Мастер-класс "От игры к знаниям"
материал на тему

Использование игровых приемов для воспитания экологической культуры младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

От игры к знаниям

Уважаемые коллеги!

Существует множество технологий, которые помогают достичь высоких результатов в образовательном процессе. И сегодня я хотела бы показать новые возможности одной из них.

Давайте попробуем определить, о какой технологии пойдет речь на мастер-классе.

Эта технология обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика. Она повышает авторитет знаний. Эта технология имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Она только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы ребенок отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

О какой технологии пойдет речь?

Я предлагаю вам стать участниками мастер-класса «От игры к знаниям».

Ваши ученики любят играть?

А как часто вы с ними играете?

А я со своими учениками играю часто и думаю не зря. Постараюсь и вас сегодня в этом убедить.

Огромное значение игре придавали: Алексей Максимович Горький, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Дмитрий Борисович Эльконин.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Ученые, занимающиеся этой проблемой, выделяют различные виды игр: коммуникативные, учебные, игры на развитие эмоционально-чувственной сферы, игры - наглядные пособия.

На мастер-классе я представлю коммуникативные, учебные игры и игры – наглядные пособия.

Представьте себе такую ситуацию: вам необходимо провести занятие или экскурсию с группой детей, которые до этого не были знакомы друг с другом. Смогут ли они успешно познавать природу и восхищаться ее красотой, если изначально испытывают чувство неловкости от того, что не знают, как кого зовут. Как быть? – Разумеется, провести перед началом занятия несколько коммуникативных игр.

Попрошу выйти 6 человек, кто желает окунуться в детство и поиграть.

1) Игровой прием «Круг рукопожатий»

Образуйте, пожалуйста, круг.

Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу и я получу его от соседа слева.

А сейчас я предлагаю познакомиться со своими соседями. Присаживайтесь, пожалуйста.

Данный игровой прием позволяет снять беспокойство и напряжение, поможет создать радостную, спокойную обстановку.

    2) Следующий прием коммуникативной игры, который я применяю в своей работе, - «Природа в моей жизни».

    Я попрошу вас закончить высказывание «Природа для меня…»

Согласно «методической пирамиде», один из наиболее эффективных видов деятельности, при котором происходит усвоение 70% информации, является обучение практикой действия. Какую же форму обучения практикой действия можно предложить младшим школьникам, чтобы она максимально соответствовала психологическим особенностям развития детей этого возраста? Конечно же – игру! Но не просто игру, а учебную игру, понимаемую как увлекательный способ передачи информации.

3) При изучении темы «Берегите почву» я использую прием учебной игры - «Яблоко».

        Все яблоко – это наша Земля. ¾ поверхности занимает вода.

¼ поверхности Земли – суша.

        Если разделим четвертую часть на 2 равные части, то 1/8 поверхности земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это Антарктида, высокие горы, пустыни.

        Оставшаяся 1/8 покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами.

        Если эту восьмую часть разделим еще на 4 части, то только 1 часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами.

        Но почва – это очень тонкий слой земной коры.

А теперь представьте, сколько всего плодородной почвы на Земле.

Какой вывод можно сделать?

Т.о., цель данного приема: формирование основ научного мировоззрения  средствами игрового моделирования, воспитание экологической культуры младших школьников.

А сейчас вернемся к упражнению «Природа в моей жизни» и послушаем.

Это упражнение я заканчиваю высказываниями в кругу – насколько легко или трудно было справиться с заданием.

Т.о., основная цель этого приема – формирование у участников представлений друг о друге, создание единого группового эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков младших школьников.

  1. Еще один из приемов учебной игры, который я использую в своей работе,  - «Внуки Карла Линнея».

Вероятно, вам всем известно, что Карл Линней является создателем единой системы растительного и животного мира.

Представьте, что вы – последователи Карла Линнея… Вы были в экспедиции и нашли новых животных, не известных науке. Вам их необходимо назвать… К названию природного объекта необходимо добавить прилагательное так, чтобы само название вызвало у людей положительные эмоции, чтобы животное или растение с таким именем «трудно было обидеть». Например, «таракан перламутровый». (Работа в парах)

«Лучше гор могут быть только горы…» Ну, а что может быть лучше игры? – Только другая игра! И уж совсем здорово, если этих игр будет много-много! Дети готовы играть до бесконечности. Но если вы встанете на этот путь – путь построения любого занятия или экскурсии в виде механического набора игровых приемов – пиши пропало! Я вас хочу предостеречь от такого подхода к экопросвещению и напомнить, что «за деревьями нужно видеть лес». Каждая игра должна быть необходима для раскрытия темы того или иного занятия.

5) Еще один из приемов учебной игры, который я также применяю в своей работе, - масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»

        Представьте, что в графине - вся вода, имеющаяся на Земле, и пресная, и соленая.

        Перечислите, пожалуйста, водные объекты нашей планеты.

        В стакане – вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот)

        Сейчас я беру 2 капли.

        Я пролила всю воду, находящуюся в реках, озерах, болотах всего мира. Т.е ту воду, которую мы используем для приготовления пищи, в бытовых и промышленных целях.

Какой вывод можно сделать?

Т.о., цель данного игрового приема: формирование основ научного мировоззрения посредством масштабированного опыта; расширение субъектного опыта ученика.

Вернемся к внукам Карла Линнея. (Прослушать названия)

 Основная цель этого игрового приема: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности живых существ. А если вы подберете для примеров животных, вызывающих неприязнь, то можно добиться еще одной цели – коррекции отношения участников к этим животным.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «Работа с наглядными пособиями», достаточно высока – 30% усвоения информации.

А можно ли еще увеличить этот %?

Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму».

Можно использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия, а можно пойти другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей.

6) И я вам предлагаю игру – наглядное пособие, которую использую в своей работе, «Цепочка жизни»

Напишите, пожалуйста, каждый свое имя. Скрепите полоску.

Напишите на другой полоске имя папы и мамы и скрепите ее в цепочку с первой.

На 3 полоске напишите имена двух бабушек и двух дедушек и соедините в цепочку.

На 4 полоске напишите имена прабабушек и прадедушек. У детей возникают проблемы и здесь самое время напомнить детям, что важно знать имена своих предков.

А в данный момент обойтись без конкретных имен и попросить присоединить следующее колечко к цепочке.

А у них были папы и мамы? Это ваши пра-прабабушки и пра-прадедушки. Это – те, кто были перед вами, ваши предки. И все, кто жил на Земле до вас, начиная с первого человека, - это предки.

А что будет потом? У вас будут дети?

На этой полоске мы пока ничего писать не будем, но присоединим ее к колечку с вашим именем.

А у ваших детей будут дети?

Присоединим еще одну полоску к цепочке, и так далее. Это ваши потомки.

У каждого из вас получилась своя «цепочка жизни».

Что произойдет, или, вернее, что не произойдет, если разорвать кольцо цепочки на вашем имени?

Можно ли такую цепочку построить для цветка? А для бабочки?

Т.о., основная цель этого игрового приема: дать возможность детям осознать ценность жизни любого живого существа и важность ее сохранения.

Рефлексия (цветик-семицветик)

Подводя итог мастер – класса, я вам предлагаю еще одно задание. Определите и запишите на лепестке наиболее важные качества личности ученика, которые формирует игра. Прикрепите, пожалуйста, лепесток к цветку.

Каждый ребенок – это семя. И вырастет ли он удивительным цветком, который расцветет и станет источником радости, во многом зависит от родителей и, конечно же, учителя. А использование игровых технологий на уроках в начальной школе способствует этому.

Спасибо за работу! Я хотела бы вам подарить  буклеты с играми на развитие эмоционально-чувственной сферы и советами Джозефа Корнелла – известного американского педагога и эколога, «родоначальника» игровой технологии

500 лет уроку. Такому проверенному, такому привычному. И, кажется, уже давно определены границы и возможности урока, но иногда можно выйти за общепринятые рамки, отойти от традиций, для того, чтобы каждый урок стал открытием и при этом не нужно искать ничего нового. Потому что как утверждают историки, «Все новое – это хорошо забытое старое». И есть игра, еще более древняя, чем урок. Игра, которая не знает возрастных границ. Игра, которая позволяет каждому ощущать себя активным участником процесса.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Калейдоскоп знаний"

Сценарий игры для учеников 4 класса. Вы проверите интеллект и сообразительность соих учеников,  дети приобретут новые знания, расширят кругозор, и, я надеюсь, получат удовольствие!...

Дидактическая игра "Копилка знаний"

Дидактическая игра "Копилка знаний" направлена на обобщение и контроль знаний учащихся младшего школьного возраста. Учащимся предлагается отправить монетки в копилку. На слайдах находится прямоугольни...

Интеллектуальная игра. Аукцион знаний для начальной школы, 3 - 4 класс

Цели и задачи:• развитие интеллектуальных способностей младших школьников;• воспитание духовно-нравственных качеств личности и сплочение детского коллектива.Оборудование. Жетоны, стол для размещения ж...

Урок русского языка в 3 классе. Квест- игра "Остров Знаний"

Урок служит для обобщения знаний по правописанию частей слова...

Интеллектуальная игра "Колесо знаний" (1 класс)

Мероприятие проводилось в рамках недели науки. Интеллектуальная игра направлена на повышение интереса к учению....

Тема: Урок – игра «Банк знаний» по теме« Обобщение знаний о падежах»

Задачи:Образовательные:1.     Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»2.     Устранить пробелы в знаниях.Развивающие:1....