Рекомендации молодому педаогу
учебно-методический материал на тему
Рекомендации молодому педагогу
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подростки начала XXI в. во многом отличаются от своих ровесников середины - конца прошлого столетия, в то же время их, как и большинство обучающихся детей мира, увлекают произведения с ярким, динамическим сюжетом, с элементами сказочными и фантастическими. Именно это, на наш взгляд, необходимо учитывать в процессе преподавания, корректируя содержание программ в каждом конкретном классе, ориентируясь на контингент учащихся для того, чтобы, заинтересовав чтением, формировать у школьников и читательские умения, и читательские предпочтения, и интерес к произведениям литературы высшего порядка, и вкус как таковой.
Наиболее выигрышно в этом плане выглядит фантастика для детей и подростков, так или иначе читаемая учащимися самостоятельно.
Привлечение такого рода литературы, безусловно, относящейся к виду массовой литературы, по нашему убеждению, способствует активизации познавательного интереса в области литературы вообще, следовательно - и
на уроках литературы в школе.
Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Чаще всего под фантастикой (от греч. phantastike - искусство воображать) подразумевают "тип художественных произведений, в конкретных образах отражающих вероятность научного проникновения в непознанное, опережающих художественные предположения". Р. Нудельман приводил такое определение фантастики: "Фантастика - специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным им в принципе способом - невероятно, "чудесно", сверхъестественно".
Как отмечала М. И. Мещерякова, "своеобразием отмечены и художественные задачи фантастики, которая не столько представляет объекты действительности в их конкретном многообразии, сколько стремится к достижению широкого уровня обобщения, постижению сути, законов и смысла бытия. ...Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное (т.е. "псевдофакт")" (выделено нами. - Н. К.). Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом (создание собственной концепции мира и бытия, различные представления об эволюции человека и социума) и наукой (научно-технический и социальный прогноз, популяризация знания). Функция познания мира и функция самовыражения сближает фантастику с собственно художественной литературой. "Объединяя в себе факт известный и факт предполагаемый, научное знание и воображение, фантастика оказывается оригинальным союзом двух методов познания мира". В отечественной и зарубежной фантастике существует множество направлений, но наиболее популярными в конце XX в. были альтернативная история, киберпанк, турбореализм и фэнтези. К последнему принадлежат практически все фантастические произведения для детей и подростков рубежа XX-XXI вв.
Фэнтези (англ. Fantasy) - "вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет "логической" мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению.
Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь и фэнтези. Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца XX – начала XXI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Это довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах.
В учебных программах почти отсутствует литература будущего, но жанр фэнтези включен. Но часто произведения этого жанра учителя дают как литературную сказку. Но ведь литературная сказка это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и литературная сказка формируется как один жанр. Поэтому обучение учащихся в плане фэнтези не ведется.
Не использование учителями жанра фэнтези можно объяснить такими причинами как: неимением опыта чтения подобной литературы, не понимание различий от других видов фантастики. У школьников складываются неправильные представления о жанре фэнтези.
Поэтому вопрос об изучении фэнтези в школе достаточно актуален для сегодняшнего времени. Решать такую проблему стоит с начальной школы, когда у учащихся только начинает формироваться мировоззрение, творческая фантазия. Благодаря чтению фэнтези у учащихся сформируется полноценное представление о мире фантастики. Научившись видеть красоту жанра, учащиеся смогут относится и к другим литературным произведениям с пониманием.
Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», – сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой». Произведения фэнтези, как правило, являют себя в жанре, близком к сказочной или приключенческой повести, но при этом вмещают в себя признаки и элементы многих других жанров – от рыцарского романа до комедии положений и стихов. Фэнтези – это не текст как таковой, а оттенок, привкус, аромат... Отдаленные времена, битвы светлых и темных сил, подвиги, герои, волшебство... – все, что так увлекает читателя. Литературовед, наверное, сказал бы, что фэнтези – это творческий метод, то есть особенный писательский взгляд на мир и на текст. Итак, книги фэнтези, говорят об одном и том же: зло может победить не идеальный богатырь, а маленький мечтатель хоббит, такие же, по сути дела, не герои, как и читатели этих книг.
Предварительный просмотр:
Изучение рекомендаций молодому педагогу.
Советы молодым учителям
1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука). Пессимистичен только дилетантизм.
2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные.
3. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего.
5. Как общаться с родителями? Так же, как с детьми. Помните: взрослые – тоже дети, только очень усталые.
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным, и не рвитесь к карьере; помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеют первый момент появления в классе, первые уроки, первое знакомство с детьми, все первое.
8. Если вы сначала дадите детям волю, а потом их прижмете, они вас невзлюбят, если, наоборот, сначала прижмете, а потом дадите волю – они вам будут благодарны.
9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят.
10. Не появляйтесь на глазах у детей без дела.
11. Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, не торопитесь, не сокращайте время на обдумывание предстоящего шага.
13. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении. пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
14. Учитесь правильно здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать всю подноготную о ваших воспитанниках, какими они были раньше – буквально с пеленок, как вели себя, как жили.
16. Не смущайтесь, если совершили ошибки. Дети, в отличие от взрослых, всегда учителю их прощают.
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит».
18. Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. помните: думать – ваша главная обязанность.
19. Играйте с детьми, веселитесь. воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностные особенности педаогов, работающих с одарёнными детьми.
Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей....
Выступление на городской педагогической конференции молодых специалистов " Созвездие молодых"
Урок с использованием ИКТ : необходимость и целесообразность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-865943-1481611766.jpg)
Рекомендации для молодого специалиста
Являясь наставником молодого специалиста, оформила методические рекомендации по постновке целей и задач урока и алгорим проведения урока русского языка (письма) в первом классе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1093517-1607606644.jpg)
Методические рекомендации молодому учителю начальных классов
Методические рекомендации молодому учителю начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1094550-1547539343.jpg)
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...
Циклограмма педаога-библиотекаря
Рабочая неделя педагога-библиотекаря...