ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
методическая разработка по теме

Исследовательская и проектная деятельность 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим.

Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения

  1. Выработка гипотез.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».

  1. Поиск путей решения 

Обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов. Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

  1. Формулирование выводов

Обобщение, классификация, систематизация. Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов)

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.

  1. Доклад

Публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. (Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях на праздниках, выставках достижений).

  1. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.


Предварительный просмотр:

Мероприятия исследовательского характера для младших школьников

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков. Конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба. Создатели лучших исследовательских работ будут награждены дипломами и сертификатами конкурса «Свет познания – весна 2018».

https://open-hands.ru/svet-poznaniya

  1. Конкурсы для школьников 2017-2018 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. Международный конкурс научно-исследовательских работ учащихся  International competition «the big progress» | «Большой прогресс»  15 июня 2018 г. | paris - france

В настоящем конкурсе могут принимать участие ученики всех видов школ, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области науки.  Возраст участников от 7 до 16 лет

http://visioneuromedia.com/big-progress.html

  1. Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»

Цели и задачи Конкурса.

Содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

 Участники Конкурса.

Обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.

http://obrazshkola.ru/?page_id=839

  1. XIII Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

https://chel-nou.ru/2018/02/



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ по экологии:

  1. Как спасти нашу реку?
  2. Какую воду мы пьём
  3. Каким воздухом мы дышим
  4. Охранять природу - значит охранять мир
  5. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  6. Экология нашего водоёма

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  1. Если хочешь быть здоров
  2. Здоровый образ жизни
  3. История лыж
  4. Мой режим питания

Темы исследовательских работ по математике:

11.Единицы измерения в Древней Руси.

12.Задачи в рисунка.

13.Задачи для внимательных и сообразительных.

  1. Задачи на свежем воздухе
  2. Задачи-сказки
  3. Искусство отгадывать числа
  4. Как быстро выучить таблицу умножения
  5. Как хорошо уметь считать!
  6. Таблица умножения на пальцах

Темы исследовательских работ по музыке:

20."Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).

21.Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).

22.Видение музыки через рисунок.

     23.История происхождения балалайки.

     24. Ложки как музыкальный инструмент.

25. Сергей Прокофьев. Музыка для детей.

  1. Сказка в музыке.
  2.  Частушки про цифры.



Предварительный просмотр:

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема.
  • Проектирование (планирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы

Алгоритм проектной деятельности.

  1. Представление темы проекта

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.

  1. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

  1. Формулировка подтем (мелких проблем) 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы.

  1. Планирование работы

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

  1. Осуществление проекта

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

  1. Представление проекта

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

  1. Оценка проекта. 



Предварительный просмотр:

Мероприятия проектного характера для младших школьников

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум».

Цель конкурса проектов учащихся.

Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

  1. Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "горизонты открытий 2018"

http://school-projects.ru/portal/competitions

  1. Проект «Познание» Проект "Познание" проводит конкурс среди школьников "Герои-земляки."

http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/meropriyatiya/prevu?razdel=dlya_shkolnikov

  1. VII областной фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» 

 http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2018/02/Informacionnoe-pismo-1.pdf

Цель фестиваля-конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Для детей младшего школьного возраста работы классифицируются по следующим секциям: ∙ Красота своими руками; ∙ Я и мой компьютер; ∙ Зеленая планета; ∙ Азбука здоровья;∙ Мой родной край; ∙ Живое слово; ∙ Удивительное рядом; ∙ Сделаем мир лучше!

  1.  Международный проект «SMART PLANET» - http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3855&Itemid=2452 

   Проект «SMART PLANET»:

–  это конкурсы-олимпиады тестового типа для учащихся с 1 по 11 класс;

– это увлекательные задания, доступные каждому ребёнку;

      – это удобный современный проект, который не требует особых усилий со стороны педагогов и родителей: задания выполняются в течение 45 минут;

–  это быстрый результат: итоги конкурса подводятся через сутки после его проведения;

–  это недорогой конкурс: стоимость конкурса для одного учащегося – 50-100 рублей;



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников

Социальные:

1. «Ветеран живёт рядом».

2. «Азбука безопасности. Правила дорожного движения».

3. «Как попросить о помощи?»

4. «Быть добрым – просто!».

5. Что значит «помочь»?

Творческие проекты:

  1. «Сказкотерапия»
  2. «Календарь дней рождений»
  3. «Наши традиции»
  4. «Книга загадок»
  5. «Волшебная бумага»

Учебные:

  1. Как найти решение задачи
  2. Как разрезать пирог?
  3. Как велик миллион?
  4. Как измерить время?
  5. Как измерить расстояние между родственниками.

Информационные проекты:

  1. «Города - герои»
  2. «Пять самых редких птиц на планете»
  3. «Чудеса света»
  4. «Самые большие аквариумы мира»

Исследовательские проекты:

  1. «Зачем растениям нужна вода»
  2. «Почему листья зеленые?»
  3. «Как двигаются насекомые»
  4. «Камни Южного Урала»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Журнал «Школьная педагогика» №4 (7); статья: «Проектная деятельность в начальной школе»
  2. Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»  Н. В. Иванова, Г. Н. Марунина. - Москва : АРКТИ, 2011. - 125, [1] с. : ил.; 21 см. - (Начальная школа).; ISBN 978-5-89415-853-2
  3. Пахомова Н.Ю. «Учебные проекты: методология поиска»
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  5. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...