Выступление на методическом объединении учителей республики
учебно-методический материал (1 класс) на тему
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ С ПРИЗЕНТАЦИЕЙ И ТЕКСТОМ МАСТЕР-КЛАССА ПО ЗАНЯТИЮ КУРСА "аЗБУКА ДОБРА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskoe_soveshchanie_mrio.doc | 42.5 КБ |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ | 2.21 МБ |
МАСТЕР-КЛАСС ПО ЗАНЯТИЮ КУРСА "АЗБУКА ДОБРА" | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Основная образовательная программа начального общего образования в условиях внедрения Государственных стандартов второго поколения определяет ключевой задачей формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
Кроме того, в вариативной части учебного плана начальной школы в качестве обязательного компонента выделена реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
Это есть запрос государства на подготовку подрастающего поколения.
Кроме того, изучение социального заказа родителей гимназии №20, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.
Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы факультативных курсов по нравственному воспитанию "Воспитание сердца" с 1 по 11 класс и её психолого-педагогического сопровождения.
Элементами этой системы являются, созданные нами программа и методическое пособие факультативного курса «Азбука добра», которая отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.
Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.
Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.
Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
презентация 2
Давайте побудем побыть немного детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте , дорогие друзья! Это мы – ваши любимые герои – Медведь и Маша. В этом учебном году Маша пошла в 1 класс, но, к сожалению, не изучала такой полезный курс, как «Азбука добра». В связи с этим у неё имеются пробелы в воспитании, она не умеет себя вести и не знает элементарных правил поведения. Не могли бы вы ей помочь во всём разобраться? У вас это точно получится !
Здравствуйте, ребята! А у нас беда… Не знаем, как помочь Шапокляк. На первый взгляд культурная интеллигентная старушка, а добрых дел делать не умеет. Кто бы из сказочных персонажей помог ей разобраться, где добро, а где зло?
Здравствуйте ! Незнайка совсем отбился от рук. В Цветочном городе у него совсем не осталось друзей, а всё потому, что за его поведение всем стыдно, совершенно не умеет вести себя в общественных местах! Нас давно не слушает, может быть есть такой сказочный герой, который сможет на него в этом отношении положительно повлиять?
Здравствуйте ! Уж, какой добрый мальчишка попал к нам в Тридевятое царство! Но вы только посмотрите, как он общается со старшими!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 З В Т Н Д И Р Й О А П Е Ы У С Ь Б 1 – 5 – 7 – 10 – 2 – 15 – 3 – 2 – 14 – 8 – 3 – 12 5 – 9 – 17 – 7 – 13 – 8 5 – 12 – 4 – 16 7 – 10 – 5 2 – 10 – 15 11 – 7 – 6 – 2 – 12 – 3 – 15 – 3 – 2 – 9 – 2 – 10 – 3 – 16
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 З В Т Н Д И Р Й О А П Е Ы У С Ь Б ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! РАД ВАС ПРИВЕТСТВОВАТЬ!
Вот спасибо! Теперь я никогда не буду забывать слов приветствия! Теперь я тоже могу кому-нибудь помочь!
1 2 3 4 5 6 7
1 д р у з ь я 2 б и б л и о т е к а 3 с п а с и б о 4 к р а с о т а 5 п р и р о д а 6 з д р а в с т в у й 7 к л а с с
Теперь мне ясны основные понятия, многое я пересмотрела и готова помириться с Геной и Чебурашкой . Могу помочь таким же, как я, вернуть дружбу.
1. Стол… А) застилают Б) разбирают В) сервируют Г) у мывают 2. В столовой… А) шумят Б) едят В) играют Г) поют 3. В библиотеке… А) читают Б) рисуют В) кричат Г) рычат 4. Бабушек … А) ругают Б) бьют В) высмеивают Г) берегут 5. В театре… А) грызут семечки Б) тихо смотрят В) едят чипсы Г) громко кричат 6. В школе… А) учатся Б) дерутся В) быстро бегают Г) обзываются 7. Родителей… А) боятся Б) обзывают В) любят Г) не уважают 8. На дне рождения А) бьют именинника Б) дарят подарки В) прыгают на диване Г) бросаются тортом
Спасибо! Впредь буду знать правила поведения!
Здороваться при встрече, обращая внимание на возраст собеседника! Всегда совершать добрые поступки! Правильно вести себя в общественных местах!
Предварительный просмотр:
Медведь: Здравствуйте, дорогие друзья! Это мы – ваши любимые герои – Медведь и Маша. В этом учебном году Маша пошла в 1 класс, но, к сожалению, не изучала такой полезный курс, как «Азбука добра». В связи с этим у неё имеются пробелы в воспитании, она не умеет себя вести и не знает элементарных правил поведения. Не могли бы вы ей помочь во всём разобраться? У вас это точно получится!
- Ну, что, ребята, поможем?
- Тогда мы возьмём с собой Машу в сказочную страну, где она узнает много интересного, а в конце путешествия должна будет вывести правила поведения.
- Итак, перед нами карта. (Если бы игра проходила в реальном времени, а не в виртуальном режиме. Карта представляла бы собой – схематичный план школы, на которой стрелками было бы обозначено движение первоклассников). Куда мы отправимся в первую очередь?
- Верно, к Старухе Шапокляк.
Гена и Чебурашка: Здравствуйте, ребята! А у нас беда… Не знаем как помочь Шапокляк. На первый взгляд культурная интеллигентная старушка, а добрых дел делать не умеет. Кто бы из сказочных персонажей помог ей разобраться, где добро, а где зло?
- Пока мы еще не знакомы со всеми персонажами и разобраться не можем. Возвращаемся к карте.
Друзья Незнайки:
Здравствуйте! Незнайка совсем отбился от рук. В Цветочном городе у него совсем не осталось друзей, а всё потому, что за его поведение всем стыдно, совершенно не умеет вести себя в общественных местах! Нас давно не слушает, может быть есть такой сказочный герой, который сможет на него в этом отношении положительно повлиять?
- Продолжаем знакомство с героями. И снова перед нами карта.
Царь: Здравствуйте! Уж, какой добрый мальчишка попал к нам в Тридевятое царство! Но вы только посмотрите, как он общается со старшими!
- Начнём рассуждать. С кем из героев мы познакомились с самого начала. Верно! Какие положительные черты есть у Шапокляк? (Она культурная.) А проблема ее в чем заключается? (Вредная, не добрая).
- Затем с кем познакомились? (С Незнайкой). Хорошо, что не так у Незнайки? (Незнайка не умеет себя прилично вести).
- Ну, и последний герой? (Вовка). Что хорошего есть в Вовке? (Он добрый). А чего не умеет делать? (Здороваться и вежливо общаться со старшими).
- Кто из героев сможет помочь другим? (Вовка – Шапокляк, а Шапокляк – Незнайке).
- К кому мы сейчас отправимся в первую очередь? (К Вовке). А потом? (К Шапокляк?) Последней станцией будет… (Незнайка).
1-5-7-10-2-15-3-2-14-8-3-12
5-9-17-7-13-8 5-12-4-16
7-10-5 2-10-15 11-7-6-2-12-3-15-3-2-9-2-10-3-16
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
РАД ВАС ПРИВЕТСТВОВАТЬ!
Вовка: Вот спасибо! Теперь я никогда не буду забывать слов приветствия! Теперь я тоже могу кому-нибудь помочь!
Кроссворд
1д | р | у | з | ь | я | ||||||
2б | и | б | л | и | о | т | е | к | а |
| |
3с | п | а | с | и | б | о | |||||
4к | р | а | с | о | т | а | |||||
5п | р | и | р | о | д | а | |||||
6з | д | р | а | в | с | т | в | у | й | ||
7к | л | а | с | с |
1. Два человека, связанные друг с другом
добрыми отношениями.
2. Хранилище книг и журналов
3. «Волшебное» слово благодарности
4. «… - спасет мир»
5. «Живая» и «Неживая» окружает нас
6. «Волшебное» слово приветствия
7. Место в школе, где встречаются друзья
Шапокляк: Теперь мне ясны основные понятия, многое я пересмотрела и готова помириться с Геной и Чебурашкой. Могу помочь таким же, как я, вернуть дружбу.
Задание 3. Выбери правильный ответ и обведи его.
- Стол…
- застилают
- разбирают
- сервируют
- умывают
- В столовой…
- шумят
- едят
- играют
- поют
- В библиотеке…
- читают
- рисуют
- кричат
- рычат
- Бабушек …
- ругают
- бьют
- высмеивают
- .берегут
- В театре…
- грызут семечки
- тихо смотрят
- едят чипсы
- громко кричат
- В школе…
- учатся
- дерутся
- быстро бегают
- обзываются
- Родителей…
- боятся
- обзывают
- любят
- не уважают
Незнайка: Спасибо! Впредь буду знать правила поведения!
- Здороваться при встрече, обращая внимание на возраст собеседника!
- Всегда совершать добрые поступки!
- Правильно вести себя в общественных местах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".
Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагн...