Шпаргалка вожатого
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Названия отрядов, девизы и речевки
Кричалки:
Утренняя.
1. Раз, два, три, четыре! Три, четыре, раз, два!
Солнце только что проснулось и ребятам улыбнулось!
2. Поскорей, дружок, вставай, на зарядку выбегай!
3. Солнце светит ярко-ярко! Нам от солнца жарко-жарко!
Солнышко, сильнее грей, воду в речке нам согрей!
4. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!
На зарядку
1. На зарядку выходи! На зарядку всех буди.
Все ребята говорят: физзарядка — друг ребят!
2. Физкультурненький ребенок, набирайся-ка силенок!
Физзарядка по утрам не во вред — на пользу нам.
3. Левая! Правая! Бегая, плавая.
Вырастем смелыми, на солнце загорелыми.
В столовую
1. Оп, оп, опаньки — мы идем в столовую
Оп, оп, опаньки — самые голодные.
Повара нам варят суп, кормят нас картошкой,
Мы за это хорошо работать будем ложкой.
2. Съели все — в тарелках пусто, это было очень вкусно.
3. Дружно ложки в руки взяли, быстро съели, все убрали!
4. Мы в столовую идем, песню звонкую поем
Очень кушать мы хотим, все в столовой мы съедим.
5. Мы стоим у вашей двери, мы голодные как звери.
Есть хотим быстрей, быстрей, открывайте поскорей!
6. Чашки, вилки, кружки, ложки,
Много жаренной картошки,
Много супа, макарон,
Мы бежим со всех сторон.
Вечерняя
1. Мы скакали, мы играли, очень сильно мы устали.
Поскорее ляжем спать, а то соскучится кровать.
На стадион
Кто задору, солнцу рад? Эй, команда стройся в ряд!
А команда есть? — Есть! Командиры здесь? — Здесь!
Выходи скорей на поле поддержать отряда честь.
Мы идем на стадион, отряд наш будет чемпион!
Мускулы: сильные! А сами все: красивые!
Что задору, солнцу рад? Эй, спортсмены, стройся в ряд!
Отрядная
1. Раз, два, три, четыре, эй, ребята, шире шаг.
Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят.
2. Не грустят в семействе нашем, мы поем, рисуем, пляшем.
3. Все занятья хороши, веселимся от души.
4. Раз, два! Пацаны! Три! Четыре! И девчата!
Раз, два! Кто же мы? — обалденные ребята!
5. Не страшны нам труд и грусть,
Нам с дороги не свернуть.
Будем вместе мы всегда, мы теперь одна семья!
Названия отрядов и девизы:
Для младших:
1. «Светлячок» - Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
2. «Апельсин» - Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы!
3. «Звоночек» - Звеним, звеним мы целый день, звонить, однако, нам не лень.
4. СУПЕР-ГНОМЫ
Белоснежка, весельчак и команда супер-гномов!
Эй, ребята - шире шаг, сказка ждёт своих героев...
5. ПТИЧКИ
Без особого усилья,
Мы расправим наши крылья,
Ну-ка, Птички - все на взлёт!
Высь небесная зовёт!
6. КРУТЫЕ РЕБЯТА
Мы ребята не простые
Наша удаль сил полна
Мы рисковые, шальные
Мы ребята - крутизна!
7. Микки-Маус
С виду хоть он и малютка но задаст любому бой
Самый сильный, самый ловкий, Микки-Маус озорной
8. Солнышко
- сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас забав и затей.
9. Мяу-мяу
- царапаться, кусаться, врагу не поддаваться.
10. Неугомон - В ясном небе грянул гром, Это мы — Неугомон! Наши шалости исправить… Не поможет и ОМОН!
Для подростков:
1. «Новое поколение» - Не доволен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - делай, берись за дело смело!
2. «220» - Если надо что-то сбацать! Мы врубаем 220!
3. «Тусовка»- Модные джинсы, скейт и кроссовки мы дети мечты, мы дети тусовки!
4. «Оба-на!»- «Оба-на!» — это чудо, «Оба-на!» — это класс, мы живем совсем не худо, вы соскучитесь без нас».
5. «Одуванчик» - Держаться вместе, чтоб не сдуло.
6. «БЭМС» - Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные.
7. « СЛОН» - Самый Лучший Отряд — Наш!
8. «Мамонты» - Гром гремит, кусты трясутся — это мамонты несутся!
9. «220 V» - Мы не можем без движенья, мы всегда под напряженьем.
10. «КОМЕТА»
Энергия, скорость, свобода движенья…
Комета - форсаж моего поколенья.
Речевки
Младший возраст
Название отряда: «Жуки» | Младий отряд: «Лунтики» | Название отряда: «Позитив» |
Название отряда: «Тысяча чертей» | Название команды: «Быки» От кого все убегают? |
Старший возраст
|
| Наш отряд – «Экватор», | |
Кто шагает дружно в ряд? | Мы – сильны, добры, красивы, | 1,2 – мы все вместе | |
Спортивные речевки Мускулы сильные (говорят мальчики), Костровая речевка Ну-ка, киньте бересты | Походные речевки Бодрым шагом мы идем, Шире шаг. Вечерние речевки Дорог немало пройдено |
Открытие лагерной смены
Дети:
1. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Мы видим на лицах сейчас!
2 . Наш праздник уже начинается,
И мы отправляемся в путь.
С собою друзей замечательных
В дорогу ты взять не забудь!
3. Сегодня праздник открытия
Лагерной смены, друзья.
Много задора, веселья нас ожидает, ура!
4. Мы бодры и веселы
И чертовски хороши!
Вот настал опять наш час.
Лагерь вновь собрал всех нас!
Мы готовы выступать,
Так давайте ж начинать!
Ведущий. Здравствуйте, взрослые! Добрый день, дети! Пришла пора представить жизнь на лагерной планете.
Вот пришли каникулы,
Но в школу мы идем.
В лагере оздоровительном
Весело живем.
Ведущий
Книжки мы читаем,
В мячик мы играем,
Разные занятия
Найдем себе всегда
Ведущий
Изучаем правила
дорожного движения,
К правилам относимся
с огромным уважением.
Ведущий
Да здравствуют сетки,
Мячи и ракетки, солнечный свет.
Да здравствует отдых,
Да здравствует радость спортивных побед!
Ведущий
Дорогие ребятишки,
И девчонки, и мальчишки
Все без исключения
Приглашаю на веселье!
Ведущий. Внимание! Отрядам приготовиться к открытию лагеря «Новое поколение».
Начальник лагеря. Праздник посвященный открытию лагеря «Новое поколение» разрешаю считать открытым.
(ДЕВИЗ, ЛАГЕРНАЯ ПЕСНЯ)
Ведущий. Давайте познакомимся с работниками лагеря. Мы загадаем загадки, а вы попробуйте их отгадать.
- Если заболели уши, нос и голова.
Беспокоить нашу дружбу
Можно с самого утра.
И с ангиной не ворчи
Все равно спасут (врачи)
Ведущий.
2) А скажите кто так вкусно?
Готовит щи капустные, ГОРЯЧИЕ котлеты,
салаты и винегреты (повара)
Ведущий.
3)Все ребята им как дети:
Оли, Кати, Светы, Пети.
Всегда помогут, ребятам-мечтателям
Они не вожатые, (а воспитатели).
(каждый отряд называет имя и отчество своего воспитателя)
Ведущий.
4) На зарядку кто с утра.
Отведет вас детвора?!
Без него мы как без рук,
Ну, конечно, наш (физрук)
(называют)
Ведущий.
5) А в хозяйстве он незаменим
Бумагу, ручку, пластилин.
И все вопросы разные решает только он.
В лагере он – самый главный, кто же это? (начальник лагеря)
(называют)
Ведущий. Слово предоставляется начальнику лагеря …..
Ведущий
Настроение у нас прекрасное!
Нам с тобою здесь
Всех чудес не счесть-
Если песня есть,
Если дружба есть!
Ведущий.
В «Новом поколении» мы сумеем стать
Мастерами и художниками.
Хорошо здесь петь, хорошо мечтать.
А сейчас поприветствуйте 1 отряд!
Ведущий:
В лагерь мы пришли,
И друзей себе нашли!
Здесь мы будем отдыхать,
Веселиться, танцевать.
Встречайте второй отряд!
Ведущий:
Лагерной смены теперь путь открыт
Он веселой улыбкой манит,
солнце в небе сияет,
вам дорогу освещает.
Мы желаем вам успеха
и завистливого смеха,
Творите дерзайте,
друзья и не уставайте!!!!
Встречайте третий отряд!
Ведущий:
Желаем вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути- главнейшее условие.
Встречайте четвертый отряд!
Ведущий
А я желаю вам ласковых рассветов,
Звездных вечеров,
книжек интересных,
сказок и стихов.
Солнышко поярче,
Голубых небес.
Каждый миг- удачи!
Каждый день- чудес!
Встречайте пятый отряд!
Ведущий:
В это время солнце светит,
Все ему поют «Ура!».
Дни, что лучше всех на свете,
Ведь нам отдыхать пора,
Встречайте 6 отряд!
Ведущий:
Вы должны дать торжественную клятву, ведь наша лагерная смена открыта!
Клянемся быть добрыми и дружными. Клянемся!
Клянемся быть веселыми и задорными. Клянемся!
Клянемся быть помощниками старших. Клянемся!
Клянемся делать по утрам зарядку
и заниматься спортом. Клянемся!
Клянемся не вешать нос, не лениться, не плакать, не стонать,
не жаловаться на трудности и скуку.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий:
Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру!!!
Я буду говорить предложения, а вы все вместе
хором говорите фразу «Я тоже»! если соглашаетесь со мной.
Я сегодня рано встала (Я тоже!!!)
В зоопарке побывала (Я тоже!!!)
Видела слона со слоненком (Я тоже!!!)
Он похож на поросенка (Я тоже!!!)
Возвратилась я во двор (Я тоже!!!)
Во дворе скакал Трезор (Я тоже!!!)
Он гонялся за котом (Я тоже!!!)
И вилял своим хвостом (Я тоже!!!)
Ведущий:
Какие же внимательные дети!!! Молодцы!!!
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
«Закрытие лагерной смены»
Мальчик. Для начала торжественной линейки, посвящённой закрытию летней смены лагеря дневного пребывания «Росинка», всем отрядам занять свои места!
Девочка. Дорогие друзья! Сегодня мы в последний раз приветствуем друг друга. Давайте вспомним названия наших отрядов.
Перекличка отрядов.
Мальчик. Первый отряд!
Девочка. Второй отряд!
Мальчик. Третий отряд!
Девочка. Четвёртый отряд! И т.д.
Начальник лагеря. Дорогие ребята! Вот и пролетели 14 дней. Кажется, еще совсем недавно мы стояли здесь и радовались тому, что начинается наша смена. Впереди было много интересных и увлекательных дел: спортивные соревнования, конкурсы, бассейн, библиотека, музей, кинотеатр, игры…
А сейчас все это осталось позади. Но мы искренне надеемся, что еще долго вы будете с радостью и, наверное, с лёгкой грустью вспоминать эти дни, и тех ребят, которые прожили рядом с вами эту смену.
Думаем, что каждый из вас, за время нашей смены нашел себе дело по душе, проявил себя в отрядной работе.
Слово предоставляется директору ___________________________________.
Впереди у вас, ребята, ещё 2 летних месяца. Отдыхая на природе, не забывайте о необходимости беречь и охранять окружающую среду. К этому вас призывают и ребята 2 отряда. («Лето», песня юных экологов).
(забегает Баба Яга)
Б.Я. Так-с, так-с, так-с!
Меня не ждали!
И к себе не зазывали!
Это что за несправедливость така?!
Сейчас вам всем задам трепака!
Где это видано, где это слыхано,
Чтоб со старшими так обращались
И на праздники они не приглашались?
- Меня вы узнали, друзья?
Да, Бабка Ёжка – это я! (раскланивается)
Б.Я. Внучок, ты скажи мне, как называется это место?
Мальчик. Бабуля, это лагерь «Росинка».
Б.Я. Ба!.. Да неужто узники? Малолетние преступники?
Девочка. Да нет. Что ты, бабуля! Это летний пришкольный лагерь.
Б.Я. Знаю я энти лагеря. Эх, горемычные! Сидят тут за колючей проволокой, со скуки помирают. Изголодались небось? Деточки! А у меня сальце есть, давайте-ка поедим!
Мальчик. Спасибо, Бабуля-Ягуля. Кормят здесь прекрасно.
(под музыку песни «Здесь птицы не поют»)
Здесь соков вам нальют
И булочки дадут.
Недаром все плечом к плечу
В столовую бегут.
Дымят оладьи и котлеты,
В кастрюле щи давно кипят.
И нужно нам лишь 5 минут обеда.
(Б.Я. на последних строчках встала, пытается подражать)
Готовы блюда все в столовой для ребят. (2раза)
Б.Я. Ой! Вкусно как! Хочу остаться в вашем лагере. А чем же вы здесь занимаетесь?
(Дети поют под музыку …., Б.Я. по ходу начинает подпевать, приплясывать, вливаясь в коллектив)
Хвастать, бабушка, не станем.
Знаем мы, что говорим.
Чемпионами мы станем,
Ходим ведь в «Аквамарин».
И о нас все люди скажут,
Что не зря собрались здесь.
И в «Росинке» мы покажем,
Что таланты у нас есть.
Отдыхаем мы отлично-
Повышаем свой заряд.
Нет у нас здесь безразличных
И дела идут на лад.
Б.Я. А какие же у вас ещё дела? День-то длинный…
Ничего на свете лучше нету,
Чем гонять футбол, хоть до рассвета.
Рисовать мелками на асфальте,
Песни петь и танцевать от счастья. (2р)
Правила и нормы мы все знаем
И, купаясь в речке, соблюдаем.
С главным другом улиц – светофором
Мы знакомы, знают все без спора. (2р)
Б.Я. Поёте вы душевно. А танцевать умеете?
Мальчик. Умеем, бабушка!
(звучит музыка)
Б.Я. Ай, да молодцы! Развлекаетесь, отдыхаете – всё успеваете! Вот бы следующее лето мне провести с вами…
Прощания миг наступает,
Смена подходит к концу.
Лагерь, солнце, друзья – до свидания!
Может, встретимся в новом году.
Подарить подарок другу –
Это радость, это счастье.
Друг тебе протянет руку
И в несчастье, и в ненастье.
А когда друзей так много,
Все горою друг за друга,
Отправляясь в путь-дорогу,
Встаньте-ка отрядным кругом.
Загляни в глаза, что рядом,
И зажгись от их сиянья.
Так прекрасно быть отрядом
Где добро и пониманье,
Чтоб мы сохранить сумели
Переплет надежных рук,
Мы сегодня вам хотели б
Подарить отрядный круг
Девочка. В нашем лагере трудилось очень много людей, которые хотели, чтобы ребячий отдых был приятным и интересным. Давайте поблагодарим их всех.
Спасибо всем, кто с нами был.
Кто с нами пел, стихи учил.
Кто нас хвалил и кто журил,
Зарядку делал и шутил.
Кто нас кормил и охранял,
Кто наши раны бинтовал.
И кто гулял, и кто играл,
И кто скучать нам не давал.
Кто мыл за нами, убирал,
Чтоб в школе было чисто и красиво.
Всем тем, кто был всё это время с нами,
Мы говорим: "Огромное спасибо!"
А ансамбль «Непоседы» хочет преподнести вам свой подарок – песню …
Б.Я. Да. Здорово у вас в лагере. К сожалению , мне пора, Лешик меня в лесу заждался. На прощание – пожелания от Бабы Яги.
Пусть всё получится в жизни у вас – это раз!
Здоровы были чтоб всегда – это два!
Чтоб душу грело изнутри – это три!
Чтоб жили все в любви и мире –это четыре!
Чтоб никогда не унывать – это пять!
Друзей чтоб было всем не счесть –это шесть!
Чтоб тепло дарили всем –это семь!
Чтоб урожайной была осень – это восемь!
Что хорошо всё будет, верить – это девять!
И, наконец, побольше добрых песен – это десять!
Ещё добра, терпения, старания.
Ну что ж, прощаемся и говорим всем:
До свидания!
«Бибика» - ансамбль «Непоседы».
Игры на знакомство
Снежный ком
Цель: развитие внимания, знакомство.
Время: 10-15 мин.
Количество участников: от 10 до 40.
Место проведения: любое, но участники должны сидеть все вместе в кругу.
Вожатый объясняет правила: "Друзья, сейчас мы попробуем познакомиться со всеми вместе. Для этого нужно быть очень внимательными. Правила нашей игры такие: первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее".
1 чел. Петя;
2 чел. Петя, Вася;
3 чел. Петя, Вася, Лена;
4 чел. Петя, Вася, Лена, Оля ...
Желательно чтобы вожатый оказался последним и правильно без ошибок назвал все имена ребят (завоевание расположения группы).
Варианты этой игры:
1. назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;
2. имя + слово, с которым ты ассоциируешься;
3. имя + слово, предмет, который тебе нравится на ту же букву.
Часы
Цель: развитие коммуникативных навыков, знакомство.
Время: 60 мин.
Количество участников: от 24 до 30.
Место проведения: в просторном помещении.
Материалы: листы бумаги с изображением больших часов на каждого члена группы, ручки, 14 тем разговора, заготовленных заранее.
Ведущий раздает каждому участнику часы. Дается несколько минут, чтобы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив определенного времени. Нельзя встречаться с одним человеком 2 раза.
Все показывают часы с заполненными делениями.
Вожатый объявляет: "Сейчас час дня и в час дня мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть 3 минуты". Ребята находят человека, с которым у них назначена встреча на час и болтают с ним о музыке.
"А теперь 2 часа. И мы говорим о том, как вчера мы собирались в лагерь и что нам сказали родные на прощанье", и т.д.
Расскажи про своего соседа
Цель: знакомство.
Время: 60 мин (зависит от числа участников).
Количество участников: от 10 до 30.
Возраст: от 12 лет.
Место проведения: в просторном помещении.
Ребята сидят в кругу. Вожатый предлагает им внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет). Потом каждый рассказывает.
Развивающие игры
Игры на концентрацию внимания
Возраст не ограничен, количество участников тоже, время проведения обычно не больше пяти минут. Такие игры хорошо проводить в начале такого занятия, когда вам нужно привлечь внимание детей.
Искра
Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.
Ритм
Все участники сидят в кругу. Ведущий задает ритм хлопками в ладоши. Ребята должны по кругу повторить этот ритм, при условии, что каждый хлопает только один раз.
Тишина
Ведущий: "Давайте послушаем тишину... Сосчитайте звуки в этой комнате. Сколько? Какие?" Ребята называют звуки, которые услышали. Лучше начать с того, что услышал меньше всех.
"Сосчитайте звуки вне комнаты, на улице…"
Пальцы
Ведущий показывает на руках разное число пальцев в хорошем темпе. Все хором называют.
Игры на внимательность и наблюдательность
Сколько?
Ведущий: "Посчитайте сколько предметов на букву “п” (“р”, “л” и т.п.) есть в этой комнате". Называем по очереди. Предметы не должны повторяться. Выигрывает тот, кто продержится дольше всех.
Ищите его
Игра со словами. Участникам предлагается короткое слово. Они должны вспомнить и записать за определенное время как можно больше слов, в которых содержится данное слово. Например: мак – гамак, тумак, смак, макака.
Потом устраивается соревнование, все по очереди зачитывают. Можно сделать по командам.
“Ай да я” (или “Ква-ква”, “Карамба” и еще что угодно)
Ведущий: "Мы сейчас будем по очереди называть числа по порядку, но вместо чисел, которые делятся на 3 (5, 7, 4) и содержат три в своем написании, мы будем говорить “Карамба” (например: 1, 2, Карамба, 4, , Карамба, 7, 8, Карамба, 10, 11, Карамба, Карамба, 14,...). Тот, кто ошибается – вылетает из игры".
Можно усложнить задачу - взять две цифры и говорить при одной цифре одно слово, а при другой - другое, если они встретились вместе, то оба слова (например: (числа 3 и 5): 1, 2, Карамба, 4, Ква, Карамба, 7, 8, Карамба, Ква, 11, Карамба, Карамба, 14, Карамба-Ква [число 15 делится на 3 и на 5],…)
Помнишь там?
Цель: развитие внимательности.
Время: от 20 мин (пока не надоест).
Количество участников: от 4 до 10.
Возраст: от 8 лет.
Место проведения: настольная или напольная игра.
Материалы: около 40 картонных карточек с одинаковыми рисунками на каждых двух из них (то есть 20 пар рисунков). Можно изготовить из старых журналов вместе c детьми.
Все садятся в круг и раскладывают в центре карточки сначала лицом вверх. Одну минуту все смотрят внимательно и стараются запомнить расположение карточек. Потом карточки переворачивают. Ребята по очереди ходят. За один ход можно перевернуть две любые карточки. Если на них окажется одинаковый рисунок, игрок забирает их себе и ходит снова. Если нет - он снова переворачивает их.
Тот, у кого в конце игры окажется больше всех карточек, выигрывает.
МПС
Цель: развитие внимательности.
Время: ок. 20 мин.
Количество участников: от 5 до 40.
Возраст: от 12 лет.
Место проведения: любое (участники сидят в кругу).
Важно! игра "одноразовая".
Несколько добровольцев, которые никогда не играли в эту игру, покидают зал на одну минуту. Все остальные договариваются о том, что отвечать будут про своего правого соседа (МПС = мой правый сосед). Водящему, по возвращении, говорят: "Сейчас мы все вместе загадали человека из нашей группы. Тебе нужно отгадать, кто это и расшифровать его кодовое название МПС".
Игры на развитие творческого мышления
Диалог
Цель: развитие воображения, театральных способностей.
Время: 40 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: в помещении.
Важно! число участников ограничено, так как показ сценок занимает много времени.
Ведущий: "У вас есть диалог:
- Что случилось?
- Ничего.
- Ты что с ума сошел?
- А в чем собственно дело?
-Помогите.
Придумайте и покажите ситуацию, в которой эти слова могут быть сказаны".
После всего можно их сравнить - насколько они разные, схожие.
Игры на сплочение
Джойстик
Цель: сплочение группы.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 10 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: любое.
Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе.
Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.
Почта
Цель: создание и поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время: от одного вечера до нескольких дней (игра идет параллельно с другими мероприятиями лагеря).
Количество участников: от 15 человек.
Возраст: от 10 лет.
Материалы: почтовый ящик и несколько листов цветного картона.
Каждый участник игры получает номер (это его адрес). Нужно сделать визитку со своим именем и номером и обязательно ее носить. Все могут писать всем разные веселые записки и складывать в ящик. Раздача почты происходит либо во всеуслышание, либо с помощью специальных почтальонов (заранее выбранных) доставляется прямо в руки адресата. Вожатые должны "разогреть" игру написав разные веселые и добрые записки как можно большему числу детей.
Летопись
Цель: сплочение группы, сохранение памяти о лагере.
Время: всю смену.
Количество участников: отряд.
Возраст: любой.
Материалы: бумага, краски, фломастеры.
Это мероприятие скорее можно назвать лагерной традицией, а не игрой. В течение смены ребята вместе вписывают в летопись новую страницу. Записывают, что произошло, кто отличился, делают иллюстрации. Главное не забывать хотя бы раз в два дня выделять для нее время. К сожалению, летопись создается лишь в одном экземпляре и поэтому, чтобы избежать обид ее берет себе вожатый.
Привет!
Цель: сплочение группы, создание теплой атмосферы.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 10 до 30.
Возраст: любой.
Материалы: мяч.
Участники должны бросать друг другу мяч со словами: “Привет! Ты сегодня хорошо выглядишь”; “Доброе утро! Я рад тебя видеть такой счастливой!”...
Игры на выявление лидера
Веревочка
Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: любое.
Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих).
Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.
Индикатор
Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 8 до 20.
Возраст: от 13 лет.
Место проведения: просторное помещение.
Ведущий: "У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же".
Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды.
Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.
Спокойные игры
Тшшшшшшшшш
Цель: концентрация.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: любое.
Сидим в кругу. Каждый выбирает себе предмет и начинает мысленно описывать его. Вожатый случайно вызывает кого-нибудь, и он начинает озвучивать вслух свой рассказ, с того места, на котором мысленно находился, когда его вызвали. Одного и того же человека можно спросить два раза, чтобы народ не прекращал думать.
Большие игры
Большими мы называем игры, в которых может участвовать весь лагерь или, по крайней мере, несколько отрядов. Здесь представлены собственно лагерные игры (не поймите неправильно). Хотим также напомнить вам, что любая телевизионная игра может быть адаптирована к условиям лагеря, и прекрасно проходит, так как правила ее многим ребятам уже известны, а поучаствовать давно хотелось. Мы имеем в виду такие игры, как "Два рояля" (в лагере черный и белый рояль заменят два одеяла, а петь можно и без аккомпанемента), "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" (только вопросы надо попроще – сейчас изданы специальные сборники несложных вопросов для любителей этой игры и детей), "Любовь с первого взгляда", "Седьмое чувство", "Звездный час", "Золотая лихорадка Леонида Ярмольника" и т.д. и т.п. Главное - выделить основную идею той или иной игры и не зацикливаться на технических трудностях.
Поиск клада
Цель: укрепление физического здоровья детей, развитие сообразительности, умения работать сообща.
Время: 60 мин.
Количество участников: от 8 до 40.
Возраст: от 7 лет.
Место проведения: вся территория лагеря.
Материалы: несколько листов бумаги, один приз.
Подготовка игры: вожатый пишет записки, где завуалированно (в стихах, иносказательно, зашифровано) описаны места территории лагеря. Каждая новая записка посылает участников к следующей. Потом вожатый должен спрятать эти записки в определенных местах лагеря. Теперь можно начинать игру.
Каждая команда получает первое послание и по сигналу отправляется в путь. Каждая команда бегает по своему собственному маршруту, но записка с “кладом” только одна. Нужно пройти обязательно все этапы. В конце самая быстрая команда находит финальную записку с надписью “Клад” и идет к вожатому за призом. Оптимальное количество команд: 3-4.
Экскурсия по лагерю, корпусу и его окрестностям.
Цель: познакомить детей с их территорией, чтобы они знали местоположение всех важных для них объектов.
Время: 60 мин.
Количество участников: от 8 до 40.
Возраст: от 7 лет.
Место проведения: вся территория лагеря.
Экскурсия по лагерю проводится в самом начале смены. Ребятам будет гораздо интереснее, если вожатые организуют из этой прогулки веселое театрализованное действо полное тайн и интересных встреч. Легенду надо продумать заранее (хорошо подойдет какой-нибудь Новогодний вариант). Детей разбить на группы по количеству инструкторов. Всех остальных взрослых можно сделать лешими, призраками, Санта Клаусами и др.
Некоторые рекомендации для проведения зарядки.
Результатом зарядки является хорошее настроение и возможность ребенку проснуться, настроиться на ритм дня лагеря. Но не более того. Поэтому она должна вызывать позитивные эмоции. Следовательно, проводить ее необходимо с драйвом, юмором и даже неизбежное «принуждение» должно производиться с шуткой и без «явного» насилия.
Последний момент особенно важен. Поэтому остановимся на нем подробнее. Зарядка это в некоторых случаях конфликт. С одной стороны, от «не хочется», до не «буду делать», со стороны ребенка, с другой стороны, «надо», со стороны вожатого. Игнорировать его невозможно. Конфликт желательно решить в ходе зарядки, либо проведение зарядки (в особо запущенных случаях) дает повод решить его сразу после нее. Но в то же время решение данного конфликта в свою пользу, может привести к потере вожатым «права быть лидером», что чревато серьезными проблемами. Особенно это актуально для оргпериода, но учитывать этот аспект нужно всегда.
Этим определяются правила проведения зарядки.
- Перед началом зарядки настройся. Проводить зарядку нужно в хорошем настроении.
- Выход на зарядку не нужно затягивать. Поэтому выход на зарядку обеспечивают все вожатые, стоящие на отряде.
- Если несколько человек уже вышли на зарядку, проводящий присоединяется к ним, а остальные продолжают торопить детей. При этом агрессия неприемлема. Только шутка и драйв.
- Зарядка начинается с приветствия. Это обязательный «обряд включения». Как правило, уже на второй раз отряд отвечает дружно и четко.
- Ни одно упражнение не делается меньше трех и более пяти раз. Зарядка не должна «зависать», поэтому следи за темпом.
- Давая команду, не переходи к следующему действию, пока она не выполнена. Здесь важно не вывалится из «позитива». При наличии «косящих и забивших», имеет смысл шутка, настойчивость и «укоризненный взгляд» до выполнения. Как правило этого достаточно. Но если ребенок сознательно идет на конфликт, то его игнорируешь, но при этом «выделяешь» из группы, в крайнем случае, выводишь в сторону. Это уже конфликт, решать его имеет смысл вне рамок «зарядки».
- У детей в ходе зарядки есть потребность в «обратной связи». Не ленись похвалить, одобрить, улыбнуться в ответ.
- Зарядка заканчивается приветствием. «подняли левую руку, подняли правую и похлопали друг другу. Всем спасибо!»
Музыка для зарядки
Для проведения зарядки возможно использование достаточно широкого диапазона музыки: от классики до современных ритмов. Естественно, нужно учитывать, для кого вы ее подбираете и какого рода зарядку проводите.
Если первая часть зарядки проводится в помещении, хорошо воспринимаются мелодичные композиции, в умеренном темпе.
Для упражнений на воздухе подберите более подвижную музыку. Если будет возможность, запишите сборники специально для зарядки. Желательно, чтобы каждый музыкальный фрагмент логично сочетался с другим.
Упражнения при этом необходимо проводить в соответствии с музыкой. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение, побуждает выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности. Под музыку легче запоминаются новые движения.
Как строится комплекс для зарядки
Как и любая тренировка зарядка условно делится на три части: подготовительную, в которую включаются разогревающие упражнения, основную - куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, бег, прыжки, игры, эстафеты и заключительную, направленную на снижение нагрузки. В детском лагере необходимо, чтобы заключительная часть плавно подводила к дальнейшей деятельности и обязательно давала возможность ощутить группу как единое целое.
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для детей могут быть разными, но главное, чтобы они (упражнения) развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении зарядки является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
- Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
- Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
- Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
- Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
- Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
- Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
- Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
- Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой зарядки, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями.
Начнем с новичков (ребят, для которых зарядка в новинку)
Большинство ребят в своей повседневной жизни относят зарядку к разряду таинственных и совсем не обязательных мероприятий, которыми занимаются некоторые «чудаки». Поэтому при подготовке зарядки для этой категории граждан необходимо проявить наибольшую изобретательность. Что нам требуется? Конечно, было бы замечательно, если руководитель еще загодя расскажет в увлекательной форме о роли физической нагрузки. А на самой зарядке, чтобы ребята почувствовали, что от этой «странной» процедуры можно получить удовольствие.
Как же это делать?
Естественно, в первую очередь с ребятами должен быть установлен эмоциональный контакт. Если к детям не проявлять интерес и внимание, даже после развеселой зарядки они будут чувствовать себя дискомфортно.
Очень хорошо, если в группе есть ребята различных уровней подготовки, т.к. в одиночку руководителю будет значительно сложнее заинтересовать новичков. Сама зарядка должна быть разнообразной, веселой, включать игры, групповые упражнения. Необходимо так организовать разминку, чтобы каждый ребенок оказался включенным в общую работу.
В целом, при проведении зарядки эмоциональный компонент становится главным. Тому, кто проводит разминку, необходимо уметь на ходу оценивать состояние, настроение участников и, возможно, тут же что-то изменять. Поэтому ведущему важно не только иметь в памяти богатый арсенал упражнений и игр и извлекать именно то, что необходимо в данный момент, но и уметь увлечь ребят.
Если группа большая, то «зарядочнику» рекомендуется встать в центре круга, чтобы быть примерно на равном расстоянии от всех участников и иметь возможность в любой момент обратиться к любому из них. Для успешной зарядки необходимо научиться видеть всех сразу и каждого в отдельности, постарайтесь во время проведения обратить свое внимание на каждого из ребят - кого-то подбодрите, кого-то похвалите, а если все делается с юмором, весело, тогда совсем замечательно.
Проведение упражнений
Чтобы детям было легче включиться в непривычную для них деятельность, организуйте всю процедуру так, что большая часть упражнений будет выполняться совместно с другими. Подберите упражнения для работы в парах и группах. Используйте танцевальные элементы. Обычно поодиночке большинство детей стесняются танцевать, а вместе с другими, да еще взявшись за руки, они делают это с удовольствием. Организуйте эстафеты - пусть они будут необычными и веселыми. Поиграйте все вместе (третий лишний, казаки-разбойники, ..), не забудьте об упражнениях на координацию, ловкость, равновесие.
Примеры упражнений:
Вся группа разбивается на небольшие команды (по 5-7 человек). Взявшись за руки: приседания, махи ногами, наклоны и т.п. Упражнения в парах:
- Повернувшись лицом друг к другу, приседать и одновременно пожимать друг другу руки;
- Опираясь на ладони товарища, одновременно выполнять отжимания в положении стоя;
- Стоя лицом друг к другу, одну ногу выставить немного вперед, ладони партнеров соприкасаются. Преодолевать сопротивление рук товарища;
- Повернуться спиной друг к другу, руками подхватить друг друга под локти. Одновременно приседать.
- Бой петухов. Партнеры встают на одну ногу, руки за спиной. Необходимо толкаясь, заставить партнера опустить вторую ногу. Между победителями пар можно провести еще тур игры, а затем выявить абсолютного победителя.
Игра «Акулы и рыбки»
Выбираются ведущие - акулы (количество - в зависимости от общего количества участников: в среднем 1:5(6)). Акула съедает только ту рыбку, которая не успела присесть и задержать дыхание. Съеденная рыбка тоже становится акулой. Время задержки дыхания устанавливается в зависимости от возраста и уровня здоровья играющих (ок. 20 сек.). Если акула подплывает к уже задержавшей дыхание рыбке, то она имеет право находиться около нее не более 10-15 секунд.
Упражнения для завершения.
«Волна по кругу»
Все участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи (берутся за руки), затем по кругу друг за другом непрерывной волной выполняют некоторое движение: приседания, выпрыгивания, махи ногой и т.п.
Так же стоя в кругу можно что-то покричать всем вместе. А после всего этого обязательно помчаться на речку (озеро, ручей, ближайший снежный сугроб) и искупаться или хотя бы умыться.
Это лишь краткий перечень. Интересные упражнения можно найти в книгах, извлечь из своего опыта, придумать самому или предложить придумать другим.
Чтобы все вышеперечисленное понравилось новичкам, необходимо выполнение двух основных условий: Вожатые сами с удовольствием делают зарядку, купаются, общаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практика вожатой
Многое не выкладываю, но могу сказать что если с детьми постоянно занимаются то дети каждый день будут принимать участие во всех конкурсах и времени на плохие дела у них реально не о...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере
Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и од...
Сценарий конкурса "Вожатый года"
Сценарий написан в стихотворной форме с использованием переделанных песен. Тема: "Путь к звёздам"...
VI районный конкурс старших вожатых «Ступени мастерства»
"Как стать успешным"...
перспективный план работы старшей вожатой 2014 год
перспективный план работы старшей вожатой 2014 год...
Шпаргалка вожатого
Основным руководителем деятельности вожатого в летнем оздоровительном лагере должна быть его совесть, его внутреннее «Я».Задача этих рекомендаций состоит в предложении вожатому некоторых и...
Шпаргалка вожатого
Шпаргалка вожатого...