Выступление на ШМО "Система работы над ошибками на уроках русского языка".
методическая разработка (3 класс) на тему
Этот материал может быть использован при подготовке проведения родительских собраний в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shmo_8.odt | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Система работы над ошибками на уроках русского языка».
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
А. В. Хрулева
« Система работы над ошибками на уроках русского языка».
Звуко-буквенный анализ-фундамент правописания.
Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике. Прежде, чем ученики ознакомятся с элементарным звуко-буквенным анализом, они познакомятся с такими понятиями, как «слог», «ударение», «звук и буква», «ударный и безударный звук», «гласный и согласный».
Для осознанного овладения детьми звукового анализа и синтеза необходима чёткая система упражнений. Выделяются следующие виды упражнений:
Работа над слогом.
а) Демонстрируется одна за другой предметные картинки, названия которых представляют одно-, двух-, трёхсложные слова, которые легко делятся на слоги: дети, школа, ученики. Ученики проговаривают слово по слогам, отхлопывая его слоговую структуру. Затем объясняется, что в этом слове два(три) слога.
б) По схеме придумать слово, соответствующее слоговой структуре.______стол, __I____I___ магазин,___I___ сумка.
в) Указать количество слогов в слове цифрой: мак(1), маки(2), маковка(3).
г) Подключить повторение изученного, составление предложения из трёх слов по сюжетной картинке. Предложить показать его графически. Дети ловят рыбу. I_________ ________ ________ . Разделить слова-схемы на слоги. К данной теме близко примыкает тема «Ударение».
2. Работа над ударением.
Эту работу можно разнообразить следующими упражнениями.
а) Указать цифрой номер ударного слога: маки(1), макушка(2).
б) Предлагаются картинки, обозначающие только трёхсложные слова(бабушка, самолёт). На доске слоговая схема. Ведущий называет картинку, выделяя голосом ударный слог. Дети повторяют интонацию. Ставится знак ударения в схеме и ещё раз проговаривается вместе с детьми. Обращается внимание, что на ударном слоге палец задерживается, как бы подсказывая место ударения. Пробуем перенести ударение в слове. «Кривое» слово получается. Так не говорят.
в) То же упражнение выполняется учащимися самостоятельно, на схемах указывается знак ударения.
3. Работа над звуком и буквой.
После знакомства с речевыми и не речевыми звуками, уточняется понятие «буква и звук», при изучении гласных а, о, у, ы, и.
а) Ведущий беззвучно называет эти буквы. Дети должны поднять соответствующую букву.
б) Учитель называет слово. Дети называют и показывают первые буквы: окунь, узел, иглы, утка.
в) Предлагается послушать, запомнить и повторить звуковые дорожки из ряда гласных. Это упражнение даётся с целью тренировки внимания. Слуховой памяти и правильной артикуляции.
А-о-у, о-у-а, ау-оы-ы.
4. Работа над звуко-слоговым анализом.
Эта работа проводится с целью установления последовательности звуков без обращения к согласным буквам.
Демонстрируется картинка «мак» , называем её. Проводится беседа:
-Какой первый звук слышим?
-Как он называется?
-Как он называется?
-Какой следующий звук слышим?
-Он?
-Какой последний звук в слове?
-Он согласный?
-Сколько звуков в этом слове?
-Сколько согласных?
В ходе звуко-буквенного анализа у детей формируется направленность внимания на звуковую сторону речи. В дальнейшем работа со звуками и буквами будет рассматриваться одновременно. Такая работа называется звуко-буквенный анализ.
Формирование орфографической зоркости.
Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Умение обнаружить орфограммы называют орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме- одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают немалое количество ошибок. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики самостоятельно искали бы и выделяли орфограммы в момент письма. Способность выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться, начиная с первого класса.
Многие сегодня знакомы с таким способом формирования орфографической зоркости, как письмо с пропуском или с «дырками». Если просто дать детям установку пропустить при записи место, где сомневаешься, то лишь немногие смогут осознанно этим воспользоваться. Предлагаемая методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять орфограмму.
На первом этапе работы дети учатся опознавать признаки орфограммы, т. е. безударные гласные. Затем необходимо учить обнаруживать ударные и безударные гласные, хорошо и слышать звуки, определять их характеристики. Поэтому следует включать в уроки следующие упражнения:
1. Назовите гласные звуки в слове «земля». Охарактеризуйте их.
2. Назовите слова, в которых гласные звуки не соответствуют звукам: река, шары, враги.
3. Какой гласный звук никогда не произносится без ударения.
4. В слове «собака» назовите буквы, несоответствующие звукам.
На этом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударный и безударный гласный. На втором этапе работы следует ознакомить со звуковой записью слов. Сначала это обозначение звуков условными значками, принятыми в азбуке. Вначале для отдельных звуков, затем для простейших слов с постепенным усложнением. Важное условие постепенность. Сначала учитель пишет транскрипции сам. Затем дети. Далее усваивается новый способ записи слов- запись с пропусками букв в слабой позиции. Дети должны осознать, что им предстоит учиться находить сильную позицию. Таким образом, первоклассники учатся не выбирать букву, а пока только обнаружить «опасности письма».
На последнем четвёртом этапе учащиеся знакомятся с орфографией как явлением, когда имеется выбор букв. Ребёнок усваивает сущность понятия орфограммы.
Задания на этом этапе могут быть следующие:
1. Подобрать гласную букву так, чтобы получилось слово: д...м(у, о, ы, е), п...л(у, а, я).
2. Записать мену букв в словах: гора, сова, налил.
3. В предложении на месте гласных в слабой позиции записать мену букв: Вет..р с сил...й н...л...та...ет.
Такая система действий удобна тем, что дети сначала учатся определять характеристики звука, его место в слове, позицию, потом решают можно ли писать букву на месте звука или нет. Через некоторое время дети станут записывать слова с пропусками опасных мест сразу на слух.
Списывание, как средство формирования орфографической зоркости.
Известно, что списывание включено в программу обучения только как один из видов упражнений, цель которых-сформировать у детей умение безошибочно копировать текст. Каков же наиболее продуктивный вид списывания? Как определить условия его эффективности?
Первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником предложения целиком. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти, ученику надо будет повторить его целиком.
Второй этап работы-обратить внимание ребёнка на орфографическую форму списывания предложения. Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически, и затем проговорить его, не глядя в текст. Эти два этапа являются подготовительными. На этих этапах можно построить опорные схемы. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Потом составляется схема.
На третьем этапе ребёнку необходимо для усиления орфографической ориентировки необходимо выделить орфограммы.
На четвёртом этапе, можно приступать к записи предложения, обязательно диктуя себе орфографически. Эффективным средством является организация письма в заданном темпе.
На пятом этапе остаётся лишь осуществить действие самоконтроля- проверка и сравнение с образцом, причём и здесь наши подчёркнутые орфограммы помогут, они будут основными контрольными точками.
Алгоритм списывания, предлагаемый П. С. Жедек, выглядит так:
1. Внимательно прочитайте предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори предложение ещё раз, орфографически, проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчёркивая орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Орфографическое чтение, как способ обучения грамотному письму.
Чтобы запомнить слово, ребёнок должен несколько раз его повторить вслух. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии. Многолетняя практика ряда учителей показывала высокую эффективность метода орфографического чтения.
Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Дети легко осваивают орфографическое чтение и самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Орфографическое чтение проводится в классе хором. Когда дети приобретут навык чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова, сочетания слов орфографическим чтением. Если в каком- то слове допускается ошибка, она становится заметна на фоне правильного звучания, тогда слово следует повторить.
Система работы по исправлению ошибок.
Важное звено в обучении правописанию- самостоятельная работа учащегося над ошибками. Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разными. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте, учителю следует каждому ученику выдавать «волшебный квадрат». Квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т. д.. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы.
Затем ребёнка необходимо познакомить с памяткой «Работа над ошибками». В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ.
Самое важное в работе над ошибками- добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:
1. Использование «волшебного квадрата» при самостоятельном нахождении ошибок.
2. Использование цифрового обозначения орфограмм.
3. Дифференцированное исправление ошибок учителем.
4. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.
5. Заполнение пропусков в словах с «дырками», пользуясь цифровым обозначением орфограмм.
6. Использование памятки в работе над ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над ошибками на уроках русского языка.
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Звукобуквенный анализ – фундамент правописанияЛингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
данный материал поможет каждому ученику правильно сделать работу над ошибками...
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....
Работа над ошибками на уроках русского языка
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.Памятка для ученика начальной школы.Большая буква в начале предложения.Выпиши предложение правильно. Придумай и...
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...
Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.
Каждый современный учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески и успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:...
Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)
Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...