Рекомендации молодому педаогу
учебно-методический материал на тему

Тарасова Елена Юрьевна

Рекомендации молодому педагогу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростки начала XXI в. во многом отличаются от своих ровесников середины - конца прошлого столетия, в то же время их, как и большинство обучающихся детей мира, увлекают произведения с ярким, динамическим сюжетом, с элементами сказочными и фантастическими. Именно это, на наш взгляд, необходимо учитывать в процессе преподавания, корректируя содержание программ в каждом конкретном классе, ориентируясь на контингент учащихся для того, чтобы, заинтересовав чтением, формировать у школьников и читательские умения, и читательские предпочтения, и интерес к произведениям литературы высшего порядка, и вкус как таковой.

Наиболее выигрышно в этом плане выглядит фантастика для детей и подростков, так или иначе читаемая учащимися самостоятельно.

Привлечение такого рода литературы, безусловно, относящейся к виду массовой литературы, по нашему убеждению, способствует активизации познавательного интереса в области литературы вообще, следовательно - и
на уроках литературы в школе.

Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Чаще всего под фантастикой (от греч. phantastike - искусство воображать) подразумевают "тип художественных произведений, в конкретных образах отражающих вероятность научного проникновения в непознанное, опережающих художественные предположения". Р. Нудельман приводил такое определение фантастики: "Фантастика - специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным им в принципе способом - невероятно, "чудесно", сверхъестественно".

Как отмечала М. И. Мещерякова, "своеобразием отмечены и художественные задачи фантастики, которая не столько представляет объекты действительности в их конкретном многообразии, сколько стремится к достижению широкого уровня обобщения, постижению сути, законов и смысла бытия. ...Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное (т.е. "псевдофакт")" (выделено нами. - Н. К.). Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом (создание собственной концепции мира и бытия, различные представления об эволюции человека и социума) и наукой (научно-технический и социальный прогноз, популяризация знания). Функция познания мира и функция самовыражения сближает фантастику с собственно художественной литературой. "Объединяя в себе факт известный и факт предполагаемый, научное знание и воображение, фантастика оказывается оригинальным союзом двух методов познания мира". В отечественной и зарубежной фантастике существует множество направлений, но наиболее популярными в конце XX в. были альтернативная история, киберпанк, турбореализм и фэнтези. К последнему принадлежат практически все фантастические произведения для детей и подростков рубежа XX-XXI вв.

Фэнтези (англ. Fantasy) - "вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет "логической" мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению.

Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она  присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к  волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь и фэнтези. Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца XX – начала XXI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Это  довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах.

В учебных программах почти отсутствует литература будущего, но жанр фэнтези включен. Но часто произведения этого жанра учителя дают как литературную сказку. Но ведь литературная сказка это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и литературная сказка формируется как один жанр. Поэтому обучение учащихся в плане фэнтези не ведется.

Не использование учителями жанра фэнтези можно объяснить такими причинами как: неимением опыта чтения подобной литературы, не понимание различий от других видов фантастики. У школьников складываются неправильные представления о жанре фэнтези.

Поэтому вопрос об изучении фэнтези в школе достаточно актуален для сегодняшнего времени. Решать такую проблему стоит с начальной школы, когда у учащихся только начинает формироваться мировоззрение, творческая фантазия. Благодаря чтению фэнтези у учащихся сформируется полноценное представление о мире фантастики. Научившись  видеть красоту жанра, учащиеся смогут относится и к другим литературным произведениям с пониманием.

Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», – сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой». Произведения фэнтези, как правило, являют себя в жанре, близком к сказочной или приключенческой повести, но при этом вмещают в себя признаки и элементы многих других жанров – от рыцарского романа до комедии положений и стихов. Фэнтези – это не текст как таковой, а оттенок, привкус, аромат... Отдаленные времена, битвы светлых и темных сил, подвиги, герои, волшебство... – все, что так увлекает читателя. Литературовед, наверное, сказал бы, что фэнтези – это творческий метод, то есть особенный писательский взгляд на мир и на текстИтак, книги фэнтези, говорят об одном и том же: зло может победить не идеальный богатырь, а маленький мечтатель хоббит, такие же, по сути дела, не герои, как и читатели этих книг.



Предварительный просмотр:

                     Изучение рекомендаций молодому педагогу.

                               Советы молодым учителям

 1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука). Пессимистичен только дилетантизм.

 2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные.

 3. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.

 4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего.

 5. Как общаться с родителями? Так же, как с детьми. Помните: взрослые – тоже дети, только очень усталые.

 6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным, и не рвитесь к карьере; помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.

 7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеют первый момент появления в классе, первые уроки, первое знакомство с детьми, все первое.

 8. Если вы сначала дадите детям волю, а потом их прижмете, они вас невзлюбят, если, наоборот, сначала прижмете, а потом дадите волю – они вам будут благодарны.

 9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят.

 10. Не появляйтесь на глазах у детей без дела.

 11. Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.

 12. Если вы сомневаетесь, как поступить, не торопитесь, не сокращайте время на обдумывание предстоящего шага.

 13. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении. пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»

 14. Учитесь правильно здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.

 15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать всю подноготную о ваших воспитанниках, какими они были раньше – буквально с пеленок, как вели себя, как жили.

 16. Не смущайтесь, если совершили ошибки. Дети, в отличие от взрослых, всегда учителю их прощают.

 17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит».

 18. Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. помните: думать – ваша главная обязанность.

19. Играйте с детьми, веселитесь. воспринимайте свое учительство как продолжение детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные особенности педаогов, работающих с одарёнными детьми.

Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей....

Рекомендации для молодого специалиста

Являясь наставником молодого специалиста, оформила методические рекомендации по постновке целей и задач урока и алгорим проведения урока русского языка (письма) в первом классе. ...

Методические рекомендации молодому учителю начальных классов

Методические рекомендации молодому учителю начальных классов...

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...

Методические рекомендации молодому учителю

Методические рекомендации в помощь молодому учителю...

Циклограмма педаога-библиотекаря

Рабочая неделя педагога-библиотекаря...