Выступление на ШМО "Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке".
методическая разработка (3 класс) на тему

Этот материал может быть использован при подготовке к урокам в начальной школе или выступлению на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_7.odt14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Организация работы со слабоуспевающими  учащимися на уроке»

Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4

А. В. Хрулева

«Организация работы со слабоуспевающими  учащимися на уроке».

 В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

  Специалисты считают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

  Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

  Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему-наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

  Особенности неуспевающих учащихся:

-низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

-отсутствие познавательного интереса;

-не сформированы элементарные организационные навыки;

-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения;

-нет опоры на родителей как союзников учителя;

-отсутствие адекватной самооценки;

  Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины: заболевания;

-педагогическая запущенность;

-частые заболевания;

-пропуски занятий;

-органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления, видеть общее.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребёнок не умеет учиться:

-работать с текстом;

-выделять главное, существенное;

-не может организовать своё время и распределить усилия;

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

-отвлекаемостью;

-подвижностью;

-неусидчивостью.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

-с ребёнком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

-предпочитает пустое времяпровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения.

-со сверстниками;

-учителями;

-отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес.

  Не срабатывают карательные меры(двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

-в поддержке;

-показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

  Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления.

  Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность.

-утомляемость;

-истощаемость;

-медленный темп работы

  Чему учить?

  Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний.

Как учить?

  Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

  Выводы:

  Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

  Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы.

Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

  Для закрепления необходимо более длительное время и большой объём решаемых задач.

Как повысить работоспособность:

-Разнообразить виды деятельности.

Проветривать кабинет.

Проводить физминутки.

  Виды работ со слабоуспевающими учениками.

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

Карточки-тренажёры.

Творческие задания.

Учитель должен:

Знать психическое развитие ребёнка:

-восприятие

-внимание

-память

  Стремиться понять и принять каждого ребёнка. Создать спокойную обстановку.

Уметь встать на позиции ученика.

  В обучении применять:

-опережающее обучение

-различные формы групповой работы

-взаимоопрос

  В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила:

-не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа;

-желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

-следует осторожнее оценивать неудачи ученика

  Необходим дифференцированный подход в обучении.

  Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

-специальных обучающих таблиц;

-карточек -заданий;

-карточек -инструкций

  Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:

-задания по степени трудности;

-индивидуальные задания;

-индивидуальные групповые задания

  Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы.

  Необходимо использовать разнообразные формы и жанры урока:

-урок -игра

-урок -спектакль

-урок -путешествие

  В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения.

  Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно- исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

  Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребёнок должен самореализоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися...

Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах

В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя  со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

По итогам 1 четверти в 3 «А» классе по основным предметам на  критическом уровне находится 15% уч-ся.  Одной из главных причин плохого усвоения учебного материала является неустойчивое, расс...

Выступление на МО Формы работы со слабоуспевающими учащимися

Методические рекомендации по обмену опыта боты на МО...

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке физической культуры.

Очень часто в классах встречаются дети, нарушающие дисциплину, с проблемами в обучении и поведении. Это всегда мешает при проведении урока, как и учителю, так и учащимся. Учителю постоянно приходится ...