Педсовет «Современные подходы в работе с одаренными детьми».
статья на тему
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx | 158.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ
«СОВЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
СЛАЙД №1 Педсовет «Современные подходы в работе с одаренными детьми»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: .
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
СЛАЙД №2
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» говорится:
«Необходимо… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
СЛАЙД №3
Цель:
- совершенствование работы педагогов с одаренными детьми.
СЛАЙД №4
Задачи:
- обсудить теоретические проблемы одаренности;
- проанализировать сложившийся опыт работы педколлектива с одаренными обучающимися;
- акцентировать внимание педколлектива на необходимость отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;
- привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости;
- показать роль семьи в развитии способностей обучающихся, определить формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.
СЛАЙД №5
Повестка:
1.Вступительное слово директора школы.
Марковский К.К.
2.Актуальность темы. Эксперимент.
Князева Н.В.
3.Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.
Маркова С.Н.
4.Принципы и стратегии обучения одаренных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория.
Князева Н.В.
5.Роль семьи в развитии одаренных детей. Формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.
Григорьева М.В.
6.Практическая работа по теме педагогического совета (работа в группах):
- портрет одаренного ребенка;
- пирамида одаренности;
- решение задач (проблем);
- разбор ситуаций;
- кроссворд.
Князева Н.В.
7.Решение педагогического совета.
Марковский К.К.
8.Рефлексия
Князева Н.В.
СЛАЙД №6-7
Эксперимент
Выделите из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).
Предлагаем личностные и деловые качества ,которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
СЛАЙД №8
Каких “+” у Вас больше?
Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
СЛАЙД №9
Сегодня мы часто будем обращаться к таким понятиям, как «одарённость, одарённый ребёнок» и Светлана Николаевна познакомит нас классификацией детской одаренности, расскажет о том, как выявить одаренных учащихся.
Выступление педагога- психолога, Марковой С.Н., по теме «Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.
СЛАЙД №10
Высупление зам. директора по УВР Князевой Н.В.
«Принципы и стратегии обучения одаренных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория.»
СЛАЙД №11
Принципы обучения одарённых учащихся
СЛАЙД №12
Стратегии обучения одарённых учащихся:
- Ускорение обучения
- («перепрыгивание» через класс).
- Углубление обучения
- (курсы с углубленным изучением предметов).
- Обогащение обучения
- (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
- Проблематизация обучения
- (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)
СЛАЙД №13
«…Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций».
(Национальная образовательная стратегия «Наша Новая Школа».)
Формы работы с одаренными детьми:
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в классах с углубленным изучением предметов;
- сотрудничество с другими школами;
- проведение фестивалей творчества;
- тематические конкурсы, выставки;
- смотры художественной самодеятельности;
- творческие отчеты;
- проведение общешкольных проектов;
- спортивные соревнования разных уровней;
- традиционные Дни Науки;
- опытно-экспериментальные работы
- семинары;
- ШНОУ;
- индивидуальные творческие задания;
- дистанционное обучение
СЛАЙД №14
Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми:
- ИКТ- технологии;
- технология проектной деятельности;
- игровые технологии;
- развивающее обучении;
- развитие критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технология разноуровнего обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;
- личностно-ориентированное развивающее обучение
(Якиманская И.С.) ;
- технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.В.).
СЛАЙД №15
Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащ-ся?
СЛАЙД №16
Учитель должен быть…
- Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
- Профессионально грамотным;
- Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- Владеть современными педагогическими технологиями;
- Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным,настойчивым,
эмоционально стабильным;
- Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
СЛАЙД №17
Учитель должен уметь…
- Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- Стимулировать познавательные способности учащихся;
- Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
- Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
СЛАЙД №18
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»
Результаты проведенной анкеты среди педагогов показали, что 100% учителей имеют склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Педагогам лишь необходим правильный выбор объекта направления творческого интереса учащихся.
СЛАЙД №19
Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:
1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
3. В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.
4. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.
5. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.
СЛАЙД №20
Индивидуальная образовательная траектория
СЛАЙД №21
ИОТ- персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Личностный потенциал ученика-совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.
Слайд №22
Переход на ИОТ требует серьезной и кропотливой предварительной работы.
Содержание ИОТ может определяться общеобразовательными программами базового и углубленного (профильного) уровней в рамках учебного плана ОУ и индивидуальными учебными программами.
Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории (далее индивидуальная учебная программа) может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.
Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории.
СЛАЙД №23
СЛАЙД №24
Направления реализации ИОТ:
- Содержательный аспект
(вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
- Деятельностный аспект
(специальные педагогические технологии);
- Процессуальный аспект
(организационный аспект) .
СЛАЙД №25
Этапы становления ИОТ:
- 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности;
- 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности
- 10-11 класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников.
СЛАЙД №26
Сопровождается ИОТ учащегося следующим пакетом документов:
1. Положением об индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащегося.
3. индивидуальной учебной программой учащегося по предмету.
4. Расписанием учебной и внеучебной деятельности.
5. Картой индивидуальной образовательной траектории учащегося.
6. Графиком контроля знаний по предмету.
Раздать примеры оформления ИОТ.
Каждый учащийся, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой ИУП на основе учебного плана школы, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы.
В индивидуальный учебный план учащегося в рамках ИОТ включаются:
1. в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового или углубленного (профильного) уровней или индивидуальным учебным программам;
2. элективные курсы;
3. часы в статусе программ дополнительного образования, предложенные школой или другими образовательными учреждениями.
Учебная нагрузка учащегося не должна превышать 37 часов в неделю.
Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором.
СЛАЙД №27
ИОТ предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут:
- целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (Воробьев, Лабунская, Тряпицына) .
- структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения .
СЛАЙД №28
Лист индивидуального маршрута
СЛАЙД №29
Индивидуально-образовательный маршрут
Цели и задачи ИОМ:
- Повышение уровня учебной мотивации;
- Ликвидация пробелов в знаниях,умениях,навыках учащихся;
- Психолого-педагогическая поддержка учащихся.
СЛАЙД №30
Выступление Григорьевой М.В. «Роль семьи в развитии одарённых детей. Формы работы с родителями по поддержке одарённых детей».
СЛАЙД №31
Практическая работа по теме педсовета
СЛАЙД №32
- Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).
Положительные качества | Отрицательные качества |
|
|
Педагоги отметили, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах.
СЛАЙД №33
- Упражнение «Пирамида одаренности»
Постройте на бумаге пирамиду одаренности, выбирая составляющие из перечисленных и располагая их в той последовательности, в которой, как Вам кажется, они необходимы. Озвучьте свои варианты и ответьте на вопросы других групп.
СЛАЙД №34
- Решение задач
СЛАЙД №35
1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
СЛАЙД №36
Сведения о родителях выдающихся людей
Фамилия | Возраст | Фамилия | Возраст | ||
Отца | Матери | Отца | Матери | ||
Есенин Глинка Лермонтов Пушкин Тургенев Гоголь Достоевский Чехов Чайковский Петр 1 | 22 27 27 29 25 32 32 36 45 43 | 20 20 17 24 30 18 21 25 27 19 | Бетховен Жюль Верн Вагнер Да Винчи Л. Бальзак Наполеон Байрон Гейне Шоу Б. Шопенгауэр | 32 29 43 25 53 23 33 34 45 39 | 22 27 39 22 21 19 23 26 28 19 |
СЛАЙД №37
2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ).
СЛАЙД №38
3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
СЛАЙД №39
4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
СЛАЙД №40
Разбор ситуаций
СЛАЙД №41
Ситуация 1.
Ученик 11 класса, является победителем областных олимпиад по химии, Интернет
–проектов, но отказывается изучать историю и обществознание. Каковы действия
учителей истории, химии, классного руководителя?
СЛАЙД №42
Ситуация 2.
Музыкально одарённый ученик 1 класса (вокалист), победитель творческих конкурсов, поёт на уроке. Как должен вести себя учитель?
СЛАЙД №43
Ситуация 3.
Ученик 7 общеобразовательного (среднего) класса, проявляющий интерес к биологии, достиг определённых результатов: он побеждает в конкурсах и олимпиадах, выступает с сообщениями на уроках, которые высоко оцениваются учителем. Одноклассники постоянно насмехаются над этим учеником.
Каковы действия учителя?
СЛАЙД №44
СИТУАЦИЯ
Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.
«Красные кони на синей траве».
Вопросы для обсуждения:
1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.
2. Составьте образ ученика.
3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.
СЛАЙД №45
Проект решения:
1.Проводить психолого- педагогический мониторинг учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса .
2.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
3.Создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
4.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
5.В каждом классе выявить мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
6.Оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь родителям одаренных детей.
7.Оказывать содействие и поощрять классных руковоителей и учителей-предметников, систематически работающих с одаренными и талантливыми детьми.
СЛАЙД №46
Рефлексия
"Незаконченные предложения»
- Педагогический совет состоит из …
- Педагогический совет направлен на …
- Педсовет может внести вклад в развитие…
- Педсовет учит…
- В ходе педсовета использовались способы деятельности, такие как…
- Мне особенно понравилось действие, в котором я…
- Больше всего мне понравилось действие, в котором я…
- В результате работы на педсовете я узнал (а):
- О себе то, что я…
- О своих коллегах то, что они….
- Мои пожелания на следующие педсоветы состоит в том, что…
Раздать анкеты
Анкета
Уважаемый участник педагогического совета!
Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале (обвести в кружок)
№ | Критерии | Баллы | ||||
Практичность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Доступность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Научность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Актуальность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Насыщенность и глубина содержания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Активизация внимания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Отметка организаторам педсовета | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
СЛАЙД №46
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"
В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...
Современные формы работы с одаренными детьми
Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....
«Современное образование. Система работы с одаренными детьми»
«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»К. Роджерс...
Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...
«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому я планиру...
3.1.Доклад педсовет.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...
Педсовет "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
Выступление на педагогическом совете....