Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
методическая разработка на тему

Маргулис Инна Иосифовна

Выступление на РМО на тему: "Развитие внимания у детей младшего школьного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект выступления141 КБ
Файл Презентация2.02 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СЖ СОШ №23.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                                          Выполнила учитель

                                           начальных классов

Маргулис И.И.

 Здравствуйте, дорогие  друзья!

Встрече  с вами  очень рада я!

 Мастер-класс сегодня покажу

Что- то интересное , надеюсь, расскажу.

А чтобы мастер – класс был веселей

На знакомство приглашаю всех гостей.

Уважаемые коллеги, встаньте в круг. Провожу упражнение «Мой день Рождения»

Участники группы по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.  

Свой мастер класс я неслучайно начала с данного упражнения. Это упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Тема моего  мастер – класса «Развитие внимания  учащихся младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности»

       Рост темпа жизни приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современного человека. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули новые требования к системе образования в целом. Школа призвана создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального и физически развитого ребенка. Изменившийся режим  школьника, введение новых учебных программ повышают требования к вниманию детей. Внимание – важная составная часть результативности учебной деятельности обучающихся

  А мы,  учителя начальных классов, с каждым набором новых детей замечаем, что возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливость в работе сразу бросаются в глаза. У этих ребят преобладает непроизвольное внимание. Как правило, у хорошо успевающих детей хорошо развито произвольное внимание.  Но даже способные дети имеют пробелы в знаниях. Передо мной встал закономерный вопрос – как помочь детям научиться управлять вниманием?  Развивая различные свойства внимания, можно ли повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам?   И я подобрала игровые упражнения, которые позволяют повысить эффективность концентрации  внимания?

 И могу сказать о том, что при регулярных их использовании в урочной и внеурочной деятельности количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.

 

    Слайд 2

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Непроизвольное внимание – не имеющее цели и волевого усилия.

Произвольное внимание – наличие цел и активное её поддержание посредством силы воли.

Слайд3

Основные свойства внимания:

  1.  Концентрация.
  2. Объём.
  3. Устойчивость.
  4. Распределение.
  5. Переключение.

Слайд4

Концентрация- это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, в задачу.

Объём – характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

Слайд5 .

Устойчивость – это длительное сосредоточение на одном  и том же объекте,  одной и той же проблеме.

Распределение -  это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении  действии с ними или наблюдении за ними.

Слайд6

 Переключение - - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой  новой задачи.

Слайд7

Цикл упражнений на развитие внимания.

Слайд8

 Задания на устойчивость внимания

  • " Найди ошибки". 

  Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:

         "На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".

 

 

«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).

Слайд9

  • Корректурная проба

 Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые  символы в печатном тексте.  Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

 По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

 

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться,  при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.

Не исправлено 1 – 2 ошибки  высший уровень внимания;

  3 – 4 ошибки средний;

 не увидено 5 и более ошибок  низкий.

  • «Буквоежка»

Расскажите ребенку сказку: 
За несчастной буквой «а» охотится прожорливая Буквоежка. Спаси ее. Спрячь все буквы «а» в этом предложении: 
«Кошка увидела мышонка». 
А теперь задание потруднее. Перепиши рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы». 
«Рыжая белка спрыгнула с ветки. Ветка была рядом с крышей дома. На крыше спал рыжий кот. Рыжая белка и рыжий кот испугались друг друга и бросились в разные стороны». 
Примечание для родителей: условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

   «Копировальщики» : школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

- аммадда     береюре     аввамава        ессанессас         деталлата ;
- етальтаррс     усокгата       енажлобы      клатимори       лиддозока ;

Слайд10

  • Тест Мюнстенберга

  Варианты:

- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :

СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА 

      -  среди букв  найти лишнее слово     ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ

      -  отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ   /Под лежачий камень вода не течёт./

  •  «Шифровки»

- расшифровать слова, найти лишнее:

Слайд11

  • Найди отличия

Без слайда

  •    Арифметические диктанты.

  Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Даю  такую установку : «Сейчас  я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу : «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала.

 Например :

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/

Слайд 12

  • Цифровая таблица
  1. 10   11  18    7

16  20   3   14   22

2    25   9   13   24

12   5    21  4    17

19   23  15   6     8

Показываю  ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке.  "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".

  • Весёлый счёт

 Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.

Слайд13

  • Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.

  • Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.

Слайд 14

 Задания на  распределение внимания

  • «Жук»Таблицы Горбова -Шульте. (Переключение и распределение)

Испытуемому предлагается указать в возрастающем порядке черные числа, и в убывающем порядке красные. Числа из каждой цветовой группы необходимо указывать поочередно - сначала 1 черное, затем 24 красное, 2 черное -> 23 красное -> 3 черное -> 22 красное и т.д. 

  • «Жук»

 По полю,  расчерченному  на клеточки  ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я  диктую детям ходы, они передвигают  по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!


https://refdb.ru/images/1120/2238267/63d01a5c.png

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

  • При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:

 Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек.

42 15 45 24 78 36 54 73 32 18

40 65 32 16 52 28 21 24 12 14

      Слайд 15

  Задания на концентрацию внимания

  • Инструкция: « Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками

  • Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-

либо образца 

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

  •  «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н  М  Е  Т  Р  А  Л  О  С

1   2    3  4  5   6  7   8   0

23458 ,  4854

-прочитать полученные числа ;

- заменить их суммой разрядных слагаемых ;

- назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;

- узнать, на сколько первое число больше второго.

Слайд16

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

  • Пуговица

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Слайд 17

Задания на переключение внимания

  • Учимся быть внимательными

В  начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.

1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.

  • Найди пропущенное число

Слайд 18

Объем внимания

  • Выполни по образцу
  • Игра « Заметь всё»
  1. Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:

Какие цифры вы запомнили?

Назови соседей .

Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?

Какие две первые?

Три последние?

  1. Похожие упражнения  можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.

 Слайд 19

Физкультминутки

 Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и переключения внимания необходимо проведение физкультминуток. В упражнения для физкультминуток включаю задания на внимание.

  «Запрещённое движение» - эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.

 «Пожалуйста» :учитель показывает различные движения, если при этом произносится слово «Пожалуйста», движения повторяются детьми, если слово не прозвучало, повторять движение нельзя.

 «Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те движения, которые произносит педагог.

  • Игры  «Числа» Считая числа от 1 до 30 по цепочке дети вместо чисел, которые делятся , например на 3, ребёнок не называет это число, а хлопает в ладоши или подпрыгивает и говорит «Ай да я»

 «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.» К.Д. Ушинский 

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр-упражнений "  концентрация внимания повышается.  

Практика показала, что ученики  с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.

Вот прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если мастер- класс полезен,

Или  просто интересен,

Вы возьмите синий шар!

Шар зелёный – непонятно

И приемы все невнятны!

Раз,

два,

три,

четыре,

пять –

Начинаем выбирать!

А теперь шары подняли,

И жюри их показали!

В зале море (лес), посмотри,

Так итог мы подвели.

Источники:

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml
  2. http://primorushka.ucoz.ru/index/0-122
  3. http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html
  4. П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Экспериментальное формирование внимания» (М., 1974).
  5. http://www.avsim.su/forum/topic/119209-prof-otbor-po-faq/
  6. http://www.psi.lib.ru/practica/test/munsb.htm

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р азвитие внимания у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности МОУ СЖ СОШ № 23 с. Жилино Работу выполнила учитель начальных классов Маргулис Инна Иосифовна

Слайд 2

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Слайд 3

Основные свойства внимания: Концентрация. Объём. Устойчивость. Распределение. Переключение.

Слайд 4

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Объём внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

Слайд 6

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи.

Слайд 7

Цикл упражнений на развитие внимания:

Слайд 8

Корректурная проба Буквоежка Рыжая белка спрыгнула с ветки. Ветка была рядом с крышей дома. На крыше спал рыжий кот. «Копировальщики» 1) аммадда береюре аввамава ессанессас 2) етальтаррс усокгата енажлобы клатимори Задания на устойчивость внимания

Слайд 9

Задания на устойчивость внимания На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки . Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня. Найди ошибки

Слайд 10

Тест Мюнстенберга СЧЬ РИБИНА ФХЗ ДИРЕВНЯ УЫЙЭ КВОРТИРА ЬБО ЖЭ СОБАКА ПРИ КОРОВА ЛД КАБАН ЭЪЦЙ ЛОШАДЬ ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ ИАКБНИ (Бианки) КВАСЛАДО (Сладков) УРЧШИНА ( Чарушин ) КОВЫЛР (Крылов) «Шифровки» - расшифровать слова, найти лишнее:

Слайд 11

Цифровая таблица Весёлый счёт 1 10 11 18 7 16 20 3 14 22 2 25 9 13 24 12 5 21 4 17 19 23 15 6 8

Слайд 12

Соедини точки Помоги Незнайке

Слайд 13

Распределение и переключение внимания Таблица Горбова-Шульте

Слайд 14

Распределение внимания Таблица умножения Жук 42 15 45 24 78 36 54 73 32 18 40 65 32 16 52 28 21 24 12 14 Не собьюсь 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, -

Слайд 15

Физкультминутки для внимания

Слайд 16

Концентрация внимания Закодируй таблицу (метро, торт) Н М Е Т Р А Л О С 1 2 3 4 5 6 7 8 0 Кодирование

Слайд 17

Пуговица

Слайд 18

Переключение внимания Найди пропущенное число

Слайд 19

Найди отличия

Слайд 20

Переключение внимания Учимся быть внимательными 16,15,8,6,37,11,9,85,2,76 6,20,12,63,9,2.42.84,21,72 Воспроизведи образец

Слайд 21

Объём внимания Выполни по образцу 4, 5, 7, 8, 1, 3, 2 Заметь всё Что изменилось

Слайд 22

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.» К.Д. Ушинский

Слайд 23

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр- упражнений» концентрация внимания повышается. Практика показала, что ученики с большим интересом и старанием относятся к занятиям , на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.

Слайд 24

Источники: 1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml 2. http://primorushka.ucoz.ru/index/0-122 3. http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html 4. П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Экспериментальное формирование внимания» (М., 1974). 5. http://www.avsim.su/forum/topic/119209-prof-otbor-po-faq/ 6. http://www.psi.lib.ru/practica/test/munsb.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание -это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте....

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Тренировочные упражнения на развитие внимания....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста (теория)

Рассматривается проблема внимания в психолого-педагогической литературе, виды и свойства внимания, специфика развития внимания в младшем школьном возрасте и роль математики в развитии вниман...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Возрастные особенности. Причины нарушений внимания. Виды, свойства внимания. Рекомендации по развитию....