Доклад "Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС"
материал по теме
Эффективность урока - стимул учителя и ученика, доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_struktury_uroka_v_nachalnoy_shkole_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования»
Методический совет
ДОКЛАД
Особенности структуры урока
в начальной школе в соответствии с ФГОС
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и
заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1)Уроки «открытия» нового знания;
2)Уроки отработки умений и рефлексии;
3)Уроки общеметодологической направленности;
4)Уроки развивающего контроля.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление.
.VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VIII этап. Физкультминутка.
IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Х. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Рассмотрим каждый этап.
I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
-у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
-включение детей в деятельность;
-выделение содержательной области.
Приёмы работы:
-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
-девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
-самопроверка домашнего задания по образцу.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) - (4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
-актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
-создание проблемной ситуации;
-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут)
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.
-Способы: диалог, групповая или парная работа.
-Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
-Выведение алгоритма.
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Способы: фронтальная работа, работа в парах.
-Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
- Выполняется письменно.
- Методы: самоконтроль, самооценка.
VIII этап. Физкультминутка.
IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Х. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты) - ( итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Вопросы:
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
Что же характерно для современного урока?
Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
- В чём новинка?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Приложение.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.Три постулата заложены в основание новой технологии урока; уро...
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика,...
Доклад на МО Тема: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС».
Урок - главная состовляющая часть учебного процесса. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения с...
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС
Данная презентация была подготовлена для выступления на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме "Требования к современному уроку "...
«Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС».
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебн...