«Развитие одаренности детей в условиях внедрения ФГОС»
статья на тему

Пачина Елена Валентиновна

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.

В тексте  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением  модернизации  развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новые ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_odaryonnyh_detey.doc763 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ№3 с УИОП г. Котовска Тамбовской области

Доклад

по теме самообразования

«Развитие одаренности
детей в условиях внедрения ФГОС»

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод.
 
В.А. Сухомлинский 

Учителя начальных классов

Пачиной Е.В.

Актуальность.

Педагогика должна ориентироваться не на  вчерашний,

 а на завтрашний день детского развития

Выготский Л.С.

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.

В тексте  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением  модернизации  развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новые ФГОС.

Таким образом,  создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.

Цель:

создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

  1. Обеспечить  нормативно-правовое сопровождение проекта.
  2. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.
  3. Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы,  системно-деятельностного подхода и интеграции урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе.
  4. Создать условия для эффективной  подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров.
  5. Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся.

Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко». Какой следует придерживаться и почему?

На основании схемы можно выделить следующие категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными, музыкальными и т.п.) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми в рамках интегрированных курсов (например, музыкального направления) мы можем утверждать, что каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков,  побудить его к раскрытию своих способностей и талантов.

Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.

При выявлении одаренных детей мы  учитываем:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.

Этапы работы по выявлению талантливых и одаренных детей:

  Мы руководствуемся следующими принципами педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип интеграции урочной и  внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В соответствии с требованиями федеральной концепции следует использовать:

  • Системный подход,  позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  • Деятельностный подход,  предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  • Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
  • Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

Мы утверждаем: нет априори неталантливых детей. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным и потерять к нему интерес. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса.

            Предлагается следующая модель выявления и развития одаренных детей в зависимости от вида одаренности:

                    Модель выявления одаренных детей в образовательном учреждении.

          Как видно из схемы, к работе по выявлению талантливых и одаренных детей привлекается   не только педагог, но и, в соответствии с программой интеграции, представители учреждений – социальных партнёров, родительской общественности.

С целью систематизации информации об одаренных детях в школе формируется и систематически обновляется  банк данных, кроме того, используется  педагогическая технология «Портфолио».

Результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка. Для развития каждого вида одаренности  предлагается   модель, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности,  позволяющая обучающимся выбирать готовую образовательную программу.  В зависимости от своих способностей и предпочтений, или в сотрудничестве с педагогом  моделировать индивидуальную образовательную траекторию.

        

   

       Образовательное пространство смоделировано на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, объединении ресурсов школы, учреждений дополнительного образования и других учреждений  - социальных партнёров.

Внешняя среда   – это родители, наши социальные партнёры:

  • центры дополнительного образования;
  • учреждения культуры и спорта;
  • интернет-сообщества.

Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей. Работа с родителями велась в четырех направлениях: 
1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 
2) создание информационной среды для родителей; 
3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей; 
4) поддержка и поощрение родителей на уровне школы. 
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов.

Формы работы с родителями: тематические родительские собрания, дистанционные занятия, консультации педагога-психолога, научно-практические конференции. Большим подспорьем стал электронный дневник и школьный сайт. Такая система работы позволяет повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом. 

   Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего, дополнительного и высшего образования позволяет сформировать всесторонне развитую, одаренную, компетентную   личность.

Литература

  1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"
  2. Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  6. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
  7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»

Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников на внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, которая ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-технич...

Доклад на тему: «Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО...

Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...