Педагогические приемы с целью формирования УУД младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок.
Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.
Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._pedagogicheskie_priemy_formirovaniya_uud.docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Педагогические приемы с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие УУД
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Форма проведения: семинар-практикум
Этап | Содержание |
1. Орг.момент | СЛАЙД 1 Уважаемые педагоги! Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна. Сегодня мы отправимся в путешествие по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми. |
2. Актуализация знаний
| СЛАЙД 2 Нам всем знакома аббревиатура “ФГОС”? (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт) Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь? - Требования к условиям, - Требования к структуре образовательных программ - Требования к результатам Так как результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. СЛАЙД 3 Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. СЛАЙД 4 Над концепцией развития универсальных учебных действий работали такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов. В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач) |
3.Формулировка проблемы. Самооценка |
СЛАЙД 5 Оцените свои знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется стимульный материал к методике “Дерево”) (Приложение 1) |
4.Сообщение темы методического совещания | СЛАЙД 6 Тема, которую мы сегодня рассматриваем – «Педагогические приемы с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приемами формируются УУД. |
5. Постановка цели и задач методического совещания | Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара СЛАЙД 7 Цель - Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД Задачи:
|
6. Работа по теме семинара. | Попробуем ответить, что такое универсальные учебные действия. Если затрудняемся, где можно найти ответ? (в педагогической литературе, справочниках, интернете и т.д.) СЛАЙД 8 Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова. Проанализировав литературу из различных источников, пришли к выводу: УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию СЛАЙД 9 Вывод В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. СЛАЙД 10 В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный;3) познавательный; 4) коммуникативный. |
7. Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД | Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД. Предлагаем вам прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. (Приложение 2) Во время чтения определите основные действия, которые позволяют формировать УУД. Прочитав тексты, поработайте в парах и обобщите сведения в виде таблицы ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
|
| СЛАЙД 11 Личностные:
(Нравственно- этическое оценивание) СЛАЙД 12 Регулятивные:
СЛАЙД 13 Познавательные
СЛАЙД 14 Коммуникативные:
СЛАЙД 15 Почему мы начали беседу не с приемов, а УУД? Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. |
8. Практическая работа. Анализ заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, английскому языку, изо и распределение данных заданий в соответствии с УУД | Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах. УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов Вам предложены карточки с заданиями из разных предметов. Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Распределяем задания в соответствии с УУД Проверка работы СЛАЙДЫ 16-21 (на слайдах правильные ответы) Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. Возникли ли у вас затруднения при распределении заданий на группы? Если есть затруднения, что нужно делать? Можно оценить выполненную групповую работу (по «линеечке знаний», «шкале оценки» или использовать др. прием оценки) |
9. Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД | СЛАЙД 22-25 Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждый участник семинара получает раздаточный материал – Педагогические приёмы, описание педагогических приёмов (Приложение 3), (Приложение 4) Во время чтения каждый должен отметить:
Выполнение работы. Обсуждение. Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО. Конечно у каждого педагога есть и свои приемы. Посещая уроки коллег, мы не только приобретаем, но и делимся своим опытом. |
10. Подведение итога. Рефлексия | Проанализируем работу нашего семинара. С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом этапе? Орг. момент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД)) Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД) Формулировка темы семинара, цели и задач. На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД). Работа по теме совещания. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД) Выполнение практической работы в парах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД) Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД) Подведение итога. Рефлексия. Самооценка СЛАЙД 26 Какие задачи мы решали на семинаре?
Данные задачи выполнены Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута. СЛАЙД 27 Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять (см. Приложение 1) Таким образом включение в урок нестандартных ситуаций использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у учащихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях. СЛАЙД 28-29 |
Используемые источники.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
- Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
- М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
- Стимульный материал к методике “Дерево” http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm
- Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
- Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
- Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Работа по самообразованию....
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....
Педагогические условия формирования медиакомпетенции младшего школьника.
Глобализация информационного пространства и технические достижения в области СМИ превратили средства массовой информации в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, ...
Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов
В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...
Презентация "Методические приемы работы с текстом, как средство формирования УУД младших школьников"
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к...
«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...