Доклад " Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики"
презентация к уроку (2, 3 класс) на тему

Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

В материалах  ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как  ус-ловия её самоактуализации».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad_izluchinsk.ppt424.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики » Выполнила: Гладких О.Б. Учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ваховская общеобразовательная средняя школа»

Слайд 2

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной ин-теллектуальной работе, самостоя-тельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём влас-телинами.» Ш.А. Амонашвили .

Слайд 3

В материалах ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как ус-ловия её самоактуализации ». Одна из главных задач учителя – научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фак-тором развития познавательной самостоятельности является орга-низация работы с детьми на уроке.

Слайд 4

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания , но он организует деятельность обучающихся . Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение .

Слайд 5

Самостоятельность −это качество , которое выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Слайд 6

Основные этапы развития самостоятельности: 1 этап - этап подражания.( по готовому образцу копирует действия учителя.) 2 этап - этап частичной самостоятельности.(ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления). 3 этап - ( этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.)

Слайд 7

Существует 4 типа самостоятельных работ: 1. Самостоятельная работа по образцу. 2.Творческая самостоятельная работа. 3.Вариативная самостоятельная работа. 4. Конструктивная самостоятельная работа.

Слайд 8

Виды продуктивных заданий, например: 1. Поиск закономерностей 2. Классификация математических объектов. ( выражений, геометрических фигур.) 3. Задания с недостающими или лишними данными. 4. Выполнение задания разными способами. 5. Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений. 6. Нестандартные задания.

Слайд 9

Формы самостоятельных работ: 1. Математические диктанты с проверкой и взаимопроверкой. 2. Самостоятельные работы с предварительным разбором. Затем дается подобная задача, а далее задание с усложненным элементом. 3. Тестирование.( помогают выявить пробелы.) 4. Дидактические игры.

Слайд 10

Задачи на движение – направленные на развитие познавательной самостоятельности. Учитель : Опишите ситуацию на рис. 1 и 2 . рис. 1 рис. 2

Слайд 11

Ученик . Гусенице и муравью надо доползти до яблока. Учитель . Кто раньше начал движение? Кто позже? Ученик . Одновременно. Учитель . Составьте условие задачи по этим рисункам. Дети фантазируют. Учитель обобщает: Кто быстрее доберется до яблока? На сколько минут больше потребовалось гусенице?

Слайд 12

Учитель . На какие вопросы можно ответить по этому чертежу? Ученики . Кто раньше доберется. Кто двигался быстрее. У кого длиннее дорожка. Сколько раз отрезок равный 1 мин помещаетя в каждом отрезке, а потом посчитать, сколько их поместилось. Учитель . Можно ли по схеме ответить на вопрос: «На сколько больше времени потратила гусеница на дорогу к яблоку, чем муравей?» Ученик . Да это видно : На сколько отрезок больше, на столько и больше времени она потратила. Дальше учитель просит самостоятельно составить задачу по схеме.

Слайд 13

Одним из способов развития поз-навательной самостоятельности на уроках математики является ис-пользование карточек с заданиями, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя.

Слайд 14

Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько км пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Реши задачу, используя следующие вопросы: 1.Сколько км пролетит самолет за 2 часа? 2.Сколько раз по 2 часа содержится в 5 часах?

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»...