Работа с текстом в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Кущенко Екатерина Николаевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_v_nachalnoy_shkole.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом в начальной школе

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ПИСЬМЕННЫМИ ТЕКСТАМИ

1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста (бегло - т.е. в темпе свободной речи; сознательно - т.е. с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств; правильно - т.е. без ошибок и искажений).

2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух (сплошное чтение - внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста; выборочное чтение - чтение, которое предполагает определенный отбор материала с целью его углубленного изучения;

комментированное чтение - чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний; чтение по ролям - чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры).

3. Переходить с одного вида чтения на другой.

4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста (выразительное чтение - это чтение, характеризующееся следующими признаками: а) ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп; б) соблюдение пауз и логических ударений; в) соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания; г) придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной, ироничной и т.д.).

5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.

6. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

7. Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотация.

8.Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам.

9. Пользоваться библиографической карточкой.

10. Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух, авторов.

11. Различать научные, официально-деловые/публицистические и художественные письменные тексты.

12. Подбирать и группировать материалы по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.

        13. Составлять простой план письменного текста (план - это основные компоненты содержания изученного текста, представленные в четких и кратких формулировках; простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3.

и т.д.).

      14. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. четко, разборчиво, связно, красиво, в соответствии с утвержденными нормами) списывать и писать под диктовку тексты.

Темп письма к концу года:

1-й класс - 20-25 знаков в минуту;

2-й класс - 25-30 знаков в минуту;

3-й класс - 30-40 знаков в минуту;

4-й класс - 40-50 знаков в минуту.

15. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

16. Создавать письменные тексты различных типов:

Повествование - тип текста, который представляет изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает на вопрос: что произошло?

Описание - тип текста, который представляет объект в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает на вопрос: какой?

Рассуждение - тип текста, который представляет причинно-следственные связи объектов. Компоненты дедуктивного рассуждения: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности или неправильности тезиса. Компоненты индуктивного рассуждения: анализ и синтез фактов, вывод. Рассуждение отвечает на вопрос: почему?

Объем сочиненного текста:

1-й класс - 3-4 предложения;

2-й класс - 5-10 предложений;

3-й класс - 12-15 предложений;

4-й класс - 20-25 предложений.

 17. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста - подробное и сжатое; по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное.

Объем излагаемого текста:

1-й класс - 30-40 слов;

2-й класс - 45-60 слов;

3-й класс - 60-70 слов;

4-й класс - 90-100 слов.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УСТНЫМИ ТЕКСТАМИ

 1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.

Восполняющий (открытый) вопрос - это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос - это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждений («прямые» вопросы, вопросы с частицей «ли»).

3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.

4. Составлять простой план устного теста.

5. Создавать устные тексты различных типов.

6. Выразительно говорить.

7. Владеть различными видами пересказа текста.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КАК ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем (наблюдение - это метод познания, заключающийся в целенаправленном, преднамеренном восприятии реальных объектов).

2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения: структурированное - т.е. наблюдение, осуществляемое по плану;

неструктурированное - т.е. наблюдение, при котором определен только объект наблюдения; полевое - т.е. наблюдение в естественной обстановке; лабораторное - т.е. наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях.

3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта (качественное описание - это фиксация свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы, явления для него характерны; количественное описание (измерение) - это определение отношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).

4. Формировать под руководством учителя простейшие модели, т.е. такие материальные (предметные) и мысленно представленные (идеальные) модели объектов, которые в процессе изучения заменяют объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства.

Материалы из журнала «Завуч начальной школы» №1,2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....