«Развитие одаренности детей в условиях внедрения ФГОС»
статья на тему
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новые ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_odaryonnyh_detey.doc | 763 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№3 с УИОП г. Котовска Тамбовской области
Доклад
по теме самообразования
«Развитие одаренности
детей в условиях внедрения ФГОС»
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Учителя начальных классов
Пачиной Е.В.
Актуальность.
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития
Выготский Л.С.
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новые ФГОС.
Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.
Цель:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
- Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
- Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.
- Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы, системно-деятельностного подхода и интеграции урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе.
- Создать условия для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров.
- Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся.
Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко». Какой следует придерживаться и почему?
На основании схемы можно выделить следующие категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
- дети с высокими творческими (художественными, музыкальными и т.п.) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми в рамках интегрированных курсов (например, музыкального направления) мы можем утверждать, что каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков, побудить его к раскрытию своих способностей и талантов.
Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.
При выявлении одаренных детей мы учитываем:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
Этапы работы по выявлению талантливых и одаренных детей:
Мы руководствуемся следующими принципами педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В соответствии с требованиями федеральной концепции следует использовать:
- Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
- Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Мы утверждаем: нет априори неталантливых детей. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным и потерять к нему интерес. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса.
Предлагается следующая модель выявления и развития одаренных детей в зависимости от вида одаренности:
Модель выявления одаренных детей в образовательном учреждении.
Как видно из схемы, к работе по выявлению талантливых и одаренных детей привлекается не только педагог, но и, в соответствии с программой интеграции, представители учреждений – социальных партнёров, родительской общественности.
С целью систематизации информации об одаренных детях в школе формируется и систематически обновляется банк данных, кроме того, используется педагогическая технология «Портфолио».
Результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка. Для развития каждого вида одаренности предлагается модель, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности, позволяющая обучающимся выбирать готовую образовательную программу. В зависимости от своих способностей и предпочтений, или в сотрудничестве с педагогом моделировать индивидуальную образовательную траекторию.
Образовательное пространство смоделировано на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, объединении ресурсов школы, учреждений дополнительного образования и других учреждений - социальных партнёров.
Внешняя среда – это родители, наши социальные партнёры:
- центры дополнительного образования;
- учреждения культуры и спорта;
- интернет-сообщества.
Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей. Работа с родителями велась в четырех направлениях:
1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2) создание информационной среды для родителей;
3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей;
4) поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов.
Формы работы с родителями: тематические родительские собрания, дистанционные занятия, консультации педагога-психолога, научно-практические конференции. Большим подспорьем стал электронный дневник и школьный сайт. Такая система работы позволяет повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего, дополнительного и высшего образования позволяет сформировать всесторонне развитую, одаренную, компетентную личность.
Литература
- Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"
- Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
- Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
- Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
- Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»
Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...
Развитие ИКТ - компетентности младших школьников на внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, которая ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-технич...
Доклад на тему: «Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»
Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО...
Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...