    В исследовании раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности.

                    Без исследования нет, и не может быть полноценного умственного развития.

                    Исследование – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

                    Исследование – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.            

     

                       

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)

                                         ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...