Выступление на ШМО учителей «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Портфолио это "история успеха", помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося, история, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_portf.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»
Портфолио это "история успеха", помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося, история, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.
Слово «портфолио» сегодня одно из самых распространенных в образовательной практике, причем знают его уже даже дошкольники. Какова его роль в жизни ученика, что должно входить в портфолио, кто и как его должен формировать?
История портфолио началась очень давно, еще в ХV-XVI вв. в странах Западной Европы. В XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен”. В 90-ые гг. термин «портфолио» стал созвучен термину «портфель инвестиций».
Существует целое разнообразие определений портфолио:
- коллекция определенной области (С. Пейн);
- рабочая файловая папка (Т.Новикова);
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых (К.Аврвус);
- целенаправленная коллекция работ ученика, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной и более областях (Д.Майер).
- выставка работ учащегося, задачей которой является отслеживание их личностного роста (Фрай);
- отчет по процессу обучения ребенка: что он узнал, как проходил процесс его обучения, как он думает, в чем сомневается, что и как анализирует, создает, как он взаимодействует с другими на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
Философия портфолио достижений предполагает:
- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; на развитие самооценки ученика;
- на интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков. Современные образовательные инновации делают акцент на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».
С какой целью заводится портфолио в начальной школе?
Основные цели и задачи портфолио:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Одной из основных целей ведения портфолио в начальных классах является создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
С педагогической точки зрения ситуация успеха–это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. Поэтому с первого класса на каждого ребенка заводится портфолио.
Портфолио – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.
Согласно К. Берк, «Портфолио — это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину».
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия).
Структура и содержание Портфолио.
Портфолио учащегося начальной школы представляет собой папку «Портфолио достижений». Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.
Папка «Портфолио достижений» может иметь следующие разделы:
1. «Предметная компетентность учащихся»
• Итоговые отметки по предметам базисного учебного плана
• Контрольные, диагностические работы, мониторинги
• Сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности
II. «Функциональная грамотность» Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной деятельности.
• Похвальные листы и грамоты
• Грамоты, дипломы, сертификаты
• Благодарственные письма
• Свидетельства
III. «Социальная компетентность учащихся» Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, социальные акции и т.д.)
• Сведения об участии в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в интернет проектах
IV. «Общекультурная и поликультурная компетентность учащихся» В этом разделе помещаются творческие работы учащегося: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
V. «Коммуникативная компетентность учащихся» Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей) Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах
VI. «Интеллектуальная компетентность учащихся» (Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.)
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио целесообразно включать следующие материалы.
- Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных занятий. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
2. Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;
- результаты специальных испытаний (при необходимости).
3. Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
4. Материалы итогового контроля.
5. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Также в практической деятельности педагогов возможно использование портфолио для коррекционной работы с детьми «группы риска». В этом случае портфолио является солидарным, т.е. общим, совместным, и представляет собой экспертное оценивание включающее коллективную оценку достижений ребенка субъектами профилактики, т. е. самим ребенком, его родителями и педагогами.
Предполагается, что субъекты профилактики, выстраивая процесс личностного самоопределения ребенка как цепочку последовательных достижений, включают его в познавательную, развивающую деятельность, осуществляемую в рамках школы, в деятельность по преодолению его негативных личностных проявлений, корректируя при этом его семейное воспитание.
Критерии оценки «Портфолио»
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист, раздел «Мой мир», | красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания |
Раздел «Моя учеба» | правильность заполнения данных, эстетичность, наличие проектов, творческих работ и т.д. | - 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету; - 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; - 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету |
Раздел «Мое творчество» | наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ | - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Раздел «Мои достижения» | Дипломы, почетные грамоты, грамоты благодарственные письма | Городской: -победитель - 5 -призёр - 3 - участник - 1 Школьный -победитель -3 -участник -1 |
| 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Форма оценивания:
Баллы | Оценка |
20 - 25 | «отлично» |
15 - 19 | «хорошо» |
10 - 14 | «удовлетворительно» |
Менее 10 баллов | «требует доработки» |
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
В Концепции профессиональных стандартов педагога одной из компетентностей учителя является составление портфолио учащихся и своего собственного. Я учитель! Зачем мне вести портфолио? Для того, чтобы выгодно представить свои достижения во время аттестации, для того чтобы соответствовать требованиям Профессионального стандарта педагога.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится: «Ведение портфолио рекомендуется каждому ученику начальной школы и предполагает представление отчета по итогам учебного года». Портфолио сегодня может считаться основанием для аттестации обучающихся по определенным учебным дисциплинам без сдачи экзаменов или зачетов. 10 июня 2013г. на совещании с ректорами государственных вузов министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил при поступлении в вузы учитывать результаты ЕГЭ абитуриента, среднюю оценку за аттестат и его портфолио.
С 2015-2016 уч. г. портфолио становится формой представления образовательных результатов в вузах, которая позволит выпускнику получить до 10 проходных баллов при вступительных экзаменах.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а также формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Подводя итог, можно сказать, что, составляя собственное портфолио, ученик стремится к участию в различных мероприятиях, акциях и в современном образовательном и воспитательном процессе портфолио является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность.
Таким образом портфолио становится "историей успеха", помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.
Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Желаем творческих успехов Вам, вашим ученикам и родителям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на РМО...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Содержание портфолио ученика начальной школы....
Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.
Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития....