Мышление
презентация к уроку на тему
Презентация предназначена для учителей начальных классов. Данный материал может быть использован на любом этапе урока для развития критического мышления у детей.В презентации представлены различные приемы, которые дают возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств:
1.Верные, неверные высказывания
2.Игра «Верите ли вы?» или «Данетка» (да или нет)
3.Дерево предсказаний
4.Корзина идей
5.Кластеры
6. Инсерт
7.ТаблицаЗХУ
8.Толстые и тонкие вопросы
9.Зигзаг
10.Синквейн
11.Прием «Ромашка Блума» и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление Это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно даёт возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.
Виды мышления: По степени новизны и оригинальности По форме По характеру решаемых задач Репродуктивное ( воспроизводящее ) Наглядно – действенное - познание с помощью манипулирования предметами – игрушками. Теоретическое Продуктивное ( творческое ) Наглядно – образное – познание с помощью представлений предметов – явлений Практическое Словесно – логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного отвлечение существенных свойств предмета от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Мыслительные операции Анализ Синтез Абстракция Сравнение Обобщение
Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Взаимосвязь форм мышления Умозаключение форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Суждение форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени Качества мышления Глубина мышления Самостоятельность мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления
По функциям различают мышление: Творческое Мышление, связанное с открытием принципиально нового знания и с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Критическое Творческое, рефлексивное мышление, помогающее произвести проверку предложенных решений, определить собственные приоритеты и принять ответственность за сделанный выбор.
Возникновение технологии критического мышления Технология возникла в США в 1996 году в России в 1997 году Авторы Ч. Темпл, К. Мередин , Дж. Стил , С. Уолтер
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе , но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Структура построения уроков Стадия Содержание вызов Стадия позволяет: Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. осмысление Стадия позволяет: Получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями. рефлексия Стадия позволяет: Обобщить полученную информацию Формировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя , и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно ». Не отвечайте за учеников , даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении . Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей , а не на планы уроков.
Образовательные результаты ТРКМ : умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения
Приёмы ТРМ 1. Верные, неверные высказывания 2. Игра «Верите ли вы?» или « Данетка » (да или нет) 3. Дерево предсказаний 4. Корзина идей 5. Кластеры 6. Инсерт 7. Таблица ЗХУ 8. Толстые и тонкие вопросы 9. Зигзаг 10. Синквейн
Приёмы ТРКМ 11. Мозговой штурм 12. Ролевая игра 13. Свободное письмо 14. Перепутанные логические цепи 15. Продвинутая лекция 16. Взаимовопрос
Учимся задавать вопросы Прием «Толстые и тонкие вопросы» ? « Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа ? «Тонкое» вопросы репродуктивного плана, требующие односложного ответа Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
Прием «Ромашка Блума » Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Прием «Мозаика» Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста
Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Учимся воспринимать информацию
3 - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У- что мы узнали (заполняется в течение урока) пески животные Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. жарко растения мало воды климат Прием - « Таблица-ЗХУ » Тема : «Пустыня».
Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Прием « Верные ,неверные высказывания» № Высказывания До чтения После чтения 1 Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. 2 Форма глаза напоминает яблоко. 3 Глаза в сильные морозы мерзнут. 4 Зрачок – это отверстие в глазу. 5 В глазу имеется прозрачная линза. 6 Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. (на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное ) Чтобы проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Приём «Корзина идей» Групповая работа . Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Приём “Ассоциации ” ( позволяет развивать творческое мышление детей) Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание ? (Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна …) - Почему именно так называется произведение? - Что может произойти в рассказе с таким названием? - Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете
Кластеры (гроздья) Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде гроздьев Учимся работать с текстом
Тайга Широколиственный Смешанный Лес Изображение на карте Географическое положение Климатические условия животные растения животные животные растения растения Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, « Природные зоны. Лес»
Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно « Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Прием ПМИ П редставьте, что вас попросили окрасить все автомобили в желтый цвет. Ваши возможные выводы могут быть таковы: + - Интересно • проще увидеть на дороге; • проще увидеть ночью; • никаких проблем с выбором желаемого цвета; • не нужно тратить время для получения нужного цвета. • скучно; • трудно узнать свой автомобиль; • сложно отыскать свой автомобиль на стоянке; • проще красть автомобили; • изобилие желтого может резать глаза. • интересно посмотреть, будут ли появляться разные оттенки желтого; • интересно посмотреть, оценят ли люди фактор безопасности; • интересно посмотреть, изменится ли отношение к автомобилям.
«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии. Имя __________________________________ Тема __________________________________ Дата __________________________________ Время работы __________________________ Ключевые понятия сообщения Рисунок или схема
Линии сравнения Степь Луг Влажность почвы низкая высокая Причина отсутствия деревьев недостаток влаги сплошной травяной покров Верхний слой почвы подстилка из отмерших частей растений дёрн Растения ковыль, осока, крокусы, тюльпаны клевер, герань луговая, тысячелистник, мятлик Животные сайгак, суслик, тушканчик мышь, полёвка, жаба, ящерица Птицы журавль, дрофа, куропатка жаворонок, трясогузка, перепёлка Значение для человека растениеводство, животноводство животноводство, пчеловодство « Концептуальная таблица» На столах у каждой пары учеников лежат листочки с таблицей. Давайте сравним степь и луг по нескольким параметрам и сделаем вывод по их сходству и различию. Работайте в парах самостоятельно. (Возможные ответы детей)
Линии сравнения Тайга Смешанный лес Широколиственный лес Климатические условия Растительный мир Животный мир Сводная таблица Приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информаци и.
Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему? Это простой и знакомый приём. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией .
«Чтение с остановками » Л. Н. Толстой «Косточка » «…Он все ходил мимо слив….» Вопрос : « Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»
Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов – глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) Аквариум
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. - Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. - С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника на стр.76-78 4 группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп. Окружающий мир, 3 класс, « Разнообразие растений »
Учимся творчески интерпретировать информацию Семинары совместного редактирования . Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки ( синквейнов хайку , рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн , развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг ( взаимообучение ) работа в группах сменного состава
СИНКВЕЙН Окружающий мир Тема: «Пустыня» Пустыня Жаркая, песчаная. Идешь, бредешь, проваливаешься. Как хочется пить! Верблюд. Учитель. Душевный , открытый. Любящий , идущий, думающий. Много идей – мало времени. Призвание.
ДИАМАНТА - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением . Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька». строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) ВАНЬКА несчастье грязный, голодный измученный, загнанный, уставший горе, неудача, нужда, безысходность ожидающий, мечтающий, надеющийся сытый, удовлетворённый счастье
44 Р А Ф Т Р ( оль ) – от имени кого этот текст; А ( удитория ) – кому адресован текст; Ф ( орма ) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д. Т ( ема ) – о чём текст . Р оль – Гаврила Андреевич, дворецкий. А удитория – барыня. Ф орма – служебная записка. Т ема – о дворнике Герасиме Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Мышление. Виды мышления. Рекомендации по развитию мышления у учащихся
Публичное выступление...
Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...