выступление на педсовете « От начальной школы к основной (проблемы преемственности)»
статья на тему
Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педсовете | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МКОУ Лимановской СОШ
Троян Марина Ивановна
Выступление на педсовете по теме: « От начальной школы к основной (проблемы преемственности)»
Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения.
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много и в итоге повышается тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей,
Стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было
наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников
ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться
действенными мотивами для успешного обучения.
-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания/
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
-Появляются запуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники школьную жизнь воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Преемственность между начальной школой и основной
Переход детей из начальной школы в среднюю предусматривает множество проблем, как для детей,так и для классных руководителей.Основные из них изложены в этой статье....
Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»
Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата в условиях введе...
Проблемы преемственности: из начальной школы в основную.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...
Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»
Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...