Педагогические приемы с целью формирования УУД младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Лысенко Елена Владимировна

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок.

Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._pedagogicheskie_priemy_formirovaniya_uud.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Педагогические приемы с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Форма проведения: семинар-практикум

Этап

Содержание

1. Орг.момент

СЛАЙД 1

Уважаемые педагоги! Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.

Сегодня мы отправимся в путешествие по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

2. Актуализация знаний

 

 

СЛАЙД 2

Нам всем знакома аббревиатура “ФГОС”? (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Так как результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

СЛАЙД 3

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок.

Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

СЛАЙД 4

Над концепцией развития универсальных учебных действий работали такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов.

В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

3.Формулировка проблемы.

Самооценка

  • Какие виды деятельности и какие задания относятся к системно-деятельностному подходу?
  • Кто может ответить на этот вопрос?
  • Кто затрудняется?

СЛАЙД 5

Оцените свои знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется стимульный материал к методике “Дерево”) (Приложение 1)

4.Сообщение темы методического совещания

СЛАЙД 6

Тема, которую мы сегодня рассматриваем – «Педагогические приемы с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников»

  • Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
  • Что такое УУД? Какие бывают УУД?
  • Какие существуют приемы формирования УУД?
  • На какое понятие мы должны сегодня сделать упор? (На понятие “прием” или “УУД”?)

Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приемами формируются УУД.

5. Постановка цели и задач методического совещания

Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара

СЛАЙД 7

Цель - Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Раскрытие и осмысление понятия «универсальные учебные действия»
  • Рассмотрение видов УУД, их содержания, требования к результатам сформированности
  • Знакомство с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобретение практического опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

6. Работа по теме семинара.

Попробуем ответить, что такое универсальные учебные действия.

Если затрудняемся, где можно найти ответ? (в педагогической литературе, справочниках, интернете и т.д.)

СЛАЙД 8

Концепция развития универсальных учебных действий

разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова.

Проанализировав литературу из различных источников, пришли к выводу:

УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

СЛАЙД 9

Вывод

В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

СЛАЙД 10

В составе основных видов универсальных учебных

действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный;3) познавательный; 4) коммуникативный.

7. Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.

Предлагаем вам прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. (Приложение 2)

Во время чтения определите основные действия, которые позволяют формировать УУД. Прочитав тексты, поработайте в парах и обобщите сведения в виде таблицы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  • Личностные действия
  • Регулятивные действия
  • Познавательные действия
  • Коммуникативные действия

 

СЛАЙД 11

Личностные:

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей

(Нравственно- этическое оценивание)

СЛАЙД 12

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

СЛАЙД 13

Познавательные

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

СЛАЙД 14

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи

СЛАЙД 15

Почему мы начали беседу не с приемов, а УУД?

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения,

т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

8. Практическая работа. Анализ заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, английскому языку, изо и распределение данных заданий в соответствии с УУД

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности.

Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

Вам предложены карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Распределяем задания в соответствии с УУД

Проверка работы  

СЛАЙДЫ 16-21 (на слайдах правильные ответы)

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Возникли ли у вас затруднения при распределении заданий на группы? Если есть затруднения, что нужно делать?

Можно оценить выполненную групповую работу (по «линеечке знаний», «шкале оценки» или использовать др. прием оценки)

9. Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД

СЛАЙД 22-25

Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждый участник семинара получает раздаточный материал – Педагогические приёмы, описание педагогических приёмов (Приложение 3), (Приложение 4)

Во время чтения каждый должен отметить:

  •  знаком “+” тот прием, который он уже использует в своей практике;
  • прием, который вам покажется интересным – обведите в кружок;
  • Прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте!

Выполнение работы. Обсуждение.

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

 Конечно у каждого педагога есть и свои приемы. Посещая уроки коллег, мы не только приобретаем, но и делимся своим опытом.

10. Подведение итога. Рефлексия

Проанализируем работу нашего семинара.

С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?

Орг. момент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

Формулировка темы семинара, цели и задач. На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).

Работа по теме совещания. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)

Выполнение практической работы в парах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД)

Подведение итога. Рефлексия. Самооценка

СЛАЙД 26

Какие задачи мы решали на семинаре?

  • Раскрытие и осмысление понятия «универсальные учебные действия»
  • Рассмотрение видов УУД, их содержания, требования к результатам сформированности
  • Знакомство с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобретение практического опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Данные задачи выполнены

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута.

СЛАЙД 27 Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять (см. Приложение 1)

Таким образом включение в урок нестандартных ситуаций использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у учащихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

  СЛАЙД 28-29

Используемые источники.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
  2. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  4. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
  5. Стимульный материал к методике “Дерево” http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm
  6. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
  7. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
  8. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

Педагогические условия формирования медиакомпетенции младшего школьника.

Глобализация информационного пространства и технические достижения в области СМИ превратили средства массовой информации в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, ...

Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов

В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...

Презентация "Методические приемы работы с текстом, как средство формирования УУД младших школьников"

Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления

 В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.   Сре...