"Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"
методическая разработка на тему

Головатюк Татьяна Евгеньена

"Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"

1. Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта. Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования. 

 Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

 Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

 2.Основные требования к системе оценивания.

 Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:

 - устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут,

 - давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,

 - отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,

 - отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

 В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:

 - учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования, 

 - родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

 - учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том:

 o происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,

 o начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,

 o совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,

 o обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

 В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

 - оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,

 - учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,

 - учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком,

 - побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения. 

 3. Принципы построения системы оценивания.

 Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

 1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 

 2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4) Оценивать можно только то, чему учат.

 5) Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

 6) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

4.Соотношение внутренней и внешней оценки.

В системе оценивания в начальной школе используются внутренняя и внешняя оценка.

Внутренняя оценка,

выставляемая педагогом, и школой, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки учащихся, в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьным психологом, в промежуточной и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

 Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.

 Во-первых, обеспечить обратную связь, информируя:

 • учеников и их родителей о продвижении в освоении программы (а на определённом этапе и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;

 • учителей об эффективности их педагогической деятельности.

 Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.

 Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных (регламентированных) процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений, государственной итоговой аттестации выпускников, аттестации работников образования, аккредитации образовательных учреждений и др.)

 «Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки – итоговая оценка, поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс (через систему внутренней оценки) тем больше, чем больше выражена связь процедур внешней оценки с итоговой оценкой выпускников.

 Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования.

 Это выдвигает определённые требования к структуре итоговой оценки. В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопительные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов по всем учебным предметам, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень усвоения опорной системы знаний на момент окончания начальной школы. При этом учитываются результаты, как минимум, трёх работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

 При этом накопительная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений, учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

 На основе этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, средствами данного предмета. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

 2) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиям. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» и «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получение не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

 Решение об успешном усвоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования.

 Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой:
- Отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

 - Определяются приоритетные задачи направления личного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

 - Даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

 Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

Методика внутренней оценки достижений учащихся

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки и т.п.);

 - индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

 - статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

 - результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

 В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: 

 -стартовую диагностику

-текущее оценивание( тесно связанное с процессом обучения)

 - итоговое оценивание.

 Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. 

 Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Опыт и результаты проводимых исследований показывают, что большинство детей 6 – 7 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности, что, безусловно, облегчает задачу учителя начальной школы. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования.

 Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.

 • Итоговая оценка выпускника и ее использование

• в системе образования

• Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

 • При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

 • На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.•

• Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.•

• ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ 

• • Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

 • При этом итоговые проверочные работы проводятся в рамках регламентированных процедур по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»).

 • Целесообразно ввести следующие два уровня достижения планируемых результатов: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).

Процедуры и механизмы оценки 

1 класс. Определять цель работы на уроке с помощью учителя. Проговаривать порядок действий на уроке. Высказывать свое предположение (версию). Давать оценку работе класса на уроке. Отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно.

 • 2 класс. Определять цель работы на уроке с помощью учителя , самостоятельно находить и формулировать проблему урока вместе с учителем. Планировать работу на уроке. Высказывать свою версию, предлагая способ ее проверки. Работать по плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты. В диалоге с учителем определять, насколько успешно выполнено задание.

 • 3 – 4 класс. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи ) вместе с учителем. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, если нужно, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы.•

Качественная оценка Отметка – баллы успешности (Б.У.) 5 – бальная система

Не достигнут даже необходимый уровень Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось сделать 2(неудовлетворительно). Возможность исправить!

 Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение 3(удовлетворительно). Возможность исправить!
2 б.у. – полное освоение 4(хорошо). Право изменить!

 Программный уровень 3 б.у. – частичное освоение 4+(близко к отлично).Право изменить!

 4 б.у. – полное освоение 5(отлично)

 Максимальный уровень 5 б. у. – приближение или выход на максимальный уровень 5+ или 5 и 5 (превосходно) 

 •• Процедура оценки

• 1. Оценивается любое , особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

 • 2. Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку.

 • 3. За каждую учебную задачу или группу задач, показывающих овладение отдельным умением – ставится своя отдельная отметка.

 • 4. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную. 

 • За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставиться только по желанию ученика.
• Организация накопительной системы оценки

• Портфолио
• Другая составляющая итоговой оценки — накопительная оценка. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и

• достижения в различных областях. При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
• Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

 • • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

 • • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения
• • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

 • В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

 • В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

 • 1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного
• образования).

 • Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность,

 • объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
• 2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор
• воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
• 3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

 • Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих

• портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

 • Все составляющие портфолио в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.

 • Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:

 • • «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

 • • «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

 • Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий"    Источник - сайт  ФГОС http://www.yar-edudep.ru/fgos ...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта. Основные требования к системе оценивания Планируемые результаты как основа оценки достижений стандарта....

Современный подход к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе.

Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача современной школы формирование человека, совер-шенствующего самого себя, способного самостоятельно пр...

Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...