Мастер Класс «Методические приемы проектирования современного урока по ФГОС"
учебно-методический материал по теме
Мастер класс спроектирован как урок с этапами ФГОС. На каждом этапе показаны и использованы различные методы и приемы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_metodicheskie_priemy_proektirovniya_sovremennogo_uroka.docx | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С. ИНЗЕР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Зам. директора по УВР ____________________ Р. М. Галикаева
Директор школы _________________________ М. С. Хайбуллина
Дата выступления
Выступление на семинаре
«Анализ современного урока»
Мастер класс «Методические приемы проектирования современного урока по ФГОС»
Выступление подготовила учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 с. Инзер первой квалификационной категории Башарова Э.Р. |
Инзер, 2017
«Методические приемы проектирования современного урока по ФГОС»
- Эмоциональный настрой
- Выйти и зайти со словами « А вы не видели? Вам не встречались? Да отличие современного урока от традиционного? Вы поможете мне их найти?
- А как зная это грамотно спроектировать урок? Для чего это знать? Где вы это примените?
ФГОС (если просто) – это ветер перемен? Если «да», то каких? Что делать? Откуда начать? Как спланировать свой маршрут, чтобы получить нужный результат, заказанный государством?
ФГОС (если серьёзно) – это обновление образования. Естественно, оно предполагает изменения в деятельности учителя.
Что такое обновление? Это капитальный ремонт или косметический?
Обновление – это дополнение, предостерегающее или устраняющее неполадки, повышающие безопасность.
ФГОС – это обновление педагогической деятельности. Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести необходимый багаж теоретических знаний.
Результат ФГОС – это выпускник 21 века с полным набором УУД. Нужно научить ученика учиться на всю жизнь, воспитать желание, непрерывное желание учиться. Это основное условие успешности современного человека
. Самоподготовка учителя состоит в следующем:
- в изучении ФГОС
- в овладении новым планированием уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов
- в умении конструировать урок с использованием новых технологий.
Какие пед. технологии используете вы на своих уроках?
- развивающее обучение;
- -проблемное обучение;
- -разноуровневое обучение;
- -коллективная система обучения (КСО);
- -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
- -исследовательские методы обучения;
- -проектные методы обучения;
- технология « дебаты»;
- -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
- -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
- -технология развития «критического мышления»;
- -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- -информационно – коммуникационные технологии;
- -здоровьесберегающие технологии;
- - систему инновационной оценки « портфолио»;
- - технологию дистанционного обучения
- технология мастерских
- групповое обучение и др. (Силевко более 100 технологий)
Переход к Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Потребуется время, потребуются силы, знания. Вечным остаётся место работы учителя – урок и его назначение.
Учить детей сегодня трудно.
И раньше было не легко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век 21-й – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит.
Какими дети быть должны:
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви.
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций. Новизны!
- « Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
- Какой должна быть структура урока?
- Как его подготовить?
- Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Желаю вам активного участия.
Урок с позиции деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться
Цель сегодняшнего выступления, показать, как можно использовать методы и приемы обучения на разных этапах уроков.
Так с чего же начать? С проектирования урока. Изменения заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание пед. взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность учащихся ( в 3 аспектах: позновательном, коммуникативном и личностном)
Алгоритм
- 1. Определение места урока в рабочей программе по предмету
- 2.Анализ материала в учебнике
- 3.Определение целей по линиям развития
- 4. Определение min и max уровней
- 5. Моделирование проблемных ситуаций
- 6. Планирование диалога с учащимися
- 7.Проектирование актуализации знаний
- 8. Проектирование форм работы
- 9. Моделирование вариантов применения знаний
- 10. Рефлексия.
Структура урока в рамках деятельностного подхода.
1.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
Приемы:
- «Фантастическая добавка»
- «Эмоциональное вхождение в урок»
- «Пословица-поговорка»
- «Высказывание великих»
- «Эпиграф»
- «Проблемная ситуация»
- «Проблема предыдущего урока»
- «Интеллектуальная разминка»
- «Нестандартный вход в урок»
- «Ассоциативный ряд» и др.
Посмотрите на описание приемов и скажите с какого приема я начала наш «Урок» ( в парах читают описание приемов и выбирают)
«Нестандартный вход в урок»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
умение анализировать;
умение выделять и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
- Посмотрите ролик о Приеме « Фантастическая добавка»
- Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы.
Можно разыграть беседу по ролям
А какие приемы используете вы?
II. Целепологание. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.
Цель: обсуждение затруднений
«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Приемы:
- «Тема-вопрос»
- «Работа над понятием»
- «Ситуация яркого пятна»
- «Подводящий диалог»
- «Группировка»
- «Исключение»
- «Домысливание»
- «Линия времени»
- «Генераторы-критики»
- «Зигзаг»
- Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
- Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода
Посмотрите ролик о приеме мотивации « Удивляй»
Каждое МО получит описание приема и расскажет как его можно применить на своих уроках.
III. Коррекция знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Прием «Лови ошибку»
Ученики получают «ошибочную» инфармацию. Определяют ее истину.
Например, серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
III. Актуализация знаний.
Приемы:
- «Интеллектуальная разминка»
- «Отстроченная отгадка»
- «Лови ошибку»
- «Идеальный опрос»
- «Кроссворд»
- «Я беру тебя с собой»
- «Конкурс шпаргалок»
- «Корзина идей»
Предположите по названию идею приема
СВЕРЬТЕ ДОГАДКИ С ОПИСАНИЕМ
Вот как можно использовать прием «Я беру тебя с собой»
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Приемы :
- «Удивляй»
- «Пресс-конференция»
- «Ключевые методы»
- «Привлекательная цель»
- «Мультимедийная презентация»
- «Вопросы к тексту»
- «Хорошо-плохо»
- «Жокей и лошадь»
Соберите основные тезисы требований к учителю КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ, ВЕДУЩИЙ ДЕВИЗ, ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРУДИЕ УЧИТЕЛЯ
Прием «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения.
Форма коллективного обучения.
Автор - А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
- Орудия учителя –просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание
- Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися.
- Ведущий девиз: «Действуем вместе!».
- Модель обучения – свободное раскрытие личности.
- Модель общения – многосторонняя.
V. Первичное закрепление. Применение теоретических положений.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания,
запись в виде опорного сигнала.
ПРИЕМЫ
- «Своя опора»
- «Да-нетка»
- «Сорбонка»
- «Игра тренинг»
- «Щадящий вопрос»
- «Деловая игра « Я учитель»
- «Работа по карточкам»
VI. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Приемы:
- «Мини-проекты»
- Решение ситуационных задач»
- «Мини-исследование»
- «Работа с компьютером»
- «В своем темпе»
- «Рестовратор»
- «Работа с иллюстративным материалом»
- «Создай паспорт»
- «Вопросительные слова»
- «Инсерт»
«Реставратор» Впиши типы уроков по его структуре На карточках
- Урок усвоения новых знаний
- Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
- Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
- Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Урок контроля знаний и умений
- Урок коррекции знаний, умений и навыков.
- Комбинированный урок
VII. Обобщение усвоенного.
Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
Приемы
- «Тест»
- «Своя опора»
- «Кластер»
- «Интеллект-карты»
- «Повторяем с контролем»
- «Силовой анализ»
- «Синквейн»
Составь синквейн по теме
- Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
- Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;
- Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Цель: контроль учащимися результатов своей деятельности и всего класса.
Приемы:
- « Опрос по цепочке»
- «Тихий опрос»
- «Идеальный опрос»
- «Блиц – контольная»
- «Выборочный контроль»
- «Толстый и тонкий вопрос»
- «Круглый стол»
- «Три предложения»
- «Тройка»
- Прием «Толстый и тонкий вопрос»
Этот прием из технологии развития критического мышления.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает развернутый ответ.
Задайте друг другу вопросы по теме
IX. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Виды рефлексии
Настроения ( фишки)
Деятельности ( лесенка)
Содержание материала
Я узнал…
Понял что….
Применю на уроке….
Меня удивило…
Как работали? Фразеологизмы
Притча о мудреце и бабочке
- Выбор за тобой
- «Это невозможно!» - сказала Причина.
- «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
- «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
- «Попробуй…» - шепнула Мечта.
Благодарю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Проектирование современного урока"
Материал в помощь учителю при проектировании современного урока и создания технологической карты урока....
Мастер-класс "Методические подходы к содержанию урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы А.
Выбор упражнений для развития силовых качест основных групп мышц для обучающихся СМГ "А"....
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Мастер-класс " Анализ и самоанализ современного урока- путь к его совершенствованию".
Презентация " Классификация видов самоанализа, Мастер- класс: «Анализ и самоанализ современного урока -путь к его совершенствованию ».Схема самоа...
Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
Урок "открытия новыхзнаний" (структура)...
Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе"
Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе" для педагогов школы...
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...