Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе предмета «Окружающий мир».
статья на тему

Персидская Инна Викторовна

Тема заседания школьного методического объединения учителей начальных классов "Методические рекомендации по использованию педагогических технологий". Поделилась с коллегами наработанным теоретическим и практическим материалом по исследовательской деятельности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom_issledov_rabota18_g.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе предмета «Окружающий мир»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………        3

Глава I. Исследовательская деятельность  в современном образовании

1.1.Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения……………………………………………………………………….  6

1.2. Основные подходы к организации исследовательской деятельности……………………………………………………………………..11

Глава II. Организация исследовательской деятельности младших школьников

на уроках по  окружающему миру.

2.1.Развитие исследовательских умений младших школьников…………….14

2.2. Технология организации исследовательской деятельности младших школьников……………………………………………………………………   19

2.3. Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе предмета «Окружающий мир»…………………………………………..22

2.4. Результативность работы по организации исследовательской деятельности………………………………………………………………….   25

Литература………………………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе работы  школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру  детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Цель  работы  – обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация  роли учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.

Задача работы – распространить и внедрить в педагогическую практику технологию  организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать  отличие от проектной деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием исследовательской деятельности, познакомить с  основными подходами к исследовательской деятельности и развитием исследовательских умений, показать значимость исследовательских умений  в развитии детей.

Новизна творческой  работы заключается в значимости проблемы организации исследовательской деятельности у младших школьников, формирования исследовательских умений.

Изменение цели начального образования -  развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности –  предполагает вовлечение учащихся в такую деятельность, которая была бы направлена на максимальное развитие личности. Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность  учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная  исследовательская деятельность.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

С внедрением ФГОС НОО появляется проблема обеспечения новых подходов  к организации образовательного  процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.  

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности  современных школьников.

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной поисковой, творческой деятельности всего педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.

        Особенно актуальна это проблема  для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.  В этом возрасте начинается осознание себя как  субъекта учения.

        Актуальность проблемы вызвана ещё и тем, что изменение уклада начальной ступени  образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели  становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от  обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.  

            Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном  изменении деятельности, в которую он включён. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.  

        Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.

Только при взаимном понимании и  доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала учащегося.  Педагог – это организатор исследовательской  деятельности, выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя. Дети проходят мысленный путь учёного, приобретают активную позицию, усваивают новую информацию, ведь результат исследования заранее им неизвестен.

Глава 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

 Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.  

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Отличие исследовательской деятельности от проектной заключается в том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся  знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

При этом первым  и одним из важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружения этого белого пятна, поэтому познавателтная потребность, мотивация исследовательской деятельности является неотъемлемой  её характеристикой.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне  простого восприятия.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци  и др.

В 50-70-х годах XXв. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко и др.).

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования  одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов  действий и обеспечения  сбалансированности  между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и  современного учителя.  

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются  и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А.И. Савенков даёт такое  определение: «Исследовательскую  деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[1]

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.    

Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Учащиеся непосредственным образом включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.

Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно - педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность  через разнообразные формы урочной, внеурочной работы с учётом возрастных особенностей, мотивации учащихся; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся в процессе работы, организацию сотрудничества учителей, учащихся, родителей.

Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные  - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно  меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования    «с началом нового века становится всё более очевидно, что  умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…»[2]. При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.

Исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения  о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  Дети,  от природы, полны желания учиться,  и, как известно, именно период младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на  познание мира, он хочет его познавать. Именно это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение  - один из важнейших источников  получения ребёнком  представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин -  «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения  - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески  осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская практика – не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.

1.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов  исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися  технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.

Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:

  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания  на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • в организации  учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
  • в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений  «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

В своей статье Обухов А.С. пишет: «Проблема поиска способов и методов для наиболее эффективного развития исследовательской деятельности учащихся  в процессе обучения не нова, однако при её рассмотрении уделялось недостаточно внимания разработке системы педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся.

Развитие исследовательской деятельности учащихся  в условиях новой парадигмы образования и недостаточная  разработанность проблемы в педагогической теории обусловили необходимость более внимательного отношения со стороны педагогов школы и вузов». [3]

Идеям исследовательского обучения близко проблемное обучение. « При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном». [4] Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даёт возможность применять обширный арсенал методов и приёмов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога.    

Содержание образования, смоделированное по данной стратегии,  предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения, её решить. Для того, чтобы процесс обучения выполнил одну из  основных своих функций – обучающую, - необходимо, чтобы проблема содержала в себе определённый познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработана учителем. Проблемное обучение предполагает, что учащиеся:

  • выделяют и ставят проблему;
  • предполагают возможные решения;
  • делают выводы с результатами проверки;
  • применяют выводы к новым данным;
  • делают обобщения.

Содержание образования имеет ряд особенностей при использовании стратегии проблемного обучения: учебные проблемы должны отвечать потребностям и интересам данной группы детей. Ведущая роль педагога в процессе обучения должна сохраняться, но у учащихся в любом случае должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны им самостоятельно. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям  детей. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным материалом.

        Результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных  материалов.

        Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определённых действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а её решение строится адекватно логике исследования и предполагает определённые действия.

Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуативного и задачного подходов предполагает:

* тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциация этого опыта;

* создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем;

* конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), ориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в результат деятельности.

Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

2.1. Развитие исследовательских умений  младших школьников.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает  включение младших школьников в исследовательскую деятельность, её поэтапную реализацию  с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку.

Цель  работы:

1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

2. Включить   младших школьников в самостоятельное решение учебных задач.

3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;

4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Исходя, из поставленных целей  сформулированы задачи:

1. Формирование научных взглядов у учащихся;

2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;

3. Пропаганда знаний об окружающем  мире;

4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;

Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом (по Савенкову А.И.).

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные  - провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
  9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам  исследования.
  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершённой работы.

Важно добавить пункт – работа с родителями. Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для  решения исследовательских задач?  К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения. Примерные задания и упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения».

Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. В упражнении «Посмотрите на мир чужими глазами»  детям читался неоконченный рассказ. Например: «Утром небо  покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья  падали на  дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими  способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или  лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: представьте, что вы, на какое то время стали столом в классе, камушком на дороге, животным,  человеком определённой профессии. Опишите один день вашей жизни».

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез.

Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность, смелость. Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – предвидение событий. Для детских исследований, направленных на развитие  творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше». Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска на свои собственные вопросы.  

Выдвижение гипотез, предположений – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск, прогресс любой творческой деятельности.  Первое, что заставляет гипотезу появиться на свет – это проблема. Гипотезы возникают, как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?» На уроках по окружающему миру в 1классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например: «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём,  звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и  мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».

При обучении детей строить предположения, рекомендовать использовать следующие слова в речи: может быть; предположим; допустим; возможно; что если.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза – способ решения проблемы. Вопросы могут быть: уточняющими -  Верно ли, что..; Надо ли создавать…; Должен ли…; восполняющими – они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?

В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

2.2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В основе этой технологии исследовательских умений младшего школьника лежат идеи гуманистической педагогики, личностно -ориентированного подходов. Цель технологии - осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

1. Умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, как этап деятельности, умения выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).

3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текса: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, формулирование вывода, логика изложения)

4. Умения представить результаты своей работы (форма представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Пропедевтическая работа в 1 классе велась следующими средствами:

 - проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- урокам – исследованиям (в начале года постановка  проблемы осуществлялась учителем, поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);

- кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

Со 2 класса организовывала уроки - исследования, что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану  по различным темам. Организовывалась совместная деятельность, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.  В процессе осуществления исследования  нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности,  и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований  в контексте изучения   материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5. На уроках предлагаются задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, логические задачи.

6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследования проводятся под руководством учителя и с помощью родителей.

В 3 классе на уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования. Используются  игровые методы, путешествия.

В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.

Из опыта работы  определились следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: долговременные, кратковременные;

- по теме: предметные, свободные.

 Этап представления результатов исследования позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

На уроках по окружающему миру эксперименты не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка  до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение учащихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного.

Однако детей к исследовательскому  поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям  анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна.  Важную роль в этом процессе играют  экскурсии в природу.

Между научным исследованием и школьными исследовательскими работами имеется сходство. В чём же оно заключается? Прежде всего, в  схожем направлении логического процесса. И школьники, и учёные идут одним логическим путём (на разных, конечно, интеллектуальных уровнях): учёный наблюдает факты, сравнивает их между собой, подыскивает для них те или иные рациональные объяснения и делает выводы, которые и могут привести к научным открытиям.

Учащиеся тоже наблюдают факты, сопоставляют их между собой, делают выводы. Эти выводы тоже являются открытиями, правда, не для науки, а для самих учащихся. Но это не умаляет, а  значительно усиливает значение таких методов обучения. Более того, маленький исследователь переживает свой успех (неуспех) так же, как и взрослый, что усиливает педагогическую ценность такого учения. [5] 

На уроках окружающего мира  выделяют следующие этапы организации наблюдений:

  1. Определение, выбор объекта наблюдения. (Задание: найди, рассмотри, собери.)
  2. Процесс наблюдения за объектом. (Задание: пронаблюдай, отметь, изучи, определи.)
  3. Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения (Задание: сопоставь, сравни, проанализируй.)
  4. Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся. (Задание: объясни, выдвини предположение, установи причину, взаимосвязь, зависимость.)
  5. Формулирование выводов и обобщений. (Задание: оформи в виде таблицы, схемы, рисунка, рассказа, экологического паспорта, памятки, отчёта; заполни дневник наблюдений.)

Для развития исследовательских умений у детей, проводились уроки – исследования по окружающему миру. Нетрадиционные уроки в  практике занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Урок – исследование  - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.

Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли учёных - специалистов: ботаников, зоологов, экологов.

Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.д. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации.

Творческие принципы такого урока:

  1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.
  3. Развитие функции общения на уроке, как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения. 

Так, например, при изучении темы в 1 классе «Жизнь растений осенью», проводился урок – исследования. На уроке изучали такое природное явление, как листопад. В процессе формируются навыки первичной исследовательской деятельности. Учим наблюдать, делать анализ, вывод. На уроках  окружающего мира во 2 классе,  при изучении темы «В гости к весне» проводила  мини-исследования: «Лист от весны до лета», «Роль дождевых червей в природе». При изучении темы также во 2 классе «Наша семья»,  учащиеся проводили исследовательские работы: «Моя семья», «Моя родословная».  ( Приложение 2). В 3 классе, при изучении темы «Комнатные растения», была  выполнена исследовательская  работа по теме: «Комнатные растения в классе». В 4 классе при изучении темы «Наш край», были проведены коллективные исследовательские работы «Улица, где мы живём». ( Приложение 3). Уроки – исследования в 4 классе «Первые русские князья» (Приложение 4) проводила уроки - исследования, где через постановку  проблемной ситуации решала задачу развития мыслительных  операций. На заключительном этапе (творческий блок) учащиеся сделали выводы и оформили данный проект. Собранный опытно-экспериментальный материал систематизировали, эстетически оформили, дополнили фотоматериалами, таблицами и представили в виде презентации  на уроке, театральным выступлением – защитой.

Проведение на уроках окружающего мира исследований, доказывает, что в процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний.

2.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

        В процессе организации исследовательской деятельности с младшими школьниками, я смогла помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогла учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

        Уже в начальной школе формируются первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности. Дети, участвующие в исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательностью, оригинальностью мышления. Под руководством учителя, вместе с родителями, больше частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации.

К концу 4 класса, учащиеся могут уже самостоятельно добывать информацию.

Конкретные знания, добытые самостоятельно, пригодятся в дальнейшем при изучении предметов в среднем и старшем звене, позволяют сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Такие дети охотно вступают в диалог, спорят с одноклассниками, пытаются находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания. Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера. Дети приобретают навык поиска  и отбора информации из различных информационных источников.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы. - М.; Начальное образование, 2005.- №2
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
  4. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004.
  6. Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников – СПб., 2004.
  7. Савенков А.И. Содержание  и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.
  8. Е.В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/- М.: Глобус, 2008г.


[1] Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -с. 10

[2] Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- с.9

[3] Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.-с. 146.

[4] Е.В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. – с. 11.

[5] Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы.-с. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Особенности исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для с...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...