Исследование восприятия отметки младшими школьниками, их родителями и учителями начальных классов.
статья на тему

Мещерякова Татьяна Валерьевна

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальных проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания (по результатам нашего опроса) отмечают все участники образовательного процесса: и ученики, и учителя, и родители. Оценка и отметка являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Мещерякова Татьяна Валерьевна,

МАОУ гимназия №40 им. Ю.А.Гагарина,

г. Калининград

Исследование восприятия отметки младшими школьниками,                 их родителями и учителями начальных классов.

   Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальных проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания (по результатам нашего опроса) отмечают все участники образовательного процесса: и ученики, и учителя, и родители. Оценка и отметка являются неотъемлемой частью учебного процесса.

   В данной статье нами представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения отношения младших школьников, их родителей и учителей начальных классов к оценочной системе в целом и к отметкам в частности.

   Исследование проводилось на базе МАОУ гимназии №40, в котором приняли участие 28 учащихся 4-ого класса, 22 родителя и 10 учителей начальной ступени образования. Основным методом сбора данных явился метод анкетирования.

   Итак, вопрос №1 для учащихся «Для чего ты ходишь в школу?» предполагал возможность нескольких ответов,  поэтому получились следующие результаты.  97% опрошенных учащихся показали высокую значимость обучения (они ходят в школу, чтобы «получать знания», «стать образованным», «быть умным» и т.д.), к тому же для части из них (14 %) школа – это место, в котором собирается круг друзей для общения, и только 3% школьников - «чтобы получать хорошие отметки».

   Вопросы №2, №3 «Какой твой любимый предмет?» и «Что тебе в нём нравится?» объясняют положительные стороны обучения в восприятии школьников. Итак, на второй вопрос 34 % респондентов ответили, что их любимый предмет – математика; окружающий мир, технологию, физическую культуру и английский язык отметили по 10% учащихся; хореографию, ИЗО, чтение, информатику – по 5% и по 3% выбрали русский язык и музыку. Причём, среди значимых причин положительного отношения к урокам физической культуры дети отмечали «возможность побегать и поиграть», к технологии – «возможность мастерить и проявлять творчество», а во всех остальных случаях – это интерес. Мотивом выбора любимого предмета по причине получения хороших отметок было отмечено только у 1 человека.

   Ответы на вопрос №4 «Что тебе не нравится в школьном обучении?» раскрывают причины негативного отношения к данному процессу. Итак, 37% учащихся объяснили своё негативное отношение к процессу обучения по причине отсутствия интереса к предметной области, 32% - из-за сложности в усвоении материала, 14% четвероклассникам не нравится стиль общения учителя, по 7% приходится на причины «надо рано вставать» и «делать домашнее задание» и у 3% негативное отношение связано с плохими отметками.

   Анализируя ответы на вопросы №5 и №6 «Какой твой нелюбимый предмет?», «Что тебе в нём не нравится?» мы приходим к следующим результатам. 50% учащихся своим нелюбимым предметом назвали хореографию по причине, что надо танцевать с детьми противоположного пола, 32% не нравится русский язык, так как предмет связан с большим умственным напряжением («не нравится писать», «много диктантов» и т.д), 21% не любят уроки физической культуры из-за «строго учителя», 14% - английский язык из-за того, что уровень знаний учащихся превышает уровень учебного материала школьной программы («я всё знаю и мне неинтересно», «всё очень просто» и т.д.), 11% - литературное чтение в связи с тем, что не сформировано положительное отношение процессу чтения («не люблю читать»).

   Таким образом, негативное отношение к предмету зачастую носит эмоциональный характер, связанный либо с отрицательным восприятием учителя, либо с отрицательным восприятием предметной области, либо со сложностью/простотой учебного материала. Негативное отношение к предмету из-за плохих отметок наблюдалось лишь у 1 человека всех опрошенных.

   Для изучения родительских установок нами были составлены две батареи перекрёстных анкет для родителей и их детей. Результаты первой группы вопросов («Что Вы говорите утром своему ребёнку перед школой?» и «Что тебе говорят родители утром перед школой?») и второй («О чём Вы первым делом спрашиваете своего ребёнка после школы?» и «О чём первым делом спрашивают тебя родители после школы?») представлены в таблице №1 и таблице №2 соответственно.

Таблица №1

Родительские установки перед школой

Установка перед школой

Ответы

родителей

учеников

Пожелание хорошего дня, удачи и т.д.

79%

32%

Настрой на учёбу, повторение чего-либо

14%

32%

Дисциплинарные внушения

7%

14%

Организационные вопросы

-

22%

   Таким образом, анализируя результаты таблицы №1, мы видим различное восприятие у детей и их родителей на установки перед школой. Почти 80% родителей считают, что желают детям хорошего дня, но именно это пожелание слышит лишь треть учащихся. Остальные дети слышат в словах родителей настрой на учёбу или повторение домашнего задания в 32% случаях, указания на организационные моменты (пообедать, внимательно переходить дорогу, позвонить после окончания  уроков и т.д.) в 22% и дисциплинарные внушения («слушай внимательно учителя», «не дерись» и т.д.) в14% ответов.

Таблица №2

Первичная реакция родителей после школы

Вопросы после школы

Ответы

родителей

учеников

Как прошёл день? Как дела?

64%

34%

Какие отметки получил(а)?

24%

59%

Что нового узнал(а)?

12%

-

Какое домашнее задание?

-

7%

   Из таблицы №2 мы видим, что первичное восприятие после школы у детей и родителей также разнятся. Так, большинство родителей (64%) думают, что они интересуются, как прошёл день в школе, тем не менее, именно данный интерес в словах родителей слышат всего лишь треть опрошенных детей (34%). В основном учащимся (59%) кажется, что родители интересуются именно отметками, хотя всего лишь 24% родителей соглашаются с подобным мнением своих детей. При этом 12% родителей проявляют интерес  к познавательной сфере («Что нового узнал(а)?»), которое никак не фиксируется в сознании детей, но у которых (7%) откладывается в восприятии вопрос более актуальной тематики – «Какое домашнее задание?».

   Для изучения эмоциональной реакции родителей на школьную отметку мы включили в перекрёстные анкеты для родителей и детей незаконченные предложения третьей группы вопросов («Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я ….»/ «Когда я получаю хорошую отметку, то мои родители…») и четвёртой группы («Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я ….»/ «Когда я получаю плохую отметку, то мои родители…»), результаты которых  представлены в таблице №3 и таблице №4 соответственно.

Таблица №3

Эмоциональная реакция родителей на положительную отметку своих детей

Реакция родителей

Ответы

родителей

учеников

Радуются

15%

25%

Хвалят детей

85%

61%

Дарят подарки

-

14%

Таблица №4

Эмоциональная реакция родителей на негативную отметку своих детей

Реакция родителей

Ответы

родителей

учеников

Огорчаются

18%

49%

Разбирают ошибку (устраняют пробелы)

55%

9%

Ругаются, наказывают

18%

26%

Успокаивают

-

12%

Требуют исправить отметку

9%

4%

   Из результатов, представленных в таблицах №3 и №4, мы видим, что эмоциональная реакция на положительную отметку в восприятии учащихся и их родителей практически совпадает. Чего нельзя сказать о реакции родителей на отрицательные отметки своих детей. Так, например, по мнению большинства родителей (55%) при обнаружении нежелательной отметки они предлагают помощь своему сыну или дочери устранить образовавшийся проблем по какому-либо предмету, но ощущают эту помощь менее 10% опрошенных детей. Основная реакция родителей на негативную отметку, по мнению учащихся, - это почти у половины (49%) огорчение, у четверти (26%) наказание, 12% пытаются успокоить, а у 4% - требование к исправлению отметки.

   При исследовании эмоциональной реакции самих учащихся на отметки нами было предложено им продолжить следующие незаконченные предложения – «Когда я получаю хорошую отметку, то я…»/ «Когда я получаю плохую отметку, то я…». Результаты высказываний свидетельствуют, что положительная отметка вызывает у большинства учащихся (83%) прежде всего эмоциональную реакцию (радость, восторг, «мне приятно» и т.д.), у 14% повышается самооценка («я понимаю, что я умный», «я молодец» и т.д.) и для 1 ученика хорошая отметка является стимулом для дальнейшей работы. При получении отрицательной отметки 80% учащихся также реагируют в первую очередь эмоционально («огорчаюсь», «боюсь родителей» и т.д.), 7% воспринимают низкий балл как руководство к исправлению и только 1 человек пытается проанализировать ошибку и извлечь из этого урок.  

   На заключительном этапе нашего исследования мы предложили учителям, родителям и ученикам про ранжировать от самой влиятельной (1 место) до самой незначительной (5 место) причины получения плохих отметок. Результаты данного опроса представлены в таблице №5.

Таблица №5

Ранжирование причин получения плохих отметок

Предполагаемая причина

Ответы

родителей

учеников

учителей

Плохая память

5

3

3

Невнимательность

1

1

1

Не понял задание

3

2

2

Незнание предметного содержания

4

5

4

Неаккуратность

2

4

5

   

   Из представленных результатов данной таблицы мы видим, что абсолютно все участники образовательного процесса (и родители, и ученики, и учителя) считают, что главным фактором, влияющим на получение учениками отрицательных отметок, является их невнимательность. Второе место ученики и учителя отводят непониманию инструкции, а родители – неаккуратности, на третьем месте - плохая память, и только на 4-ое место родители и учителя, а дети на последнее место, ставят отсутствие (пробел) предметных знаний.

   Таким образом, мы видим, что отметка в начальной школе в меньшей степени оценивает непосредственно знания, а в большей степени сформированность волевой сферы и навык осмысленного чтения.

   Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

  • Отметка в учебном процессе не является мотивирующим фактором, в отличие от интереса, который играет доминирующую роль в качестве стимула в познавательной активности учеников;
  • Отметка в начальной школе воспринимается прежде всего эмоционально (особенно родителями) и лишь в незначительных случаях выполняет стимулирующую функцию или является предметом самоанализа;
  • По мнению всех участников образовательного процесса (и учеников, и учителей, и родителей) отметка в большей степени оценивает внимательность, умение понимать инструкцию, память и только потом – владение предметным содержанием.

   Итак, на основании данных, представленных в статье и выводов, сделанных в ходе их анализа, мы позволили себе высказать следующие рекомендации:

  • Оценивание в начальной школе должно быть многосоставным;
  • Необходимо развивать у учащихся волевую сферу (внимательность и самоконтроль, которые являются составной частью данной сферы), особенно в период без отметочного обучения;
  • Учить детей осмысленному чтению;
  • Повышать осмысленность детей и родителей в вопросах образования.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

"Формирование культуры речи у младших школьников" выступление на ШМО учителей нач.классов

Формирование  культуры  у младших школьников.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.Есть несколько условий, без которых речевая д...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

«Развитие орфографической зоркости младших школьников » Методическое пособие для учителей начальных классов

Данный дидактический материал – результат поиска и размышления учителя, пытающегося с помощью нестандартных, дифференцированных заданий сделать обучение более доступным, радостным, интересным. О...