Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
проект на тему

Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programmy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

программы социализации детей

с ограниченными возможностями здоровья

«Мы -вместе!»

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Срок реализации: долговременный

                                                                                Автор:

                                                                                Шабельникова Татьяна Юрьевна,

                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                МАОУ «СОШ № 99»

2018 год

г.Новокузнецк

Цель программы

Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Основные задачи программы

  • Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
  • вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
  • оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развить навыки общения с детьми – инвалидами;
  • способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Ожидаемые

конечные

результаты

  • Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
  • развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.

Нормативная база для разработки программы развития

  • Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
  • Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.
  • Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  • Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
  • Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

Вид программы. Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы -вместе!»

Реализация программы носит долговременный характер и направлена на создание условий интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом (далее – детей с ОВЗ).

Возможная сложность реализации программы состоит в том, что необходимо рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми.

Цели и задачи программы

Цель программы: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать обучение, досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи программы:

  • создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
  • вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
  • оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развить навыки общения с детьми – инвалидами;
  • способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Концептуальные основы программы

Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.

В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.

В основе разработки программы лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.

Реализация программы связана с необходимостью социализации детей-инвалидов, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация данной программы способствует:

  • решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов;
  • умению пользоваться своими правами и обязанностями;
  • созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • развитию толерантного образовательного пространства.

Структура и содержание программы

  • Организационный этап: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.
  • Деятельностный этап: реализация сопровождения.
  • Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.

Направления работы

«Им нужна ваша помощь» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:

  • плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
  • приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном кинозале и кинозале Центра культуры и спорта;
  • привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе Центра культуры и спорта и школы;
  • включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение», шахматный кружок «Беля ладья»;
  • посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);
  • участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Поиск».

«Золотое сердце» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:

  • приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
  • психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
  • информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
  • участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».

«Шанс» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.

  • приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
  • приоритетное трудоустройство в летний период;
  • посещение занятий в воскресной школе;
  • библиотечно- информационное обслуживание:

- библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;

- беседы-обзоры новых книг, журналов;

- коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;

- приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.

Участники сопровождения

Основные формы и средства реализации программы:

  • групповая работа;
  • личностный тренинг;
  • акции;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • беседы:
  • ролевые игры;
  • анкетирование;
  • индивидуальные консультации;
  • театрализованные представления;
  • конкурсные мероприятия;
  • рефлексия.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе

Участие в программе могут принимать как дети с ограниченными возможностями, так и их родные и близкие (родители, братья, сестры, друзья).

Противопоказания связаны с медицинскими показаниями, при необходимости - консультации специалистов.

Сферы ответственностиосновные права и обязанности участников

При реализации программы учитываются законные интересы всех участников программы (детей, родителей, педагогов).

Программа «Мы вместе!» опирается на Концепцию развития инклюзивного образования, основанную на государственных гарантиях Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека, и обеспечивается рядом нормативных правовых документов федерального, окружного, регионального муниципального значения.

Концепция развития инклюзивного образования выделяет социальную ответственность семьи по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс детей с ОВЗ через обучение родителей и педагогов.

В Концепции подчеркивается необходимость создания позитивного отношения общества к детям с ОВЗ, признание прав детей с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества.

ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в ходе инклюзивного (включенного) образования. Термин «инклюзивное» или «включенное» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах (перевод с французского - inclusif – «включающий в себя», с латыни - include – «заключаю, включаю»).

Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.

В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.

Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений

 Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).

Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Мы вместе», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» - об участниках и победителях Паралимпийских игр Сочи-2014.

Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» - направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. 

 В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» - «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» - «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе», участвуют в конкурсе на лучшего знатока Паралимпийских и Сурдлимпийских зимних игр 2014 - 2015годов - «Поставим рекорды вместе!»

Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:

  • школьный психолог;
  • социальный педагог;
  • специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
  • педагоги дополнительного образования;
  • специалисты кружков, секций и библиотеки Центра культуры и спорта.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.

Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:

  • решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
  • участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
  • развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными возможностями в различных мероприятиях.

Контроль за реализацией проекта программы осуществляется администрацией МАОУ «СОШ №99» г. Новокузнецка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...