Выступление
учебно-методический материал на тему

Савоничева Светлана Юрьевна

Выступление на заседании кафедры начальных классов . Тема: Надпредметный курс « Мир деятельности» для формирования у учащихся общеучебных  умений и связанных с ними  деятельностных способностей и личностных качеств, как необходимое условие формирования УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mid_doklad_na_m_o.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Надпредметный курс « Мир деятельности» для формирования у учащихся общеучебных  умений и связанных с ними  деятельностных способностей и личностных качеств, как необходимое условие формирования УУД

         Доклад на заседании кафедры учителей начальных классов

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию
1.

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»
2.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»
3.

В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Курс предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»)
4. Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем:
универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:


  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

  4. Контроль умения выполнять действие.


Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,


  1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;

  2. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;

  3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;

  4. и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.


Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.

Более того, и сами педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов универсальных действий. Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».


Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД отмечен в различных научных школах. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»
5. В результате научно-исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.
Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.

Для системного прохождения учащимися
^ 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)6.

Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.

Следующий,
^ 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися
3-го этапа формирования УУД.

И, наконец, завершающий,
4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).

Таким образом, предложенный в образовательной системе «Школа 2000...» способ формирования УУД можно представить в виде следующей схемы:




Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

^ I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

^ II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

^ IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является
организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и

слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания
коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.

Задача
ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

^ 1. 2. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…»
7.

В дидактической системе «Школа 2000…»
8 выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:


  • уроки
    «открытия» нового знания;

  • уроки
    рефлексии;

  • уроки
    построения системы знаний;

  • уроки
    развивающего контроля.
  1.                                
    На уроках
    «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД − это универсальные учебные действия).

    На уроках
    рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации
    9. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.

    ^ 1. Мотивация к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

    С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

    2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

    ^ 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

    3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

    Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

    ^ 3. Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть
     место затруднения;

    2) выявить и зафиксировать в речи
    причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.

    ^ 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают
    проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

    ^ 5. Реализация построенного проекта.

    На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    ^ 6. Первичное закрепление во внешней речи.

    На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

    ^ 7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.

    ^ 8. Включение в систему знаний.

    На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

    ^ 9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
     
    Прежде всего, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно без наличия у детей соответствующих знаний. Так, умение детей решать квадратные уравнения не может быть устойчивым, если они не знают формул его корней. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.

    Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.

    Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.

    Какие бы метапредметные знания и умения ни продемонстрировал ребенок в школе, они забудутся, исчезнут, если не будут подкрепляться поведением значимых для него взрослых – учителя, родителей. Данное явление неустойчивости полученных учащимися знаний иногда называют эффектом «наполненного и вылитого ведра». Например, многие ученики уже через 2–3 месяца после окончания школы не могут воспроизвести изученные знания по математике, физике, химии и другим предметам, хотя еще совсем недавно они успешно их применяли при сдаче ЕГЭ.
                                            Фрагмент занятия:







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....