Становление систем повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров
статья на тему

Современный период развития российского образования характеризу­ется наличием сложных задач, связанных с необходимостью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям обще­ства и каждого гражданина. Эта установка определена Федеральной целе­вой программой развития образования на 2011-2015 г., утвержденной ре­шением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление систем повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров

Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач, связанных с необходимостью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Эта установка определена Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015г., утвержденной решением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г.

В числе главных мероприятий, направленных на реализации поставленных программой задач, - качественное совершенствование системы повышения квалификации, обеспечение ее эффективности. Модернизация предполагает выдвижение в качестве основных такие направления деятельности, как повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования; повышение квалификации специалистов для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, внедрение в связи с этим персонифицированных моделей повышения квалификации; создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение различных моделей успешной социализации детей.        

Существующая ныне система повышения квалификации работников образования берет свое начало в 1920-х гг. Задача превращения учительства в активного проводника социалистических идей требовала формирования соответствующей системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

1923 год стал первым годом массовой курсовой переподготовки учителей. Судя по официальным данным, за этот год через губернские и уездные курсы прошло почти 32% работников просвещения, а включая самообразовательную работу, то и все 50%.

Основными видами мероприятий по повышению квалификации просвещенцев являлись курсы и конференции.

Значительную роль в совершенствовании системы повышения квалификации сыграла состоявшаяся весной 1927 г. 2-я Всероссийская конференция по вопросам повышения квалификации работников социального воспитания. В резолюции конференции отмечались такие острые проблемы в этой деятельности, как недостаточное качественное углубление работы по повышению квалификации просвещенцев, неравномерный охват ею разных категорий педагогических кадров, частая и недостаточно мотивированная смена форм работы, построение деятельности по повышению квалификации на принципе обязательности для работников и отсутствия добровольности.

Постановление Совнаркома от 13 января 1928г. было создано учреждение, которое специально занималось вопросами повышения квалификации просвещенцев. Оно появилось на базе центральных курсов Главсоцвоса, которые были реорганизованы в Институт повышения квалификации педагогов. В 1930 г. институт реорганизовался в Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования (ЦИПККНО). Специальные образовательные учреждения повышения квалификации – институты усовершенствования учителей (ИУУ) – стали создаваться в регионах.

1 сентября 1954 года организован Белгородский областной институт усовершенствования учителей в соответствии с распоряжением №467 Исполнительного комитета Белгородского областного Совета депутатов трудящихся.

1994 г. – образование Старооскольского филиала Белгородского областного института усовершенствования учителей по инициативе Н.И. Черепановой и С.П. Тимофеева.

1996 г. – перевод филиала в статус «Староооскольский городской институт  усовершенствования учителей» и вхождение в состав управления образования города Старый Оскол и Старооскольского района.

        Исходя из современных требований систем образования в институте созданы и функционируют семь отделов и два центра.

МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ» координирует всю методическую, инновационную и экспериментальную работу образовательных учреждений Старооскольского городского округа. Объектами оказания направленной методической помощи со стороны института являются педагогические работники, руководители обазовательных учреждений, профессиональные объединения педагогов: муниципальные и школьные методические объединения, постоянно действующие и временные творческие коллективы, отдельные педагоги.

        Основополагающими принципами организации учебного процесса института являются: направленность обучения на удовлетворение системных потребностей школы, интеграция повышения квалификации в долгосрочные программы развития школы; использование групповых поисковых форм работы, связь науки и практики, организация долговременного сотрудничества учителей и ученых, системный мониторинг хода и результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Список литературы

  1. Калиш И.В., Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования [Текст]: Москва, 2000.
  2. Концепция реформ системы повышения квалификации работников образования /Авторский коллектив: Гусинский Э.Н., Никитин Э.М. (руководитель), Турчанинова Ю.И., Ушаков К.М. [Текст] М.: РИПКРО, 2003.
  3. Савинков Ю.А. Проектирование региональной системы повышения квалификации педагогов на основе новых информационных технологий: монография. [Текст] Воронеж: Изд-во госуниверситета, 2003.
  4. Худякова В.Т. Организационные условия развития региональной системы педагогического образования [Текст]: Тюмень: Тобольский гос. пед. ин-т им.Д.И.Менделеева, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)

Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...

Информационно-образовательная среда. Система повышения квалификации педагогических кадров.

Дистанционное обучения в настоящее время является наиболее эффективным способом повышения квалификации работников в сфере образования. Оно помогает быстрее освоить нововведения в системе образования и...

Сведения о переподготовке, курсах повышения квалификации

Профессиональная переподготовка:«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации» (600 ч.) 2019г.,«Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательн...

Система повышения квалификации и переподготовки

Система повышения квалификации и переподготовки....

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...

1.5.Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе...