Выступление на ШМО "Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке".
методическая разработка (3 класс) на тему
Этот материал может быть использован при подготовке к урокам в начальной школе или выступлению на ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке»
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
А. В. Хрулева
«Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке».
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
Специалисты считают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему-наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Особенности неуспевающих учащихся:
-низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
-отсутствие познавательного интереса;
-не сформированы элементарные организационные навыки;
-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения;
-нет опоры на родителей как союзников учителя;
-отсутствие адекватной самооценки;
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины: заболевания;
-педагогическая запущенность;
-частые заболевания;
-пропуски занятий;
-органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
Учитывать все признаки предмета или явления, видеть общее.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребёнок не умеет учиться:
-работать с текстом;
-выделять главное, существенное;
-не может организовать своё время и распределить усилия;
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
-отвлекаемостью;
-подвижностью;
-неусидчивостью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
-с ребёнком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
-предпочитает пустое времяпровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения.
-со сверстниками;
-учителями;
-отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес.
Не срабатывают карательные меры(двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
-в поддержке;
-показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность.
-утомляемость;
-истощаемость;
-медленный темп работы
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний.
Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы.
Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Для закрепления необходимо более длительное время и большой объём решаемых задач.
Как повысить работоспособность:
-Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Виды работ со слабоуспевающими учениками.
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Карточки-тренажёры.
Творческие задания.
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
-восприятие
-внимание
-память
Стремиться понять и принять каждого ребёнка. Создать спокойную обстановку.
Уметь встать на позиции ученика.
В обучении применять:
-опережающее обучение
-различные формы групповой работы
-взаимоопрос
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила:
-не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа;
-желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
-следует осторожнее оценивать неудачи ученика
Необходим дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-специальных обучающих таблиц;
-карточек -заданий;
-карточек -инструкций
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:
-задания по степени трудности;
-индивидуальные задания;
-индивидуальные групповые задания
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы.
Необходимо использовать разнообразные формы и жанры урока:
-урок -игра
-урок -спектакль
-урок -путешествие
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно- исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребёнок должен самореализоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33741.jpg)
Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах
В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-117197-1349448289.png)
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
По итогам 1 четверти в 3 «А» классе по основным предметам на критическом уровне находится 15% уч-ся. Одной из главных причин плохого усвоения учебного материала является неустойчивое, расс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1395685-1647954289.jpg)
Выступление на МО Формы работы со слабоуспевающими учащимися
Методические рекомендации по обмену опыта боты на МО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-1209348-1584409252.jpg)
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке физической культуры.
Очень часто в классах встречаются дети, нарушающие дисциплину, с проблемами в обучении и поведении. Это всегда мешает при проведении урока, как и учителю, так и учащимся. Учителю постоянно приходится ...