инфомация для коллег
материал по теме
материалы для прохождения аттестации по новой форме. данные: лето 2011 года, Ленинградская область, ЛОИРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспертное заключение.doc | 72 КБ |
аттестационный лист.doc | 38 КБ |
заявление на аттестацию.doc | 33.5 КБ |
портфолио для аттестации.doc | 53 КБ |
рекомендации к портфолио.doc | 104 КБ |
ещё рекомендации к портфолио.doc | 126.5 КБ |
список документов для аттестации.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма 2.1.
Утверждена
распоряжением комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
От10.03.2011 №367 -р
(Приложение 2.1.)
Экспертное заключение
о профессиональной деятельности
педагогического работника по результатам аттестации
с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям,
предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)
по должности «учитель»
Экспертная группа в составе:
_________________________________________________________________________________________________________________________
(ф.и.о., должность эксперта)
_________________________________________________________________________________________________________________________
(ф.и.о., должность эксперта)
_________________________________________________________________________________________________________________________
(ф.и.о., должность эксперта)
осуществила экспертизу профессиональной деятельности
(ф.и.о., должность, место работы педагогического работника)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Показатели и критерии | Анализ документов аттестуемого | Кол-во баллов | Критерии оценки |
Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений | ||||
1 | Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних по Ленинградской области. | 10 6 3 | 10 - Положительная динамика по всем результатам, ЕГЭ (ИГА, результаты аккредитации, контрольно-педагогических измерений и др.) выше областного уровня 6 - Положительная динамика по всем результатам, ЕГЭ не ниже среднеобластного уровня 3 - В основном положительная динамика
| |
2 | Благоприятный психологический климат в классе (группе) | 5 0 | 5 - Присутствует 0 - Не подтвержден | |
3 | Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ за последние 3 – 5 лет | 6 3 0 | 6 - Качественный результат 3 - Средний 0 - Ниже среднего | |
4 | Соответствие выбираемых экзаменов (ЕГЭ) направленности (профилю) обучения. Преемственность обучения (поступление обучающихся в ВУЗ, другие профильные объединения и учреждения). | 3 0 | 3 - Соответствует 0 – не соответствует | |
5 | Количество и результативность участия обучающихся и воспитанников в региональных, Всероссийских, международных, олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. | 8 6 4 2 | 8 – Международный уровень 6 – Всероссийский уровень 4 – Региональный уровень 2 – Районный уровень | |
6 | Количество и результативность обучающихся и воспитанников в подготовке творческих работ (проектов, исследований и т. д.) по направлению деятельности | 0 1 2 3 4 | 0 - Обучающиеся не принимают участие 1 – Обучающиеся принимают участие 2 – до 50% обучающихся принимает участие и имеет результаты 3 –от 50% обучающихся принимает участие и имеет результаты 4 - 100% обучающихся принимает участие и имеет результаты | |
7 | Количество и % обучающихся (воспитанников), участвующих в различных видах внеурочной деятельности (индивидуальные занятия для детей «группы риска», одаренных детей, дополнительные занятия, факультативы, кружки и др.) по направлению деятельности | 0 1 2 3 | 0 – обучающиеся не участвуют во внеурочной деятельности 1 – до 50 % обучающихся принимает участие во внеурочной деятельности 2 – от 50 % обучающихся принимает участие во внеурочной деятельности 3 – 100 % обучающихся принимает участие во внеурочной деятельности | |
Совершенствование профессиональной деятельности педагогического работника | ||||
1 | Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах и ПНПО «Образование» | 1 2 3 5 | 1 - Участие в районных конкурсах 2 – участие в региональных и всероссийских профессиональных конкурсах 3 – лауреат региональных и всероссийских профессиональных конкурсов 5 – победитель региональных и всероссийских профессиональных конкурсов | |
2 | Распространение опыта: проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций и др. - на школьном уровне - на муниципальном уровне - на региональном уровне -на всероссийском уровне | 1 2 4 5 | 1 - на школьном уровне 2 - на муниципальном уровне 4 - на региональном уровне 5 -на всероссийском уровне | |
3 | Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе | 0 1 2 3 | 0 – нет 1 – наличие методических разработок, используемых в учебном процессе 2 – наличие методических разработок, используемых в учебном процессе , публикаций, 3 – систематическая работа по распространению собственного опыта | |
4 | Владение современными образовательными технологиями, в том числе и информационными, и методиками, эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности | 0 1 2 3 | 0 - Не владеет или владеет, но не применяет 1 – использует ИКТ в процессе обучения предмету 2. – использует проектные, исследовательские, ИКТ и др. развивающие образовательные технологии 3 – использует проектные, исследовательские, ИКТ и др. развивающие образовательные технологии, имеет положительные результаты в работе | |
5 | Личный вклад в повышение качества образования, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий | 0 2 | 0 – Нет 2 – Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов | |
6 | Результаты контроля педагогической документации аттестуемого | 0 2 | 0 –имеются нарушения в ведении педагогической документации 2 – нарушений нет | |
7 | Организация работы с родителями | 0 1 2 | 0 – наличие обоснованных жалоб со стороны родителей 1 – проводятся консультации для родителей, родительские собрания 2 – работа с родителями организована и систематизирована | |
ИТОГО: | На высшую квалификационную категорию – от 51 (от 85%) На первую квалификационную категорию – от 42 (от 70 %) |
Вывод: уровень квалификации (Ф.И.О.)_________________________________________________________________________________
по должности______________________________________________________________соответствует / не соответствует
требованиям, предъявляемым к ___________________________квалификационной категории
Руководитель экспертной группы:
___________________/____________________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Члены экспертной группы:
___________________/____________________________/
___________________/____________________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
С результатами экспертизы профессиональной деятельности ознакомлен(а)
«______»_____________20___г.
_________________________/___________________________/
(подпись педагогического работника) (расшифровка подписи)
Предварительный просмотр:
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
по установлению уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационным категориям
- Фамилия, имя, отчество: Ивановна Мария Петровна
______________________________________________________________________________
2. Год, число и месяц рождения: 26.05.1960г.
___________________________________________________
3.Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность:
учитель русского языка и литературы , 15.08.1984г.____________________________________.
4.Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания
Высшее, 1982 г., ЛГПИ им. А.И.Герцена, филологический факультет, учитель русского языка и литературы, ученого звания нет___________________________________________________
(Когда и какое учебное заведение окончил (а) и когда, специальность и квалификация по образованию,
звание, ученая степень, ученое звание)
5.Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации
2009г.- Курсы ЛОИРО «Теория и методика и технологии преподавания русского языка и литературы»
144ч.;
6.Стаж педагогической работы (работы по специальности): 25лет
7.Общий трудовой стаж: 26 лет
8.Краткая оценка деятельности педагогического работника
Владеет современными образовательными методиками и эффективно применяет их; вносит личный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания; имеет стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Ленинградской области
9.Рекомендации аттестационной комиссии: нет_________________________________________
10. Решение аттестационной комиссии:
уровень квалификации по должности - учитель___________________________________
соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории
не соответствует требованиям, предъявляемым к _______________ квалификационной категории
11. Количественный состав аттестационной комиссии - 25человек
на заседании присутствовало 20 членов аттестационной комиссии
Количество голосов: за ___20__________________, против __нет________
12.Примечания _____________________нет______________________________________________________
Председатель
аттестационной комиссии ____________ __В.В. Ярмолик___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь
аттестационной комиссии ____________ __Н.К.Бердникова___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Дата аттестации « 29 марта » 2011г.
Установлена ___первая_____________ квалификационная категория сроком на 5 лет
25.04.2011 г., №………- Р
комитета общего и профессионального образования Ленинградской области__________
( Дата и № распорядительного акта комитета общего и профессионального образования Ленинградской области)
М.П.
Председатель комитета общего и
профессионального образования ___________________________________________
(Подпись и расшифровка подписи)
С аттестационным листом ознакомлен (а)____________________________________________
(подпись педагогического работника, дата)
С решением аттестационной комиссии _______________________________________________
( согласен или не согласен, согласна или не согласна)
(Подпись) (расшифровка подписи)
Предварительный просмотр:
В аттестационную комиссию комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от_____________________________________________
(Фамилия, имя, отчество) _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
( должность, место работы, населенный пункт )
___________________________________
Заявление
Прошу аттестовать меня в 20________ на __________квалификационную категорию
по должности (должностям)_____________________________________________
__________________________________________________________________
- В настоящее время имею______________ квалификационную категорию, срок ее действия до «_____»__________ 20…..г.
- В настоящее время не имею квалификационную категорию.
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к
________________________ квалификационной категории __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сообщаю о себе следующие сведения:
Образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования получил, полученная специальность и квалификация)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
стаж педагогической работы (по специальности) ____ лет, в данной должности ____ лет
стаж работы в данном учреждении _______ лет
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сведения о повышении квалификации
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести
в моем присутствии (без моего присутствия) (нужное подчеркнуть)
С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен(а)
«___»____________20_____г. Подпись_____________________
Телефоны : дом. _____________, служебный _________________________
Предварительный просмотр:
Портфолио
профессиональной деятельности
_____________________________
(Фамилия, имя, отчество (в родительном падеже)
_________________________________________________
(должность)
__________________________________________________
(полное название учреждения согласно Уставу)
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
Фамилия, имя, отчество аттестуемого педагога | |
Дата рождения | |
Образование, наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому | |
Общий трудовой стаж | |
Стаж в данной должности | |
Стаж в данном образовательном учреждении | |
Наличие квалификационной категории, дата присвоения | |
Информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных письмах | |
Информация о курсах повышения квалификации, профессиональной подготовке (наименование курсов, дата и место прохождения, количество учебных часов) | |
Домашний адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны |
Личная подпись аттестуемого педагога:
Раздел 2. Показатель профессиональной деятельности педагогического работника.
2.1. Результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатель динамики их достижений.
№ | критерии | Источник информации |
1. | Результативность освоения образовательной программы. (не менее 2-х лет). | Диагностика освоения программы. (результаты подтверждаются руководителем учреждения). |
2. | Благоприятный психологический климат в группе. | Предоставляется справка о результатах исследования данного вопроса психологом или руководителем ДОУ. Отзывы родителей. |
3. | Динамика развития детей в результате углубленной работы в соответствии с выбранным воспитателем направлением. | Диагностические материалы по углубленной работе (подтвержденные руководителем учреждения). Духовно - нравственное |
4. | Преемственность в работе с начальной школе, успешность обучения бывших воспитанников в начальных классах. | Грамоты, дипломы (копии) Представленная информация подтверждается администрацией образовательного учреждения. |
5. | Количество и результативность участия воспитанников в региональных конкурсах и смотрах. | Таблица и справка, подтвержденная администрацией образовательного учреждения. конкурсы |
6. | Наличие и результативность творческих работ воспитанников. Качество продуктов детской деятельности. | Детская продуктивная деятельность. Грамоты детей Поделки - фото |
7. | Количество воспитанников, участвующих в различных видах дополнительных образовательных услуг. | Таблица и справка, подтвержденная администрацией образовательного учреждения. |
2.2. Совершенствование профессиональной деятельности педагога.
№ | критерии | Источник информации |
1. | Участие в районных, региональных, Всероссийских профессиональных конкурсах и ПНПО «Образование». | Дипломы, грамоты, сертификаты (заверенные копии). Самый классный классный Сайт издательства учитель конкурс педагогического эссе |
2. | Распространение опыта: проведение открытых занятий, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций и др. - на уровне ДОУ - на муниципальном уровне - на региональном уровне - на всероссийском уровне | Таблица и справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения. Коростелев Открытые уроки |
3. | Наличие собственных методических разработок, пособий, публикаций. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения. Опыт работы аттестуемого, его распространение (проекты, публикации, выступления, видеоматериалы) Оформление кабинета зональное деление здоровьесберегающеие технологии презентации |
4. | Личный вклад в повышение качества образования, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий | Опыт работы аттестуемого (схемы, фотоматериалы). |
5. | Результаты контроля педагогической документации аттестуемого | Справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения. |
6. | Работа с родителями и взаимодействие с общественными организациями | Отзывы, статьи, грамоты, благодарственные письма. |
Раздел 3. Официальные документы.
В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов, подтверждающих наличие почетных званий, копии дипломов различных конкурсов, копии аттестационного листа; справки, заверенные руководителей об отсутствии травм во время образовательного процесса, об отсутствии жалоб со стороны участников образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Утверждены
распоряжением комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
От10.03.2011 №367 -р
(Приложение 3)
РЕКОМЕНДАЦИИ
по оформлению и подготовке документов
о достижениях и результатах профессиональной деятельности педагогического работника при аттестации
с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)
по должности «учитель», «воспитатель», «педагог дополнительного образования», «музыкальный руководитель», «концертмейстер», «руководитель физического воспитания», «инструктор по физической культуре», «инструктор по труду», «тренер-преподаватель», «мастер производственного обучения»
Документы о достижениях и результатах профессиональной деятельности педагогического работника должны быть оформлены в отдельную папку с файлами по разделам:
- Общие сведения о педагогическом работнике.
- Профессиональные достижения педагогического работника.
- Анализ урока (учебного занятия) педагогического работника, утвержденный районной методической службой.
- Официальные документы.
Документы о достижениях и результатах профессиональной деятельности педагогического работника предоставляется в печатном виде в одном экземпляре, должны быть пронумерованы и заверены на каждой странице руководителем образовательного учреждения.
I Требования к оформлению раздела
«Общие сведения о педагогическом работнике»
В разделе «Общие сведения о педагогическом работнике» прилагаются копии документов:
- Копия диплома о профессиональном образовании, заверенная руководителем образовательного учреждения.
- Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, заверенные руководителем образовательного учреждения.
- Копия аттестационного листа (при аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории), заверенная руководителем образовательного учреждения.
- Выписка из трудовой книжки педагогического работника (при аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории), заверенная руководителем образовательного учреждения.
Общая информация о педагогическом работнике
Фамилия, имя, отчество педагогического работника | |
Дата рождения | |
Образование, наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому | |
Место работы (полное название образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения) | |
Должность в соответствии с тарификацией | |
Общий трудовой стаж | |
Стаж в данной должности | |
Стаж в данном образовательном учреждении | |
Результат предыдущей аттестации | |
Информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных письмах | |
Перечень периодов прохождения курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки за последние 3 – 5 лет (год окончания, название учреждения, образовательная программа, количество часов) | |
Домашний адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны |
II Требования к разделу
«Профессиональные достижения педагогического работника»
Раздел «Профессиональные достижения педагогического работника» включает информацию по двум показателям:
1.Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
2. Совершенствование профессиональной деятельности педагога.
Документы в разделе «Профессиональные достижения педагогического работника» должны быть представлены в строгом соответствии показателям и критериям профессиональной деятельности педагогического работника.
Информация подтверждается документальными свидетельствами профессиональных достижений работника и достижениями обучающихся: наградами, грамотами, поощрениями и т.д.
1.Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Показатель «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений» оценивается по следующим критериям:
1. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
2. Благоприятный психологический климат в классе.
3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ за последние 3 – 5 лет.
4. Соответствие выбираемых экзаменов (ЕГЭ) направленности (профилю) обучения. Преемственность обучения.
5. Количество и результативность участия обучающихся и воспитанников в региональных, Всероссийских, международных, олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.
6. Количество и результативность обучающихся и воспитанников в подготовке творческих работ (социально-значимых проектах, исследований и др.) по направлению деятельности.
7. Количество и % обучающихся (воспитанников), участвующих в различных видах внеурочной деятельности (индивидуальные занятия для детей «группы риска», одаренных детей, дополнительные занятия, факультативы, кружки и др.) по направлению деятельности.
№ | критерии | подтверждение |
1 | Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних по Ленинградской области. Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей: Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и динамика результатов освоения образовательных программ | Динамика результатов промежуточной аттестации, итоговой аттестации в 9 классах, ГИА и ЕГЭ (за последние 2-3 года в сравнении с достижениями обучающихся данного типа и вида ОУ в Ленинградской области; результаты предметной обученности; результаты контрольно-педагогических измерений; результаты муниципальных контрольных работ и др. Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей: Мониторинг посещения обучающимися кружков, секций, занятий. Мониторинг освоения обучающимися образовательных программ. Справка, подтвержденная руководителем образовательного учреждения |
2 | Благоприятный психологический климат в классе. | Оценка руководителя образовательного учреждения и психолого-педагогической службы |
3 | Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ за последние 3 – 5 лет | Мониторинг успеваемости (или освоения образовательных программ) обучающихся за последние 3 – 5 лет |
4 | Соответствие выбираемых экзаменов (ЕГЭ) направленности (профилю) обучения, Преемственность обучения (поступление обучающихся в ВУЗ, другие профильные объединения и учреждения). Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – преемственность обучения в начальной школе | Справка администрации образовательного учреждения |
5 | Количество и результативность участия обучающихся и воспитанников в региональных, Всероссийских, международных, олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: Количество и результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях различного уровня. | Таблица и копии дипломов победителей олимпиад (конкурсов, соревнований) различного уровня: -международный; - всероссийский; - региональный. Представленная информация подтверждается администрацией образовательного учреждения |
6 | Количество и результативность обучающихся и воспитанников в подготовке творческих работ (социально-значимых проектах, исследований и др.) по направлению деятельности. | Таблица и копии документов. Представленная информация подтверждается администрацией образовательного учреждения |
7 | Количество и % обучающихся (воспитанников), участвующих в различных видах внеурочной деятельности (индивидуальные занятия для детей «группы риска», одаренных детей, дополнительные занятия, факультативы, кружки и др.) по направлению деятельности. | Таблица и справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения. |
Показатель «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений» отражает динамику учебных результатов тех обучающихся, воспитанников с которыми в течение определенного периода времени постоянно работал учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, психолог и др. категории педагогических работников.
Учебные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ следует рассматривать как стабильные и выше средних по Ленинградской области.
Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ подтверждаются абсолютными показателями (результаты ЕГЭ, ГИА, итоговой и промежуточных аттестаций) и результатами независимого внешнего тестирования, контрольно-педагогических измерений.
По данному показателю предоставляется информация о количестве и качестве творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, выполненных под руководством учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога и др. категорий педагогических работников.
Предоставляются данные о количестве учащихся, привлекаемых к внеурочной деятельности по учебному предмету (факультативы, кружки, мероприятия по предмету) за последние два –пять лет, об участии учащихся во внеурочной деятельности (название конференций, образовательных событий, конкурсов, спортивных соревнований, их уровня, место и год их проведения), название социально-значимых проектов, выполненных учащимися по предмету, раскрываются формы и методы внеурочной деятельности. Также предоставляется информация об организации работы с детьми «группы риска» и одаренными детьми.
2.2. Совершенствование профессиональной
деятельности педагога.
Показатель «Совершенствование профессиональной деятельности педагога» оценивается по следующим критериям:
- Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах и ПНПО «Образование».
- Распространение опыта: проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций и др. на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
- Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
- Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационными, владение методиками, эффективное применение в практической профессиональной деятельности.
- Личный вклад в повышение качества образования, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.
- Результаты контроля администрации ОУ педагогической документации работника.
- Организация работы с родителями.
№п/п | Критерии | Подтверждение |
1 | Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах и ПНПО «Образование» | Дипломы, грамоты, сертификаты (заверенные копии) |
2 | Распространение опыта: проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций и др. - на школьном уровне - на муниципальном уровне - на региональном уровне -на всероссийском уровне | Таблица и справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения. |
3 | Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе. | Справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения, результаты анализа урока (учебного занятия) |
4. | Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационными, владение методиками, эффективное применение в практической профессиональной деятельности. | Справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения, результаты анализа урока, (учебного занятия) |
5 | Личный вклад в повышение качества образования, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий | Справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения, анализ урока, (учебного занятия) |
6 | Результаты контроля администрации ОУ педагогической документации работника | Справка, подтвержденная руководством образовательного учреждения. |
7 | Организация работы с родителями | Отзывы, статьи, грамоты, благодарственные письма |
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения. Государственные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.
При оценке результативности по данному показателю учитываются: использование ИКТ в процессе обучения предмету,
использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету,
разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т. ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.
результативность использования современных образовательных технологий.
Критерии необходимо обосновать, с какой целью учитель использует технологии, какие учебные результаты ожидаются, а возможно и получены вследствие их использования.
В критерии «Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе» должна быть отражена высокая методическая компетентность учителя. Наличие собственной методической системы означает, что учитель понимает, что, как, и зачем он делает на всех этапах учебного процесса. При этом «собственная» не обязательно означает «оригинальная». Важно, чтобы эта система была максимально эффективной для данного учителя и могла быть обоснована, защищена перед профессиональным сообществом. Этот критерий может быть раскрыт через следующие позиции:
- наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя;
- систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет;
- наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы.
III Требования к оформлению раздела
«Анализ урока (учебного занятия)»
При анализе урока (учебного занятия) (далее по тексту – занятие) должны быть учтены следующие позиции:
1. Общая характеристика урока (учебного занятия):
- класс, раздел (тема) программы, тема урока (учебного занятия);
- место учебного занятия в системе занятий предмету;
- образовательный потенциал занятия;
- тип занятия и обоснованность его выбора.
2. Содержательно-целевой аспект урока (учебного занятия):
- цель и задачи занятия как его ожидаемые образовательные результаты, сформулированные в диагностируемом виде;
- основные элементы содержания занятия и принципы их отбора;
- логика раскрытия учебного содержания, принципы и подходы к её определению.
3. Процессуально-деятельностный аспект занятия:
- дидактико-методическое обеспечение занятия и его соответствие специфике учебного содержания исходя из особенностей методов научного познания в той или иной отрасли научного знания;
- применяемые частно-предметные технологии, обоснованность их выбора и возможность их комплексного использования на занятии;
- характер управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятии, приёмы её мотивации и активизации.
4. Результативно-оценочный аспект:
- критерии оценивания эффективности урока исходя из поставленных цели и задач;
- методы и средства выявления меры их достижения;
- подходы к выявлению учебных достижений учащихся.
IV Требования к оформлению раздела
«Официальные документы»
В разделе «Официальные документы» помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов, подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии жалоб со стороны участников образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Утверждены
распоряжением комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от______________№__________
(Приложение 9)
Рекомендации
по оформлению Представления
для проведения аттестации педагогического работника
с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Описание профессиональных компетенций
педагогической деятельности*
Основное назначение предлагаемой методики - определение уровня квалификации педагогов общеобразовательных школ на основе шести компетенций, выделенных в процессе анализа педагогической деятельности и представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» Реализация компетентностного подхода к анализу педагогической деятельности в процессе аттестации требует хорошего понимания сущности каждой из компетенций, знания показателей и параметров, через которые они проявляются.
Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно.
1. Компетентность в области личностных качеств
Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего сами педагоги и студенты педагогических вузов среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Результаты опросов участников образовательного процесса позволили определить общий смысл, конкретное содержание указанных качеств и раскрыть компетентность в области личностных качеств через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура.
1.1. Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека, понимать его и относиться к нему бережно. Для педагога развитость данной личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса. Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатия является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи, медицинские работники и др.). Особое место в этом ряду занимают педагоги, так как они имеют дело с той возрастной группой, которая наиболее чувствительна и ранима.
Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)». Рефлексивная позиции учителя дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося (воспитанника). Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
- Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.
- Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.
- Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
- Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.
Для других категорий педагогических работников показатель «Эмпатийность и социорефлексия» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
1.2. Самоорганизованность предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе. Такой педагог – хороший организатор. Педагог с высокими показателями по самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю (может работать эффективно без внешнего контроля и проверок), самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение. Если ситуация становится сложной, то педагог ориентирован на ее решение и сохраняет необходимое для дела эмоциональное равновесие и оптимизм. Он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока
- Рабочее пространство учителя хорошо организовано.
- Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.
- Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.
- Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
Для других категорий педагогических работников показатель «Самоорганизованность» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
1.3. Общая культура, уровень его интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.
- Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.
- Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни.
- Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
- Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.
Для других категорий педагогических работников показатель «Общая культура» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания:
- выбор и формулирование цели занятия (мероприятия);
- переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников);
- формулирование и обоснование цели урока или задания;
- создание образа результата и объяснение системы требований к нему;
- описание способа достижения результата и объяснение требований к нему;
- отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.
Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности. Цель, как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах будет не только определять характер их деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога действительно эффективной.
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников); умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников). Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям ученика (воспитанника), формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося (воспитанника) и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с обучающимися (воспитанниками) как с группой, включающей детей одной возрастной группы, так и с каждым отдельным учеником (воспитанником).
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.
- Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока.
- Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
- Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу. Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.
Учебная (воспитательная) задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Задача, являясь главным компонентом учебной (воспитательной) деятельности, предлагается обучающемуся (воспитаннику) в определенной образовательной ситуации. Для достижения одной цели может потребоваться решение нескольких задач, и наоборот. К цели педагог может идти разными способами. Постановка задач на основе целей предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся (воспитанников), реалии общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.
Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог в своей практике оперирует преимущественно темами занятий. Однако педагог должен ясно представлять, чем отличается тема занятия от цели занятия, не отождествляя их между собой. Цель занятия определяется не только содержанием темы, но и характером той образовательной программы, которая выбрана педагогом. Умение различать тему и цели занятия является одной из важнейших проблем целеполагания и, как показывают эмпирические исследования, одной из самых распространенных ошибок, допускаемых педагогами в процессе постановки цели, является ее подмена темой занятия. Перед каждым педагогом стоит проблема перевода темы занятия в педагогическую цель и педагогические задачи.
Педагог должен не просто уметь перевести тему занятия в цель, но и конкретизировать ее до комплекса взаимосвязанных задач, которые могут быть решены как на одном занятии, так и в процессе организации целого цикла занятий. Независимо от сложности используемого учебного материала и характера темы урока (другого занятия), педагогу необходимо осуществлять эту деятельность на основе любой темы, а не только тех, которые подробно прописаны в методических материалах.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.
- Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.
- Может сформулировать критерии достижения целей урока.
- Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.
- Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока (другого занятия) целью для ученика (воспитанника), насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько обучающийся (воспитанник) вовлечен в процесс формулирования целей и задач. Для того, чтобы вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в ней. Педагог, который может вовлекать обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описывать программу действий, признаки, на которые можно ориентироваться при контроле и оценивании, прогнозировать изменения, которые могут происходить в способе при изменении определенных условий деятельности, и даже выбирать возможные способы получения предполагаемого результата в соответствии с темой занятия. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у обучающихся (воспитанников) формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности во всей полноте ее функциональной структуры.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.
- Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения.
- Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.
- Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.
- Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации детей на образовательную деятельность. Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.
Под мотивом образовательной (обучение + воспитание) деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление образовательной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д. Мотив является определившимся намерением, желанием определенного действия и, вместе с целью, составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Исходя из этого, одной из важнейших практических задач, стоящих перед педагогом, является создание надлежащей мотивации учебной (воспитательной) деятельности у обучающихся (воспитанников).
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников), умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности. Педагог осознает, что для достижения требуемого результата учебной (воспитательной) деятельности обучающемуся (воспитаннику) необходима поддержка в виде определенных условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося (воспитанника) веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективно сложного результата. В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы». Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что он уже имеет определенные достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности педагога в данной области.
Ученик, выполняя деятельность, и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся (воспитанниками), использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания. Например, компетентный педагог говорит «хороший результата» или «достойный результат», «дружный класс» вместо фраз «неплохой результата», «неконфликтный класс». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не то, чего надо избегать («дайте творческий ответ» вместо «не давайте банальных, шаблонных ответов»).
Педагог демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения. Даже самый незначительный успех ребенка отмечается компетентным учителями как определенная победа и движение вперед.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.
- Отмечает даже самый маленький успех обучающихся.
- Демонстрирует успехи обучающихся родителям.
- Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам.
- Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников). Педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика (воспитанника) и организовать учебный (воспитательный) процесс так, чтобы подкреплять тех из них, которые соответствуют формированию позитивной мотивации. Важно, чтобы педагог умел соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности. Компетентный в данной области педагог позволяет ученикам (воспитанникам) самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия.
Компетентный педагог осознает, что ученик (воспитанник) может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что скажет педагог. Поэтому вместо априорного порицания такого ребенка педагог будет направлен на выявление его мотивационного ресурса, того, что ученику по настоящему интересно и что может его заинтересовать в постановке и достижении образовательных задач. Такой педагог в своей деятельности обеспечивает коррекцию негативных мотивов и стабилизацию позитивных познавательных и социально значимых мотивов, он сравнивает ученика (воспитанника) не с другими учащимися, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Данный показатель оценивается по следующим показателям:
- Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.
- Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.
- Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.
- Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке.
- Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников). Не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно, чтобы ученик (воспитанник) достигал возможных для его потенциала результатов. Существуют ситуации выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, которые будут успешно выполняться только при наличии внутренних установок на реализацию учебной (воспитательной) деятельности. Педагог, который умеет добиваться самомотивирования учеников (воспитанников), делает это, используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика (воспитанника) положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.
Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику (воспитаннику), обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.
Данный показатель оценивается по следующим показателям:
- Умеет активизировать творческие возможности обучающихся.
- Демонстрирует практическое применение изучаемого материала.
- Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий.
- Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.
- Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников (воспитанников).
Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.
4.1. Компетентность в методах преподавания. Необходимым критерием грамотной работы педагога служит умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся (воспитанников), уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Важным элементом преподавания (воспитания) являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники. Каждый прием, используемый педагогом, способствует достижению целей всего занятия.
Данный показатель оценивается по следующим показателям:
- Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.
- Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.
- Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы.
- Владеет современными методами преподавания.
- Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии.
Для других категорий педагогических работников показатель «Компетентность в методах преподавания» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
4.2. Компетентность в предмете преподавания. Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Он видит в реальной практике примеры, которые способны проиллюстрировать ученикам (воспитанникам) знание предмета. Знание предмета является необходимым, но не достаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют свом предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся (воспитанников), стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о «черных дырах» в данной области познания.
Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Когда ученики вовлечены в «научный спор», педагог демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Учитель хорошо знает преподаваемый предмет.
- Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.
- При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.).
- В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов.
- Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.
Для других категорий педагогических работников показатель «Компетентность в предмете преподавания» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
4.3. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов. Компетентный педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, анализирует и письменно фиксирует, какие способы мотивации (поддержки, приемов и методов работы и т.д.) наиболее действенны в данном классе и по отношению к каждому ученику (воспитаннику). Такой педагог считает важным больше знать о психологических и физиологических особенностях и возможностях ученика (воспитанника). Он знает, какие личностные или интеллектуальные ограничения существуют у ученика (воспитанника) и, в то же время, осознает возможности, потенциал обучающегося (воспитанника), и опирается на них, в процессе педагогического воздействия. Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям обучающихся (воспитанников). При постановке целей и задач, выборе содержания и методических приемов, используемых на уроке, педагог ориентирован на особенности процесса освоения учебного материала обучающимися (или решения воспитательных задач), распределяет задания индивидуализированно, потому что осведомлен об уровне возможностей, знаний и умений каждого ученика (воспитанника).
Педагог ориентирован на оказание индивидуальной помощи и психологической поддержки ученикам (воспитанникам). Педагог создает в классе (группе) позитивную атмосферу, способствует формированию дружеских взаимоотношений
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся.
- Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка
- Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей.
- Имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями.
- Подготовленные учителем характеристики обучающихся, отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений.
Для других категорий педагогических работников показатель «Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений отражает квалификационную готовность педагога разработать и реализовать программу деятельности и принимать решения в различных педагогических ситуациях, осознавая всю полноту ответственности за эти решения и последствия от их реализации.
Компетентность в разработке и реализации образовательных программ позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и мотивированности обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности. Ключевой результат педагогической деятельности во многом определяется тем, насколько компетентно педагог реализует образовательную программу. Компетентность в области разработки программы педагогической деятельности позволяет педагогу добиваться высоких показателей в обучении (воспитании).
Педагогу приходится постоянно принимать решения: как установить дисциплину, как мотивировать обучающихся (воспитанников), как вызвать интерес у конкретного ребенка к занятиям, как обеспечить понимание, и т.д. Решение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные решения.
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях
5.1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы заключается в том, что педагог хорошо знает типовые образовательные программы, учебники, учебно-методические комплекты в области своей педагогической деятельности и умеет выбрать те из них, которые позволяют достичь поставленные образовательные цели.
Так, дифференцированный подход в обучении позволяет в рамках единого образовательного стандарта варьировать программы, отличающиеся уровнем сложности содержания («разноуровневые»), объемом и профессиональной направленностью (программы для лицейских классов, гимназических и классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов). При всем разнообразии программ принцип их построения традиционен. Они реализуют основное условие - добиться образовательных результатов в соответствии с заданными требованиями. Достижение образовательных результатов - овладение обучающимися (воспитанниками) определенными знаниями, навыками, развитие способностей, личностных качеств и др. в процессе реализации программы педагогической деятельности – это основной показатель эффективности, то есть критерий, на основе которого оценивают профессионализм педагога ученики, родители, коллеги, администрация.
Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно-методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно-методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные МинобрнаукиРФ.
- Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки.
- Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету.
- Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач.
- Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение выбрать и реализовать типовые учебные (воспитательные) программы» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы. Педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы. Педагоги с высоким уровнем развития педагогической компетентности используют разнообразные методические приемы.
Дидактические средства учителя разнообразны, он обращает специальное внимание на то, с помощью каких дидактических приемов и методических средств можно достичь запланированных образовательных результатов.
Для оценки компетентности по данному показателю необходимо учитывать насколько программа, реализуемая учителем, позволяет достигать высоких результативных показателей у разных по успеваемости и уровню развития обучающихся (воспитанников). Эксперту важно помнить, что деятельность никогда не осуществляется нормативно-одобренным способом. Нормативный способ выполнения деятельности всегда индивидуализируется под влиянием внешних условий деятельности (например, особенности детей) и специфики субъекта деятельности (особенности педагога), поэтому, так или иначе, но каждый педагог вносит что-то свое в типовую программу при ее реализации. Важно оценить, насколько это «свое» позволяет достигать учебные и воспитательные цели.
Таким образом, компетентный педагог осознает важность разработки и модификации программ, разработки дидактических и методических средств, владеет технологией разработки образовательных программ и реализует ее, добивается, благодаря этому, высоких показателей обученности (воспитанности), а также умеет объяснить коллегам суть нововведений, предложить им свой опыт, участвует в конкурсах, публикует информацию об авторских разработках в специализированной прессе.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов.
- Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество.
- Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы.
- Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства.
- Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях. Педагогу приходится постоянно принимать решения и отвечать на вопросы, поставленные практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д.
Компетентный учитель обязательно анализирует учебно-воспитательные ситуации, понимает причины поступков обучающихся (воспитанников), предлагает творческие решения, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Он одновременно обладает терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации наиболее адекватно поставленным целям. Опытный педагог понимает, какие решения принимает только он сам, а какие надо принимать вместе с коллегами, учениками (воспитанниками) и их родителями, он понимает, насколько велика его личная ответственность за принятые решения, не избегает ее, не ждет указаний сверху, а оперативно реагирует на возникшую ситуацию. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет обосновать свой выбор, готов к пересмотру решений под воздействием фактов или новой информации.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения.
- Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни.
- Умеет аргументировать предлагаемые им решения.
- Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов.
- Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение принимать решения в педагогических ситуациях» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
6. Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты.
Данная компетентность проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение педагога позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.
На занятиях педагог сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, полилога - позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического материала.
Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников), умение реализовать педагогическое оценивание.
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения. Субъект-субъектные отношения педагога с учеником (воспитанником) проявляются во взаимопонимании, установлении отношений сотрудничества, в способности ценить ученика (воспитанника), готовности помогать ему, в позитивном настрое по отношению к нему. Компетентный педагог чутко относится к проблемам обучающихся (воспитанников). В целом, такое отношение педагога к ученику (воспитаннику) можно назвать бережным, но не потворствующим. Педагог осознает важность и эффективность всех форм воздействия, поэтому при необходимости бывает требовательным и настойчивым, но всегда он выбирает адекватные способы и реализует их в процессе взаимодействия.
Педагог стремится разобраться в психологических особенностях собеседника (ребенка, родителя, коллеги), умеет слушать, умеет задавать вопросы так, чтобы быть услышанным и получить содержательный ответ, умеет передать информацию на доступном для собеседника языке, умеет регулировать свои эмоции в процессе коммуникации.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог.
- Умеет разрешать конфликты оптимальным способом.
- Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами.
- Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
- Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение устанавливать субъект-субъектные отношения» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
6.2. Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников). Педагог умеет организовывать деятельность обучающихся (воспитанников) по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально значимых качеств, способствует развитию у них навыков, необходимых для учебной деятельности и дальнейшего самообразования. Такая задача гораздо сложнее для педагога, чем простая передача информации на занятии. Для того, чтобы решить такую задачу, компетентный педагог дозирует помощь, в которой нуждается учащийся (воспитанник), может использовать подсказку или наводящий вопрос для активизации самостоятельной активности учащегося (воспитанника). У такого педагога не возникает ситуаций, когда явно видно, что ученик (воспитанник) не в состоянии справиться с предложенным ему заданием, молчит и при этом думает только о том, когда же от него «отстанут». Например, педагог умеет подвести ученика (воспитанника) к «открытию», задает вопросы так, что ученик начинает сравнивать, анализировать, систематизировать информацию. Педагог использует примеры и аналогии для того, чтобы ученик (воспитанник) мог перенести ранее усвоенные знания или способы действия на другие ситуации. Педагог объясняет ученикам (воспитанникам), как лучше организовать выполнение задания, с каких заданий начать, на что обратить особое внимание, - так он помогает учащимися (воспитанникам) сформировать приемы самостоятельного поиска знаний и стремление к самообразованию (самовоспитанию).
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
- Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности.
- Излагает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами.
- Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности.
- Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников)» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося (воспитанника) от внешней оценки к самооценке. Педагогическая оценка фиксирует уровень образованности ученика, степень соответствия данного уровня нормативно одобренным требованиям, является основой для контроля и регуляции педагогической деятельности, так как отражает степень достижения ее целей. Компетентный педагог хорошо понимает критерии оценивания, объясняет критерии оценивания еще до выполнения учениками (воспитанниками) задания, всегда может обосновать, почему он поставил ту или иную оценку. Педагог умеет показать ребенку, насколько их самооценка соответствует требованиям к выполнению заданий. Все это позволяет педагогу устранить возможное непонимание, обиду или агрессию ученика (воспитанника). При этом педагог не умаляет значимости творческих, нестандартных решений ученика (воспитанника).
Действия педагога, связанные с разъяснением критериев оценки и правил ее выставления, важны для учеников (воспитанников), так как внешнее оценивание сопровождает человека не только в школе или в вузе, но и в других сферах жизни. Если педагог стремится к тому, чтобы ученик (воспитанник) понимал, почему ему выставлена определенная оценка и что надо сделать, чтобы она стала выше, он, по сути, способствует тому, что ученик усваивает социальные нормы и правила поведения, являющиеся залогом успешного включения молодого человека в социальные отношения.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
- Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании.
- Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки.
- Применяет различные методы оценивания обучающихся.
- Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
- Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение реализовать педагогическое оценивание» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
Предварительный просмотр:
Список документов для аттестации на высшую (первую) квалификационную категорию
ВНИМАНИЕ!
Ошибки и исправления в аттестационных документах не допускаются
Ко всем указанным документам прилагаются бланки и образцы заполнения.
Обязательные документы
Заявление на бланке установленного образца, заверенное личной подписью аттестуемого работника.
Личная карточка (объективка) на бланке установленного образца..
Характеристика – представление на учителя от школы, заверенные печатью образовательного учреждения и 4 подписями (первая подпись – председатель аттестационной комиссии, остальные – члены экспертной комиссии, или секретарь, или председатель МО). Весь документ, кроме подписей, представляется в печатном виде. Обратите внимание: даже если Вы аттестуетесь повторно, аттестационная комиссия школы может лишь ходатайствовать (а не рекомендовать) перед городской комиссией о присвоении (а не о подтверждении) Вам высшей квалификационной категории. Характеристика должна объективно и полно освещать личность аттестуемого и его достижения. Объем – 1,5-2 страницы.
Аттестационный лист установленного образца, заполненный только на компьютере до 6 пункта, 2 шт. Внимание: дата рождения, название ВУЗа, специальность и квалификация по диплому, тема курсов повышения квалификации заполняются ПОЛНОСТЬЮ.
Копия аттестационного листа прошлой аттестации.
Копия документа об образовании.
Копия документа о повышении квалификации.
Если в документе об образовании и в заявлении разные фамилии, прилагается копия документа, удостоверяющего факт смены фамилии (например, свидетельство о браке). Если это не ксерокопии, все они должны быть обязательно заверены.
Копии удостоверений о наградах, званиях (если есть).
Дополнительные документы
(Личная аттестационная папка)
Ходатайства и рекомендации учреждений, поддержкой которых Вы можете заручиться. Эти документы можно приложить и к обязательным.
Справка о состоянии образования за последние 3 года, показывающая уровень обученности и качества преподавания. (Уровень обученности – это успевающие. Уровень успешности – успевающие на 4 и 5).Форма представления – текстовая, табличная или графическая. Справка заверяется администрацией.
Справка по результатам окружного мониторинга за последний год. Дата, класс, тема, форма контроля, уровень обученности и уровень успешности.
Справка по результатам ВШК за последний год. Аналогичное оформление.
Заверенная копия результатов последней аттестации образовательного учреждения.
Заверенная копия результатов рубежного контроля или иного тестирования, если такое имело место за последние несколько лет.
Справки, удостоверяющие Ваше участие в различных комиссиях, экспертных группах или жюри городского (Российского) уровня.
Копии наград Ваших учеников, занявших призовые места в конкурсах или олимпиадах городского или общероссийского уровня.
Перечень Ваших печатных работ (Название, издательство, год издания). Если работа небольшая, можно приложить ее копию.
Иные документы, не вошедшие в данный перечень, но положительно характеризующие вашу педагогическую и методическую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инфомация для коллег
конспекты уроков по окружающему миру...
инфомация для коллег
календарно - тематическое планирование технология 1 класс...
Юбилейные капустники для коллег по школе
Как здорово, когда в коллективе царит дух творчества! Многим моим коллегам уже 50... Я предлагаю вашему вниманию сценарии юбилейных капустников, которые можно провести в школе и порадовать юбиляров....
Письмо коллегам
Эссэ, с которым я выступала на конкурсе "Самый классный классный". пусть будет кому-то полезным!...
Отзыв о коллеге.
Краткий отзыв о коллеге руководителя школьного методического объединения учителей начальной школы....
Выступление на коллегии Министерства образования Московской области
Использование электронного дневника в учебно-воспитательном процессе...