Выступление на педсовете на тему: «Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства»
методическая разработка по теме
Главная цель уроков ИЗО при системно - деятельностном обучении – это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.rar | 239.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Деяновская основная школа Пильнинского муниципального района Нижегородской области
Выступление на педсовете
по теме:
«Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства»
Подготовила: Лапшова Т. Е. учитель нач. классов |
2018 год
Своё выступление я хотела бы начать со слов Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». (слайд 1)
Тема моего доклада «Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства». (слайд 2)
Данная тема актуальна, потому что в современных условиях именно системно – деятельностный подход создаёт основу для получения качественно новых образовательных результатов.
Системно – деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.
Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание».
Главная цель уроков ИЗО при системно - деятельностном обучении – это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Основные задачи это:
- создание атмосферы увлеченности и творчества на каждом уроке;
- развитие компетентной личности путем включения ее в различные виды ценностной человеческой деятельности;
- формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. (слайд 3)
Актуальность реализации системно - деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт. (слайд 4)
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (слайд 5)
Системно-деятельностный подход в рамках уроков ИЗО базируется на следующих принципах:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. Моё мнение такое-то(формирование мировоззрения) (слайд 6)
При системно - деятельностном подходе нам помогут следующие методы обучения:
- словесный;
- информативно – рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
В информативно - рецептивный метод входят следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- образец;
- показ.
В словесном методе используются:
- художественное слово;
- рассказ;
- объяснение;
- беседу.
А репродуктивный метод позволит закрепить навыки детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. (слайд 7)
При использовании этих методов необходимо придерживаться следующих принципов:
- принципа поэтапности, с учетом возрастных особенностей ребенка;
- принципа динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному);
- принципа сравнений (разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развития интереса к поисковой работе с материалами). (слайд 8
Активизировать творческую инициативу учащихся, свободу самовыражения позволят такие типы уроков, как:
- урок – игра;
- урок – образ;
- урок – вернисаж;
- урок – праздник;
- урок - экскурсия. (слайд 9)
Преимущества деятельностного подхода
У обучающихся в наибольшей степени:
- развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе. (слайд 10)
Структура урока в технологии системно- деятельностного подхода
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка учебной задачи.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
V. Первичное закрепление.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII.Р ефлексия деятельности (итог урока).
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (слайд 11)
Мной был проведён открытый урок по изобразительному искусству на тему «Древние Эллады. Вазопись» основанный на системно – деятельностном подходе. При построении урока я пользовалась принципами научности, наглядности, доступности и последовательности. Учитывая уже сформированные УУД и поставленные задачи, я выбрала следующие методы и приёмы обучения. Создание проблемной ситуации (ребус), объяснительно – иллюстративный (объяснение учителя и презентация), решение творческой задачи. Форма работы была фронтальная (почти на всех типах урока) и индивидуальная (во время практической работы). Урок имел межпредметные связи с историей, окружающим миром.
Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом помогло на разных этапах урока.
В конце своего выступления мне хочется обратиться к каждому из вас и сказать:
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
- Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Ведите ученика от собственного опыта к общественному;
- Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйтесь вопросам, но отвечать не спешите;
- Учите анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируйте ученика. (слайд 12)
Спасибо за внимание! (слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС ООО
Данная статья о системно-деятельностном подходе на уроках изобразительного искусства в системе реализации ФГОС ООО...
Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе
Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе...
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.
Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...