Выступление на педсовете на тему: «Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства»
методическая разработка по теме

Татьяна Евгеньевна Лапшова

Главная  цель уроков ИЗО при системно - деятельностном обучении – это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.rar239.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Деяновская основная школа Пильнинского муниципального района Нижегородской области

Выступление на педсовете

по теме:

«Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства»

Подготовила:

Лапшова Т. Е.

учитель нач. классов

2018 год

Своё выступление я хотела бы начать со слов Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». (слайд 1)

Тема моего доклада «Системно – деятельностный подход на уроках изобразительного искусства». (слайд 2)

         Данная тема актуальна, потому что в современных условиях именно системно – деятельностный подход создаёт основу для получения качественно новых образовательных результатов.

Системно – деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.

Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание».

Главная  цель уроков ИЗО при системно - деятельностном обучении – это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Основные задачи это:

  • создание атмосферы увлеченности и творчества на каждом уроке;
  • развитие компетентной личности путем включения ее в различные виды ценностной человеческой деятельности;
  •  формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. (слайд 3)

Актуальность реализации системно - деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый  федеральный государственный стандарт. (слайд 4)

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (слайд 5)

Системно-деятельностный подход в рамках уроков ИЗО базируется на следующих принципах:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. Моё мнение такое-то(формирование мировоззрения) (слайд 6)

При системно - деятельностном подходе нам помогут следующие методы обучения:

  • словесный;
  • информативно – рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

    В информативно - рецептивный метод входят следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • образец;
  • показ.

     В словесном методе используются:

  • художественное слово;
  •  рассказ;
  • объяснение;
  • беседу.

 А репродуктивный метод позволит закрепить навыки детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. (слайд 7)

При использовании этих методов необходимо   придерживаться следующих принципов:

  • принципа поэтапности, с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • принципа динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному);
  • принципа сравнений (разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развития интереса к поисковой работе с материалами). (слайд 8

Активизировать творческую инициативу учащихся, свободу самовыражения позволят такие типы уроков, как:

  • урок – игра;
  • урок – образ;
  • урок – вернисаж;
  • урок – праздник;
  • урок - экскурсия. (слайд 9)

Преимущества деятельностного подхода

У обучающихся в наибольшей степени:

  • развиваются навыки самостоятельной работы;
  • формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
  • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе. (слайд 10)

Структура урока  в   технологии  системно- деятельностного подхода

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной задачи.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

V. Первичное закрепление.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII.Р ефлексия деятельности (итог урока).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (слайд 11)

Мной был проведён открытый урок  по изобразительному искусству на тему «Древние Эллады. Вазопись» основанный на системно – деятельностном подходе.  При построении урока я пользовалась  принципами научности, наглядности, доступности и последовательности. Учитывая уже сформированные УУД и поставленные задачи, я выбрала следующие методы и приёмы обучения. Создание проблемной ситуации (ребус), объяснительно – иллюстративный (объяснение учителя и презентация), решение творческой задачи. Форма работы была фронтальная (почти на всех типах урока) и индивидуальная (во время практической работы). Урок имел межпредметные связи с историей, окружающим миром.

Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом помогло на разных этапах урока.

        В конце своего выступления мне хочется обратиться к каждому из вас и сказать:

Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

  • Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Ведите ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйтесь вопросам, но отвечать не спешите;
  • Учите анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируйте ученика. (слайд 12)

Спасибо за внимание! (слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС ООО

Данная статья  о  системно-деятельностном подходе на уроках изобразительного искусства в системе реализации ФГОС ООО...

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях изобразительного искусства в начальной школе...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...