Выступление на региональном семинаре «Портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС»
статья на тему
В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_regionalnom_seminare.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ школа-интернат
(выступление на региональном семинаре)
«Портфолио ученика начальной школы
в условиях введения ФГОС»
Учитель начальных классов: В.В. Суманева
2015-2016 уч. год
Слайд 2
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский
В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации и подготовить воспитанника
- к получению профессии,
- трудоустройству,
- пониманию и защите своих прав и интересов,
- достаточной коммуникации с другими членами общества.
Слайд 3
И одним из таких помощником для дальнейшей социальной адаптации в обществе может стать портфолио учащегося.
Ребёнок должен иметь правильную мотивацию, он должен уметь ставить цели и добиваться их.
Поэтому потребность в создании портфолио возникает уже в 1 классе.
Основной смысл портфолио - показать всё, на что ты способен.
Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допускать потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Слайд 4
Портфолио в начальной школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «интрумент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность
Педагогические задачи портфолио:
- создание ситуации успеха каждого ученика,
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка,
- стимулирование к самосовершенствованию;
- формирование установки на творческую деятельность
- развитие мотивации дальнейшего
творческого роста;
- приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Слайд 5
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной. коммуникативной.
Роль учителя в создании портфолио
-Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
-Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
-Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.
Слайд 6
Моё педагогическое кредо:
«Помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нём чувство человеческого достоинства»
Работая учителем в специальной коррекционной школе-интернате, учитывая индивидуальные способности обучающихся воспитанников, я стараюсь определить возможные направления составления портфолио учащегося
Создание портфолио проходит под девизом:
«Думай, дерзай, твори!»
Слайд 7
Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует. Поэтому работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче. Ведь именно творчество должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Новые подходы и идеи всегда интересны, а тем более, когда они способствуют индивидуальному росту учащегося.
Кто сказал, что дети с ОВЗ не обучаются и не развиваются? Пусть они делают это медленнее других и в меньшем объеме, но они также образовываются.
Про детей с ограниченными возможностями здоровья многие говорят: «он не может!». Это неправда. Он может всё! Портфолио тому доказательство. Оно зеркало ученика на протяжении всего обучения в специальной коррекционной школе.
Слайд 8
Творчество для детей с ограниченными возможностями здоровья – путь к самореализации и самоутверждению. Задача учителя помочь ребенку найти себя в творчестве, приобрести уверенность, достичь успеха.
- Портфолио ученика в коррекционной школе необходимо для отслеживания динамики развития учащегося.
- Оно помогает проектировать его «зону ближайшего развития»,
- оказания ему посильной помощи в адаптации к нашей современной сложной действительности,
- отслеживает и корректирует результаты совместной работы всех специалистов и педагогов школы – интерната.
Слайд 9
На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы. Существует много вариантов его представления,
В своей работе я выделяю четыре раздела портфолио:
«Мой мир», «Моё творчество», «Мои достижения», « Мои впечатления»
Слайд 10
«Мой мир»
В это разделе: фотография учащегося, краткие сведения о ребёнке. Здесь же тестирование по темам в виде рисунков: моя семья, мой дом, родословное дерево. Здесь разделы - мои друзья, моя школа, моя общественная работа, мои увлечения и т.д.
Слайд 11
1).Моя семья (Здесь можно рассказать о себе, о своей семье
или составить небольшой рассказ о семье)
Слайд 12
2). Мои друзья. (Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях).
Слайд 13.
3).Моя школа (Рисунки школы , схема маршрута от дома до школы,
(важно, чтобы на ней были отмечены опасные места- пересечение дорог, светофоры)
Слайд 14
4). Моя общественная работа ( Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. )
Слайд 15
5). Моя учёба. (Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами)
Слайд 16
«Моё творчество»
В этом разделе накапливаются рисунки детей, творческие работы, работы по предметам, всё, что он на данный момент создал сам (фотографии поделок, чего добился, занимаясь в кружках и т.д.)
Слайд 17
Портфолио - папку роста, развития и достижений ученика, вполне можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка, родственникам, на родительских собраниях, в классе. Ведь пролистать красочную папку очень интересно!
Слайд 18
«Мои достижения»
Отчеты о достигнутых успехах, грамоты, дипломы, благодарственные письма, достижения в учёбе, мониторинги, достижения в спорте, и т.д.
Слайд 19
«Мои впечатления»
На этих страничках ребенок может поделиться своими впечатлениями о посещении театров, выставок и музеев, вспомнить содержание экскурсий, познавательных программ, в которых он участвовал. Дополнить свои заметки фотографиями и рисунками.
Слайд 20
Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Работа с портфолио помогает укреплять желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большенству изучаемых предметов, позволяет детям расти психологически здоровыми личностями.
Портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного развития обучающихся воспитанников.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей. Портфолио достижений обучающегося – это средство предъявления собственных достижений обучающегося для и...
Выступление на ШМО учителей «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»
Портфолио это "история успеха", помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося, история, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и ум...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к докладу «Портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС»
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальн...
Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.
Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития....
Материалы выступления на городском семинаре "Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО"
Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО...