Доклад на тему "Роль дидактических игр во второй младшей группе"
методическая разработка по теме

Султанова Асель Мергалымовна

Доклад Роль дидактических игр во второй младшей группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Султанова А.М.

Воспитатель группы общеразвивающей

 направленности детей 4 года жизни

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Роль дидактических игр во второй младшей группе.

1 слайд.

Дидактические игры — деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки. Игра для дошкольников — способ познания окружающего.

2 слайд.

  Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

3 слайд.  

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

Подбора разнообразных игр не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. На таких занятиях необходимо чередование.

Например  на  занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. На одном можно провести дидактическую игру, а на другом — упражнение с дидактическим материалом.

На занятия по математике. В одну неделю можно дать дидактическую игру, а во вторую — упражнение с дидактическим материалом.

На прогулках

Во второй половине дня.

Два раза в неделю необходимо проводить самостоятельные дидактические игры с целью разучивания новых игр и приучения детей играть небольшими группками.

4 слайд.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

 Во второй младшей группе дети учатся правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).
Дети 3-4 лет  должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки.

В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем,

5 слайд.

 например, в играх «Что в мешочке», «Спрячь шарик в ладошках», «Что изменилось» и др.
Такие дидактические игры как: «Ку-ка-ре-ку», «Малыши», «Домашние животные»,  помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются.

С целью закрепления знаний об овощах и фруктах могут быть проведены дидактические игры «Кубики» с нарисованными на них овощами и фруктами, «Растет, цветет и зреет», «Сбор грибов» и др.

6 слайд.

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: «один» и «много»; о равенстве предметов, понимать выражения: столько — сколько, поровну, по одному — много, ни одного.

Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше.

Определять форму: круг, квадрат, треугольник.

Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.
Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня. Такие игры как: «Найди игрушку», «Чудесный мешочек», «Сбор грибов».

Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия.

7 слайд.

 Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно — вне занятий.
Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя. С детьми мы играем не только в дидактические игры, но и во множество других. Среди них и сюжетно-ролевые игры.

Как вы думаете, чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр?
Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома.

В сюжетно-ролевой же игре вся структура игры придумывается самими детьми.
Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей.

Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр — это время после дневного отдыха детей. В это время дети будут бодрыми, активными. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. «Определи на вкус», или «Какую игрушку спрятали».

Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой опыт совместных игр. Воспитатель, зная хорошо индивидуальные особенности детей, может разделить их на группы (по желанию).

Так, например, четверо детей будут разбирать и собирать башенки, вместе играть в настольно-печатную игру (на закрепление знаний овощей).

 С остальными воспитательница может играть сама в дидактическую игру «Подбери пару», направленную на закрепление цвета. Каждому ребенку на руке в виде браслета завязывается лента. Дети бегают, затем по сигналу воспитателя встают в круг так, чтобы ленты соседей были одинакового цвета. Вначале может быть много ошибок, а при повторении их будет становиться все меньше и меньше. Затем дети могут играть самостоятельно, без воспитателя меняться лентами.
Самостоятельные дидактические игры можно проводить не только во вторую половину дня. Для детей младших групп утром, до занятий, можно подобрать дидактический материал и игрушки на закрепление знаний цвета, формы и размера. Даются обычно те игрушки, которые детям знакомы, и они умеют ими играть. Много давать игрушек не следует, так как ребенку этого возраста хочется взять себе всего побольше. Из-за этого могут возникнуть ссоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей второй младшей группы

Развитие речи детей, запоминания цвета, формы, размера! разучивание название домашних животных и т.д....

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Сценарий праздника с детьми второй младшей группы Тема: «Новоселье в новой группе»

Цель:Максимально облегчить процесс адаптации в новой группе, установить добрые, доверительные отношения для дальнейшего сотрудничества детского сада и родителей.Задачи:1. Облегчить процесс адапта...

Презентация на тему: "Роль дидактических игр во второй младшей группе"

Презентация на тему: "Роль дидактических игр во второй младшей группе"...

Доклад на тему: "Роль группы продленного дня в образовательном процессе"

Основная задача групп продлённого дня использовать все материально-технические и организационно-педагогические возможности учебного учреждения для развития интересов, индивидуальных склонностей и спос...

Конспект занятия во второй младшей группе Тема «Сравнение двух групп предметов».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Снежная вьюга - завируха». Возраст: вторая младшая группа.

Задача воспитателя научить, либо показать, или дополнить знания и умения маленького ребенка.Для это мы ставим цели и задачиЦель: Учить детей создавать узор из волнистых линий.Задачи:- показать детям в...