Для коллег
материал по теме
В помощь моим коллегам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Календарно-тематический план
Базовое содержание учебного предмета для 1 класса
Восприятие произведений искусства – 2 часа
Живопись – 8 часов
Графика – 6 часов
Скульптура – 4 часа
Художественное конструирование, дизайн и архитектура – 8 часов.
Декоративно – прикладное искусство – 5 часов.
Всего 33 часа ( в неделю 1 час)
Пояснительная записка
Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности личности.
Задачи обучения:
1) развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2) знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции;
3) знакомство с теплыми и холодными цветами и умение их различать;
4) знакомство с видами (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, архитектура) и жанрами (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический и т.д.) изобразительного искусства;
5) овладение художественными навыками (работа с различными материалами и освоение различной изобразительной техники);
6) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
7) развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
8) улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учеников.
Учащиеся 1 класса должны знать:
1) виды и жанры изобразительного искусства;
2) названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
3) виды художественных материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и названия;
4) приемы работы сгибанием, вырезанием и сминанием;
5) способы соединения с помощью клея;
6) виды простейшего декорирования: раскрашивание, аппликацию;
7) особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф;
8) известных художников Казахстана и мира.
Учащиеся 1 класса должны уметь:
1) применять первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
2) выполнять горизонтальные, вертикальные, наклонные, дугообразные, волнистые линии;
3) использовать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
4) применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
5) выполнять декоративные композиции с применением мотивов природы и сказочных образов;
6) применять элементарные практические умения и навыки в рисунке, живописи, скульптуре и художественном конструировании.
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Оборудование. Наглядность. | Тип урока | Доп. материал | Стр. учебника | Дом. задание |
I четверть – 9 часов (9 недель) | ||||||||
Восприятие произведений искусства (2 часа) | ||||||||
1. 2. | 2 | Понятие изобразительного искусства, роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений изобразительного искусства, знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. ПДД: Улица полна неожиданностей. | Учебник, художественные материалы, картин ы художников, портреты художников Казахстана. | Изучение нового. | Дать представление о выдающихся художниках Казахстана. | С. 3-11 | ||
Живопись (4 часа) | ||||||||
3. | 1 | Понятие о живописи и цветовой гамме, изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные; | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации картин | Изучение нового. | Живопись | С. 12-19 | ||
4. | 1 | Теплые и холодные цвета, цветовой колорит, теория цвета, линия горизонта, одноцветная акварель (гризайль). Рисуем «Осень». | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации картин с изображение осени | Комбини- рованный. | Линия горизонта. | С. 20-27 | ||
5. | 1 | Настроение цветовой гаммы. Изображаем свое настроение в живопись и цвете. | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации картин детей. | Комбини- рованный. | Фантазия и творчество в цвете. | С. 28-31 | ||
6. | 1 | Живописные материалы: акварель и гуашь, палитра, работа с кистью. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра, иллюстрации картин | Комбини- рованный. | Художник-живописец. Мазок. | С. 32-33 | ||
Графика (6 часа) | ||||||||
7. | 1 | Понятие о графике, материалы художника-графика. | Учебник, цветные карандаши, простые карандаши. | Изучение нового. | Художник- график. Графика. | С. 34-35 | ||
8. | 1 | Многообразие линий и их знаковый характер, способы работы карандашом, линия горизонта. «Дерево». | Учебник, виды линий, перо, тушь черная, альбомный лист. | Изучение нового. | Линия Контур Тушь, перо-их происхождение | С.36-39 | ||
9. | 1 | Выразительность штриха. Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. | Учебник, виды линий, перо, тушь черная, альбомный лист. | Комбини- рованный. | Разновидности животных, птиц. | С. 40-43 | ||
II четверть – 7 часов (7 недель) | ||||||||
10. | 1 | Характер и выразительные возможности фигур. Создаем силуэт. | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации. | Комбини- рованный. | Различные формы в произведениях художников. | С. 44-47 | ||
11. | 1 | Изображаем различные предметы с помощью линий, фигур, штрихов. | Учебник, краски, карандаши, фломастеры, альбом, кисти, палитра, иллюстрации. | Комбини- рованный. | Геометрические фигуры. | С. 48-49 | ||
12. | 1 | Выразительные средства графики. | Учебник, альбомный лист, цветные мелки. Рисунки детей. | Комбини- рованный. | Линия Штрих Форма Пятно | С. 50-51 | ||
Декоративно-прикладное искусство (5 часов) | ||||||||
13. | 1 | Декорирование. Узоры в природе. Декорируем «Тарелочка». | Учебник, иллюстрации разновидностей узоров, орнамента, краски, карандаш, кисть. Шаблон. Образец тарелки. | Изучение нового. | История развития народного и декоративно-прикладного искусства | С.52-53 | ||
14. | 1 | Составление орнамента ПДД: Пешеходный переход. | Учебник, образец, цветная бумага, альбомный лист, линейка, ножницы. | Комбини- рованный. | Геометрический орнамент. Происхождение. | С. 54-55 | ||
15. | 1 | Декоративно-прикладное искусство. Декорируем вазу. | Учебник, иллюстрации разновидностей узоров, орнамента, краски, карандаш, кисть. Шаблон. Образец вазы. | Комбини- рованный. | История развития народного и декоративно-прикладного искусства | С. 56-57 | ||
16. | 1 | Казахское народное декоративно – прикладное искусство. Изображение узоров и орнаментов. | Учебник, иллюстрации разновидностей узоров, орнамента, краски, карандаш, кисть. Шаблон орнамента. | Комбини- рованный. | Текемек Сырмак – казахские войлочные ковры. Юрта. | С. 58-61 | ||
III четверть – 9 часов (9 недель) | ||||||||
17. | 1 | Родина Казахстан глазами детей. | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации картин детей, фото и видео о Казахстане. | Комбини- рованный. | Достримеча- тельности Казахстана. Юрта. | С. 62-63 | С. 62-63 Читать рисовать | |
Художественное конструирование, дизайн и архитектура (4 часа) | ||||||||
18. | 1 | Что такое композиция. | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации. | Изучение нового. | Композиция Размер | С.64-65 | С.64-65 читать | |
19. | 1 | Связь изображения с форматом «Цветы в вазе». ПДД: Где ещё можно перейти дорогу и улицу. | Учебник, краски, альбом, кисти, палитра, иллюстрации, шаблон вазы, цветы рисуют произвольно. | Комбини- рованный. | Формат Вертикально Горизонтально Квадрат | С.66-69 | С.66-69 Читать Изоб-ть | |
20. 21. | 2 | Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. «Солнечный день» «Лесная поляна» | Учебник, образец, цветная бумага, ткань,картон, альбомный лист, линейка, ножницы. Образцы объемных работ. | Комбини- рованный. | Набор объема, конструирование формы; бумага и картон-сгибание, вырезание, сминание. | С.68-69 С. 100-103 | С.68-69 С. 100-103 Прояви фантазию | |
Скульптура (3 часа) | ||||||||
22. | 1 | Художественные материалы: пластилин, глина; | Учебник, пластилин, образец скульптуры, стеки, дощечка. | Изучение нового. | Скульптура- жанр изобразит. Искусства. Скульптор. | С. 70 | Лепим скульп- Туру С. 70 | |
23. | 1 | Отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства, понятие «объемные формы»; | Учебник, пластилин, образец скульптуры, стеки, дощечка. Иллюстрации. | Комбини- рованный. | Объем Форма | С.71-72 | Лепим скульп- Туру С. 71-72 | |
24. | 1 | Виды скульптуры, инструменты и материалы лепки, правила и способы работы с различным материалом. Проверь знания. | Учебник, пластилин, образец скульптуры, стеки, дощечка. Иллюстрации. | Комбини- рованный. Урок путешествие (видео). | Скульптуры города Уральск. | С. 72-73 | С. 72-73 Отвечать на вопросы | |
Живопись (4 часа) | ||||||||
25. | 1 | Что такое пейзаж. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра, иллюстрации картин. Портреты худ.пейзажистов. | Комбини- рованный. | Художник – пейзажист Пейзаж | С. 74-75 | С. 74-75 Наблюдать за природой | |
IV четверть – 8 часов (8 недель) | ||||||||
26. | 1 | Наблюдаем за природой. Пейзаж родного края. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра, иллюстрации пейзажей родного края (фото). | Комбини- рованный. | Художник – пейзажист Пейзаж | С. 76-79 | С. 76-79 Рисуем пейзаж | |
27. | 1 | Что такое натюрморт. Изображают натюрморт чайник со фруктами. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра. Натюрморт. | Изучение нового. | Натюрморты: В.Хеда, А.Матисс, А Шевченко. | С.80-81 | С.80-81 Составь свой натюрморт | |
28. | 1 | Настроение натюрморта. Изображают натюрморт ваза с цветами. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра. Натюрморт. | Комбини- рованный. | Натюрморты: А.Джансеитова «Пионы», Ван Гог «Букет цветов». | С. 82-83 | С. 82-83 Составь свой натюрморт | |
Художественное конструирование, дизайн и архитектура (2 часа) | ||||||||
29. | 1 | Портрет. Настроение в портрете. Пишу портрет друга. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра. Портреты. | Изучение нового. | Портрет А.С.Пушкина Абая Кунанбаева | С. 84-89 | С. 84-89 Нарисуй портрет родных | |
30. | 1 | Анималист. Изображаем животных. ПДД: Ты – велосипедист. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра. Иллюстрации животных. | Изучение нового. | Художник- анималист. Разновидности животных и их изображение. | С. 90-97 | С. 90-97 нарисуй своего домашнего питомца | |
Скульптура (1 часа) | ||||||||
31. | 1 | Изображаем животных в скульптуре. | Учебник, пластилин, образец скульптуры, стеки, дощечка. Иллюстрации. | Закрепление изученного. | Скульптор | С. 90-97 | С. 90-97 Создай скульптуру своего домашнего питомца | |
Художественное конструирование, дизайн и архитектура (2 часа) | ||||||||
32. | 1 | Создаем монотипию. | Учебник, краски: акварель, гуашь, зеркальце, стекло, вода, альбом, кисти, палитра. Этапы создания монотипии. | Комбини- рованный. | Монотипия. Техника создания монотипии. | С. 98-99 | С. 98-99 Создай монотипию | |
33. | 1 | Рисуем казахскую сказку. Проверь свои знания. Тест. ПДД: Итоговое занятие. | Учебник, краски: акварель, гуашь, альбом, кисти, палитра. Иллюстрации из сказок. | Комбини- рованный. | Выставка казахских сказок. | С. 104-106 | С. 104-106 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования безопасности до проведения учебных занятий
Перед началом учебных занятий учитель должен: проверить целостность электрических розеток и выключателей в классе, в случае их неисправности или поломки немедленно сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной работе и не запускать детей в учебный класс до устранения выявленных неисправностей; проверить наличие плафонов, состояния стекол в окнах .
- проверить состояние мебели: столы, стулья, классную доску. - проверить состояние освещенности учебного класса и освещенность классной доски; состояние температурно-влажностного режима, в случае пониженной температуры, менее 18° С, занятия в учебном кабинете начальной школы проводить запрещается
Требования безопасности во время проведения учебных занятий
В начале учебного года и в начале каждой четверти учитель проводит беседы с учащимися о правилах безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведении различных внешкольных мероприятий. Беседы проводятся в виде инструктажей, а также проводятся специальные занятия, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда Отметка о проведении инструктажа по технике безопасности обязательной заносится в классный журнал.
Рассаживание учащихся за партами (столами) проводится с учетом их роста (в обуви) и в соответствии инструктивно-методического письма "Об использовании школьной мебели", утвержденного Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР 11-12 сентября 1974 года № 000-74. 3.5. Парты (столы и стулья) расставляются в классе по группам: меньших размеров - ближе к классной доске, больших - дальше.
Для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. 3.7. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих необходимо рассаживать дальше от окон. З.8. Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1 и 3 рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При обнаружении действия электрического тока от любых предметов, производите отключение осветительной и силовой электросети на электрозащите. Сообщите об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе 4.2. При ощущении запахов дыма, горящей изоляции, повышении температуры в помещении необходимо: - прекратить занятия; - немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону "01" и директору школы или его заместителям;
- принять меры по эвакуации детей вне школьного здания и оставаться с ними до особого распоряжения. 4.3. При внезапном, случайном разбитии оконного стекла необходимо прекратить занятия в зоне рассыпания осколков стекла, производите уборку при помощи совка и веника и пропылесосьте это место. 4.4. При травмировании , внезапном заболевании учащихся оказать первую доврачебную помощь.
Требования безопасности по окончанию занятий
По окончании занятий проводить детей в гардероб, проследить за ними пока они оденутся, и проводить их из здания школы. 5.2. Проверить отключение электроприборов, электрооборудования, закрыты ли окна и фрамуги, выключить освещение учебного класса. 5.3. 3акрыть дверь кабинета на ключ и сдать его на вахту. 5.4. Обо всех недостатках и замечаниях сообщить заместителю директора по учебной работе.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «Школа России»
Тема урока: И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся выразительно читать стихотворение, отражая настроение поэта; уметь составлять план стихотворения, воспринимать на слух поэтическое произведение; находить в тексте эпитеты.
- научатся рассказывать о своей Родине, используя изученные произведения и дополнительные источники.
Метапредметные:
Регулятивные : научатся формулировать учебные цели, оценивать свою и работу своих одноклассников, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы
Коммуникативные : научатся отвечать на вопросы на основе поэтического текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе.
Познавательные: научатся анализировать стихотворение, выделять в нем основную мысль мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Личностные: Осознавать свою гражданскую позицию. Гордиться своей Родиной и людьми, которые воевали за своё Отечество. Стремиться к чтению книг о Родине.
Технология: развитие критического мышления
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
(Рекомендовано для учителей начальных классов)
Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрыватель,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, учителя начальных классов, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению русского языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя неизменно провозглашается воспитание любви к русскому языку.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны, прежде всего, с недостаточным уровнем сформированной интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Повышение продуктивности деятельности ученика за счёт формирования способности к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных связей.
Предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.
Решая задачу развития детей, я обращаю внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения, в частности, опыт семьи Никитиных свидетельствует об обратном. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития:
введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
увеличения использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
расширение объема работы с понятиями и терминами;
включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей.
Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления.
Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления.
Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, совершенствование внутреннего плана действия.
Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.
Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, доходить до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, синтезу, конкретизации,
систематизации. Поэтому объектом исследования стал процесс интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и внеурочной деятельности. Предмет исследования − средства русского языка, литературы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.
Организация уроков русского языка (литературы) в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и ИКТ.
Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?
1. Игровые технологии.
2. Технология развивающего обучения
3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо РКМЧП
4. Проектные и исследовательские методы в обучении
5. Технология модульного обучения
6. Технология мастерских
7. Коммуникативно- деятельности принцип обучения.
8. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Я как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Устное народное творчество», КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике», а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.
На уроках русского языка использую самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о суффиксах, о частях речи, о приставках ПРЕ -, ПРИ-). Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: участие в проведении предметных недель, конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость своих детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как учителя.
Технология развивающего обучения
Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки" (концепция Роджерса К.).
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои мыслительные процессы и свой интеллект.
1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремися к достижению цели.
2. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.
3. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.
4. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
5.У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
6.Широко используется система поощрений.
7. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила).
8. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.
9. Учащиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить.
10. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.
11. На уроке происходит не только движение от языковой - формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме - любое языковое явление подается в связном речевом отрывке (тексте, диалоге).
12. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии ("я чувствую, что ты чувствуешь"), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Мною подобраны и систематизированы упражнения на развитие разных интеллектуальных качеств: внимание, память, умение классифицировать и систематизировать материал, группировать, делать анализ и синтез.
При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент. Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
Выполняя эти упражнения, учащиеся не только приобретают лингвистические знания, умения и навыки, но и учатся делать самоанализ, давать самооценку, предвидеть результаты своих действий.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы и др.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Развитие критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).
Прием «Составление кластера». Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Прием «Составление синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по - возможности, эмоциональной.
Прием «Составление инсерта». Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Технология модульного обучения. Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Модульный урок отличается от обычного тем, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.
Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы. Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
При организации урока с использованием компьютера я продумываю и учитываю целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т.е. владение приемами работы с компьютером.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - начальных классов, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Вывод:
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Предварительный просмотр:
Примеры применения образовательных технологий
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука – …
липа – …
ромашка – …
картофель – …
грач – …
глаз – …
осень – …
оса – …
Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:
карман – …
крыло – …
плавник – …
ветка – …
рукав – …
ножка – …
окно – …
Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).
В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:
Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен).
Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер).
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро).
Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло).
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток).
Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр).
Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день).
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет).
Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.
Подбери противоположные понятия:
большой – …
свет – …
радость –…
храбрость – …
быстрый – …
тусклый – …
день – …
сладкий – …
печальный – …
начало – …
длинный – …
Назови вероятные причины следующих событий:
насморк – …
синяк – …
авария – …
ошибка – …
наказание – …
наводнение – …
опоздание – …
драка – …
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха –…
праздник – …
сражение – …
молния – …
осень – …
опасность – …
переедание – …
болезнь – …
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
февраль – …
вторник – …
первый – …
вечер – …
Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.
К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:
ложка – …(серебряная, есть).
бумага – …(белая, писать).
врач – … (детский, лечить).
калькулятор – …(электронный, считать).
библиотека – … (городская, книги).
Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.
Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:
гараж жаба банан пирог поле слеза утка туча чаща
ливер … кулак рынок … осада орел … сажа
В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
Получите новое слова, изменяя первое на одну букву:
лес – … – … – … – бор
кошка – … – мышка
Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.
Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сыр.
Доведите мышку до норки (мышка - норка).
Протяните мост через реку (мост - река).
Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
Подбери нужное слово:
кровать – лежать, стул - …
малина – ягода, девять – …
человек – ребенок, собака - …
овца – стадо, буква - …
воробей – птица, окунь - …
волк – пасть, птица - …
растение – семя, птицы - …
бежать – стоять, кричать - …
Скажи одним словом:
Пример: обвести вокруг пальца – обмануть
намылить шею - …
развесить уши - …
прикусить язык - …
бить баклуши - …
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
Пример: автомобиль, тормоз – автор
колос, роза, вата - …
кора, лото, боксер - …
баран, рана, банка - …
Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка
Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.
Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.
Упражнения проводятся на разных этапах урока.
Минутка чистописания.
1) Енот сетка ежиха пенал
-определите букву, она есть в каждом из данных слов и может разделить их на две равные группы.
2) Закваска подголосок мясистый
-определите букву, которая находится в корне каждого слова.
3) Детский тростник вестник отвечаю лестница местность трудный
-определите букву, она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда.
4) Праз…ник ст…лица сер…це ур…жай ч…нил с…бака н…зина звёз…ный л…цо
-назовите буквы, с их помощью можно разделить данные слова на равные группы.
5) лампа лесной отлетел
-определите букву, она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.
6) Отбойный фонтан привезти тема лето
-определите букву, она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз.
Словарно-орфографическая работа.
Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект.
озабевтбракдк
- определите два новых слова.
Щепка ужин шайба трубач
-определите новое слово. В нём имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.
Б…р…да н…род ив…лга б…рьба уг..сание
л…пата иск…рка ог…ворка т…рговля ег…за
к…са кр…ситель атм…сфера
- соедините первые буквы существительных 1 склонения, в корне которых пишется гласная о и назовите новое слово.
магазин- покупатели
театр –зрители
транспорт- ?
- определите смысловую связь и назовите новое слово.
Работа с текстом.
Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту и выполните его.
Позже люди н…учились варить (из) свеклы сах…р. Прод…вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очень д…р…гой.
(В) давние времена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё… . пили сла…кий сок клёна, липы, ч…й (с) дольками свёклы.
(В) Индии, (на) Кубе, получ…ют эту сладость(из) сахарного трос…ника. У него сла…кий стебель. Трос…ники срезают, бр…сают (в) котёл и вываривают (на) огне. Получаются кристаллики сахара.
Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение. Выполните к тексту задание на выбор.
- Кошки часто умываются. Но они не только большие ч…стюли. Утром проснулись, пот…нулись и уже вылизывают себя (от) мордочки (до) лап. Собрались гулять- умываются. Погуляли, поели- опять вылизываются (с) головы (до) но… . Кошки слизывают (с) себя грязные крошки (от) еды и собственный запах. ________. (На) охоте они ждут свою добычу (в) засаде. Если добыча почует опасность, зверь останется г…лодным.
Выполните задание на выбор.
- Напишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
- Сгруппируйте слова по орфограммам. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
- Сгруппируйте слова по орфограммам. К каждой группе добавьте по одному своему примеру. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу и введите её в текст.
В…сной птицы прил..тают с з..мовок.(В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они теряют д…рогу, разбиваются (об) острые скалы. М…рские бури ломают их перья, сбивают крылья. Птицы ум..рают (от) холода и стужи, гибнут (от) хищников, падают (под) выстрелами охотников. Ничто не останавливает крылатых странников. Через все преграды л…тят они (на) Родину, к своим гнёздам.
Пословицы:
- Жить- Родине служить.
- Родина любимая - мать родная.
- Всякому мила своя сторона.
- На чужой земле и весна не красна.
Прочитайте текст. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Введите составную фразу в подходящее место в тексте. Текст напишите, подчеркните знакомые орфограммы.
Лесной обычай.
Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага.
Правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для учащихся.
Урок русского языка в 2 классе
Тема: Закрепление изученных грамматических категорий с элементами литературоведения.
1.Обобщить и закрепить имеющиеся у ребят знания:
- правописание слов с шипящими согласными;
- правописание слов с парными согласными;
- правописание слов с безударными гласными;
- работа над понятиями предложение, текст.
2. Развивать:
- умение анализировать слова, словосочетания, выявлять их сходство и различие, выявлять определенные закономерности;
- культуру речи.
3. Воспитывать интерес к русскому языку и литературе, любознательность.
Материалы и оборудование: орфографический словарь, различные литературные издания сказок Х.К. Андерсена, «карточки-путеводители», карточки со словами, магнитная доска, мольберт или другая подставка для книг, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями, снежинки для каждого ученика, музыкальное оформление релаксации – Шопен «Фантазия. Экспромт».
Ход урока:
Организационный момент.
- Знакомство с детьми, сообщение темы урока, его целей.
Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие, в котором поговорим об одном известном детском произведении, поработаем над словами с безударными гласными, с парными согласными, поговорим о связи слов в предложении.
Вот карта нашего путешествия (на магнитной доске карточки-рисунки, символизирующие определенные этапы урока), мы должны пройти весь путь от начала и до конца.
Чистописание.
На доске записаны слова:
Сказка, сказочный, сказочник.
- Что общего у этих слов, чем они похожи? (Смысл, общая часть)
- Почему некоторые буквы в этих словах подчеркнуты? (Опасные места)
- Кто догадался, какая буква будет сегодня героем нашей красивой строки?
Это первый этап нашего пути (картинка с изображением ручки).
Запишем в тетрадях, соблюдая закономерность: королева
Сс ССсс СССссс Сс (проговаривается написание заглавной и строчной букв, их соединение)
Определение названия сказки и её автора.
Карточка с изображением книги – следующий этап нашего маршрута.
Мы отправляемся в сказку, в которой:
Королева злая,
Разрушив все мечты,
Увозит мальчугана
В край вечной мерзлоты.
Но дружба настоящая
Преграды все пройдет,
И девочка отважная
На место все вернет.
- Как называется эта сказка? Кто её автор?
- Какие ещё произведения этого автора вы знаете?
Учитель демонстрирует книги с произведениями Х.К. Андерсена.
- Давайте запишем в тетрадь имя автора и название сказки.
- Как правильно записывают имена и фамилии людей, названия произведений?
Ученик записывает на доске: Х.К. Андерсен «Снежная королева».
(Почему не вызвало сомнение написание буквы Ж, ведь она обозначает парный по глухости – звонкости звук?)
Написание слова «королева» проверяем по орфографическому словарю, вспоминая принцип работы.
Анализ слов, разбиение слов на группы, работа со словами-предметами.
- Как звали главных героев сказки?
- Кто помогал Герде искать Кая?
На доске карточки: мудрый ворон, добрый принц, северный олень, веселая принцесса, маленькая разбойница.
Следующий этап нашего путешествия – карточка с изображением сосульки.
Сосулька падает и делит все эти слова на группы. Как, по какому признаку? (Слова-признаки, отвечающие на вопрос КАКОЙ? или КАКАЯ?, слова-предметы, отвечающие на вопрос КТО?)
Слова-признаки убираются, остаются только слова-предметы.
На доске нарисованы схемы слов.
- Выпишите в тетрадь слово, в котором один слог. (Один ученик на доске помещает карточку со словам под соответствующую схему слова.)
- Выпишите в тетрадь слова, в которых два слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение. (Ученик помещает каждое слово под соответствующую схему, обращая внимание на ударение.)
- Выпишите в тетрадь слово, в котором три слога, затем четыре слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести с одной стороны на другую. Почему?
Релаксация.
На нашем пути – карточка с изображением облачка.
Сейчас мы немножко отдохнём. Сначала вспомним, в какое время года происходят основные события сказки? (Зимой)
Звучит отрывок музыкального произведения Шопена.
Представьте, что каждый из нас – это облачко, которое покачивается по небу. А сейчас мы уже снежинки, которые медленно опускаются на землю. Но вот ветерок подул, поднял снежинки, закружил их в красивом танце. Все стихло. Снежинки опять медленно падают на землю. Сядем за парты, руки свободно опустим на спинку стула, закроем глаза и представим себе снегопад.
Работа с текстом.
Картинка с изображением снежинок.
- Снежинки рассыпались, также рассыпались слова в предложении.
Возьмите листочки с заданиями.
- Прочитай. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая слова в нужной последовательности.
Придумай еще одно предложение, которое было бы продолжением рассказа.
круж__лись, сн__ж__нки, за __кном, белые
вдруг, стала, сн__ж__нка, одна, расти
осл__пительную, Кай, кр__савицу, перед собой, увидел
- Прочитай. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая слова в нужной последовательности.
круж__лись, сн__ж__нки, за __кном, белые
вдруг, стала, сн__ж__нка, одна, расти
осл__пительную, Кай, кр__савицу, перед собой, увидел
- Прочитайте задание № 1.
- Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочные слова;
- Найдите слово на правило ЖИ-ШИ.
- Как оформляются границы предложения?
- Прочитайте задание № 2. Какое труднее?
-Выберите для выполнения то задание, которое вам по силам, с которым вы чувствуете, что справитесь.
- Вспомните, что примерно было в сказке, и постарайтесь выполнить задание № 1.
Ребята выполняют задание.
Проверка работы.
Дети зачитывают получившиеся тексты, еще раз акцентируем внимание на орфограммы.
Дополнительное задание (резерв).
-Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?
- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?
(Добро побеждает зло. Дружба творит чудеса.)
- Запишем в тетрадях поговорку: Дружба творит чудеса.
Выполняем комментированное письмо.
Безударную гласную в слове «творит» проверяем по словарю.
Вспоминаем правило ЧУ-ЩУ.
Заключительный этап нашего маршрута.
- Вот мы и дошли до конца сказки. Злая королева уничтожена.
- Кому же достанется эта корона? (Последняя картинка с изображением короны)
- Герде она не нужна. Пусть она останется у вас в классе.
Подведение итогов урока.
- Давайте посмотрим на план нашего путешествия и вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке.
Ребята перечисляют все этапы урока, раскрывая основные моменты работы.
Отметка работы наиболее активных учеников.
- На память о сегодняшнем уроке мне хочется подарить вам эти снежинки. Вы посмотрите на них, вспомните наше путешествие, и, может быть, вам захочется снова побывать в сказке. А сделать это очень просто: нужно взять книгу, открыть первую страницу и очутится в волшебном мире.
Урок русского языка
Тема: Родственные слова. Корень слова.
Цели урока:
- организовать специальные наблюдения над фактами словопроизводства в языке, познакомить с понятиями «родственные слова», «корень», «однокоренные слова»;
- развивать мышление, внимание учащихся, учить определять производящее слово к данному производному, определять словообразовательные связи в паре: производное - производящее, сравнивать первичные и вторичные слова по значению и структуре, учить выделять в родственных словах корень, упражнять в умении выделять безударную гласную в корне слова;
- воспитывать любовь к родному языку; учить точно и к месту употреблять родственные слова, опираясь на их лексическое значение;
Оборудование: плакат с «деревом, родственных слов, карточки с разноуровневыми заданиями, написанные на разноцветных листочках.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учитель: «Послушайте стихотворение, сравните выписанные на доске слова и скажите, что в них общего?»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Рис. 1
Дети: «В этих словах общая часть – сад».
Учитель: «Правильно, эту общую часть будем называть корнем, а слова – однокоренными. Слово сад является первичным, так как от него образовались все остальные слова. А их, в сою очередь, будем называть вторичными. Что вы можете сказать о значении данных слов?»
Дети: «Данные слова связаны по значению».
Учитель: «Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдаем и в языке. Слова, которые вы видите на плакате, называют родственными. Подумайте, почему они так называются? Попробуйте сами подобрать родственные слова к слову «сад».
Дети: «Садик, садочек, садить».
Учитель: «Попытайтесь сами дать определение таким словам».
Дети: «Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными или однокоренными».
- Объявление темы и работа над новым материалом.
- Сегодня на уроке мы будем находить родственные слова и правильно употреблять их, а также будем учиться определять, какое слово является первичным по отношению к остальным.
В большом словаре жили самые разные слова. Были среди них и родственники. Каждое слово занимало место строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но они умели находить друг друга. Из словаря они отправлялись на работу – в тетради школьников, в книги, газеты и другие места.
Отгадывание загадки.
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …
«Осень».
Чтение предложений на доске.
Заглянула осень на лесную поляну.
Разукрасила она осенние листья в разные цвета.
- Какие слова выделены? Почему?
- Какое слово в паре первичное, а какое – вторичное?
- Выпишите в тетради пару ближайших родственных слов. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную.
/ /
Осень, осенние.
Какое слово является проверочным? Сделайте вывод: как проверить безударную гласную в корне родственных слов?»
- Ветер принёс нам ещё одно слово. Отгадайте его.
Его из леса ветер гонит, гонит,
И, как на крыльях он летит,
И сам он в речке не утонет
И в ней воды не замутит.
Уносит осени поток
Опавший желтенький …
«Листок».
- Запишите это слово в тетрадях. Прочитайте остальные предложения на доске:
Листва ковром лежит под ногами.
Осенний ветер срывает последние листочки.
Трепещут красные листья осинки.
Последний вальс танцует с ветром осень.
Найдите в тексте к слову листок ближайшие родственные слова (листва, листочки, листья). Какое слово является первичным. Почему вы так думаете?
Дети находят первичное слово, объясняя лексическое значение остальных слов.
- Выделите общую часть этих родственных слов. Поставьте ударение. Какое слово является проверочным? Почему?
А теперь сами найдите в предложении родственные слова. Сравните слова по значению и составу. Какое слово будет первичным, а какие – вторичными?
На доске:
В нашем лесу живёт лесник.
Он знает все лесные тропинки.
Наш лесничий в школе создал лесничество.
Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
Выпишите родственные слова. Выделите в них корень. Поставьте ударение. Какое слово является проверочным?»
- А чтобы вы лучше запомнили как проверить безударную гласную в родственных словах, послушайте стихотворение:
Объяснять слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать..
- Физминутка.
Задание: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаньте.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
- Закрепление.
Учитель: «Смотрите, ребята, ветер принёс к нам на урок целую корзинку с разноцветными осенними листочками. На них – задания. На красных листочках задание посложнее, на жёлтых – полегче. Работать можно в паре, а можно самостоятельно.
Задание 1. (Желтая карточка)
Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.
- Воды, водитель, подводный, водянистый.
- Час, часок, часть, часовщик.
- Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
- Циркуль, цирк, цирковой, циркач.
Задание 2. (Красная карточка)
Прочитайте. О ком говорится в тексте? С помощью каких слов выражено отношение автора к снегирю? Выпишите эти слова и определите первичные к ним слова. Как образованы вторичные слова?
Жил у нас с бабушкой летом снегирушка. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон – он сейчас насвистывать. (В. Бианки)
Образец: снегирушка снегирь
Задание 3. (Желтая карточка)
Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?
Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.
Подчеркните в словах каждой группы общую часть.
Задание 4. (Красная карточка)
Прочитайте. Что означают выделенные слова? Выберите к ним из «Слов для справок» первичные слова. Как образованы выделенные слова?
Меленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами. А пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху. (М. Пришвин)
Слова для справок: луженька, лужа; вербонька, верба, вербенный.
Задание 5. (Желтая карточка)
Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой выпишите ту, которая составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть.
Вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый.
Холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить.
Лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.
- Выборочная проверка. Ответы учащихся по карточкам.
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание. Составит 2 цепочки родственных слов, первичными в которых будут слова вода и холод. Выделить в них корень, найти проверочное слово.
Интеллектуальная игра по русскому языку. (2 класс)
Цели:
- Создать условия для развития внимания, памяти и логического мышления детей.
- Формировать коммуникативных навыков.
- Воспитывать интерес к русскому языку чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи.
Первый конкурс. «Разминка»
- Корова в детстве? –теленок.
- Костюм космонавта?- скафандр.
- Отец деревянного мальчика?- папа Карло.
- Последняя буква в алфавите? - Я
- Что делает ёж зимой?- спит.
- День веселья, радости, торжества?- праздник.
- Ребенок козы?- козленок.
- Колобок, обросший иглами?- ёжик.
- Личный транспорт Бабы Яги?- ступа.
- Что идет не двигаясь с места?-время.
Второй конкурс. «Выбери правильный ответ»
1. У лисы избушка ледяная, а у зайца?
а) каменная б) соломенная
в) лубяная г) стеклянная
2. Какие буквы могут обозначать в слове два звука?
а) Э, О, У, А, Ы, И, б) Е, Ё, Ю, Я,
3. Разделительный Ь знак пишется:
а) между двумя согласными; б) между согласной и гласной;
в) в конце слова; г) в начале слова;
4. Сколько гласных звуков в русском языке?
а) 10; б) 8; в) 6; г) 5;
5. Какого поросенка не было в сказке «Три поросёнка»?
а) Ниф- Нифа ; б) Наф-Нафа;
в) Нюх- Нюха; в) Нуф- Нуфа;
6. Правильное название сказки- это:
а) Крокодил Гена и 15 чебурашек; б) Медведь и 10 лягушат;
в) Волк и семеро козлят; г) Кот и 9 тараканов;
7. Какая из этих букв состоит из одного звука?
а) е; б) я в) ю; г) у;
8. Кого из этих лиц нельзя назвать сказочным персонажем?
а) Ивана- царевича ; б) Дюймовочку;
г) Бабу- Ягу; в) директора школы;
Третий конкурс. «Придумай слова»
Из слова ГРАМОТЕИ придумать новые слова.
Четвертый конкурс «Из какой сказки?»
1. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин.
(«Лиса и журавль»)
2. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого… Думала она, думала и придумала.
(«Маша и медведь»)
3. Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
(«Лисичка-сестричка и Серый волк»)
4. Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто; заглянула в печь…
(«Волк и семеро козлят»)
5. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке кто-то по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху её спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?».
(«Морозко)
6. Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы…
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
7. Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а сирота приговаривает:
- Спи, глазок, спи, глазок.
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила.
(«Хаврошечка»)
8. Пришла девочка, глядь – братца нет! Ахнула, кинулась туда-сюда – нет! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле, метнулись вдалеке птицы и пропали за тёмным лесом.
(«Гуси-лебеди»)
Пятый конкурс «Загадки-шутки»
- Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква О)
- Что находится в центре слова земля? (Буква М)
- Какой месяц в названии короче всех? (Май)
- У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)
- Чем кончается как день, тем и ночь. (Мягким знаком)
- Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое: бабушка, мать и дочь)
- Что в руку не схватишь? (Дым)
- Что и лентяю не лень? (Дышать)
- Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу)
- Когда человек стоит на часах? (Когда он часовой)
Шестой конкурс. « Три О»
Придумайте слова в которых три буквы О
- о – о – о (молоко)
- о –о –о - (молоток)
Подведение итогов и награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инфомация для коллег
материалы для прохождения аттестации по новой форме. данные: лето 2011 года, Ленинградская область, ЛОИРО...
инфомация для коллег
конспекты уроков по окружающему миру...
инфомация для коллег
календарно - тематическое планирование технология 1 класс...
Юбилейные капустники для коллег по школе
Как здорово, когда в коллективе царит дух творчества! Многим моим коллегам уже 50... Я предлагаю вашему вниманию сценарии юбилейных капустников, которые можно провести в школе и порадовать юбиляров....
Письмо коллегам
Эссэ, с которым я выступала на конкурсе "Самый классный классный". пусть будет кому-то полезным!...
Отзыв о коллеге.
Краткий отзыв о коллеге руководителя школьного методического объединения учителей начальной школы....