ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
методическая разработка по теме
Исследовательская и проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_issledovatelskoy_raboty.docx | 33.96 КБ |
meropriyatiya_issledovatelskogo_har.docx | 31.11 КБ |
temy_issledovatelskih_rabot.docx | 28.46 КБ |
algoritm_vypolneniya_proekta_s_mladshimi_shkolnikami.docx | 29.64 КБ |
meropriyatiya_proektnogo_haraktera.docx | 31.03 КБ |
temy_proektov.docx | 27.42 КБ |
spisok_rekomenduemoy_literatury.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
- Выделение и постановка проблемы.
На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим.
Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения
- Выработка гипотез.
Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».
- Поиск путей решения
Обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов. Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».
Важно помнить следующие моменты:
- планирование работы;
- работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);
Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
- Формулирование выводов
Обобщение, классификация, систематизация. Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.
- Представление результатов исследовательской деятельности
Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:
1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов)
2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.
- Доклад
Публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. (Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях на праздниках, выставках достижений).
- Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Мероприятия исследовательского характера для младших школьников
- Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»
Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков. Конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба. Создатели лучших исследовательских работ будут награждены дипломами и сертификатами конкурса «Свет познания – весна 2018».
https://open-hands.ru/svet-poznaniya
- Конкурсы для школьников 2017-2018 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
http://pedakademy.ru/?page_id=119
- Международный конкурс научно-исследовательских работ учащихся International competition «the big progress» | «Большой прогресс» 15 июня 2018 г. | paris - france
В настоящем конкурсе могут принимать участие ученики всех видов школ, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области науки. Возраст участников от 7 до 16 лет
http://visioneuromedia.com/big-progress.html
- Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»
Цели и задачи Конкурса.
Содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
Участники Конкурса.
Обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.
http://obrazshkola.ru/?page_id=839
- XIII Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ по экологии:
- Как спасти нашу реку?
- Какую воду мы пьём
- Каким воздухом мы дышим
- Охранять природу - значит охранять мир
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Экология нашего водоёма
Темы исследовательских работ по физкультуре:
- Если хочешь быть здоров
- Здоровый образ жизни
- История лыж
- Мой режим питания
Темы исследовательских работ по математике:
11.Единицы измерения в Древней Руси.
12.Задачи в рисунка.
13.Задачи для внимательных и сообразительных.
- Задачи на свежем воздухе
- Задачи-сказки
- Искусство отгадывать числа
- Как быстро выучить таблицу умножения
- Как хорошо уметь считать!
- Таблица умножения на пальцах
Темы исследовательских работ по музыке:
20."Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
21.Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
22.Видение музыки через рисунок.
23.История происхождения балалайки.
24. Ложки как музыкальный инструмент.
25. Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
- Сказка в музыке.
- Частушки про цифры.
Предварительный просмотр:
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
- Проблема.
- Проектирование (планирование).
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы
Алгоритм проектной деятельности.
- Представление темы проекта
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.
- Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
- Формулировка подтем (мелких проблем)
Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы.
- Планирование работы
В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
- Осуществление проекта
Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
- Представление проекта
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
- Оценка проекта.
Предварительный просмотр:
Мероприятия проектного характера для младших школьников
- Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум».
Цель конкурса проектов учащихся.
Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности.
http://obrazshkola.ru/?page_id=840
- Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "горизонты открытий 2018"
http://school-projects.ru/portal/competitions
- Проект «Познание» Проект "Познание" проводит конкурс среди школьников "Герои-земляки."
http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/meropriyatiya/prevu?razdel=dlya_shkolnikov
- VII областной фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир»
http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2018/02/Informacionnoe-pismo-1.pdf
Цель фестиваля-конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Для детей младшего школьного возраста работы классифицируются по следующим секциям: ∙ Красота своими руками; ∙ Я и мой компьютер; ∙ Зеленая планета; ∙ Азбука здоровья;∙ Мой родной край; ∙ Живое слово; ∙ Удивительное рядом; ∙ Сделаем мир лучше!
- Международный проект «SMART PLANET» - http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3855&Itemid=2452
Проект «SMART PLANET»:
– это конкурсы-олимпиады тестового типа для учащихся с 1 по 11 класс;
– это увлекательные задания, доступные каждому ребёнку;
– это удобный современный проект, который не требует особых усилий со стороны педагогов и родителей: задания выполняются в течение 45 минут;
– это быстрый результат: итоги конкурса подводятся через сутки после его проведения;
– это недорогой конкурс: стоимость конкурса для одного учащегося – 50-100 рублей;
Предварительный просмотр:
Список примерных тем проектов для младших школьников
Социальные:
1. «Ветеран живёт рядом».
2. «Азбука безопасности. Правила дорожного движения».
3. «Как попросить о помощи?»
4. «Быть добрым – просто!».
5. Что значит «помочь»?
Творческие проекты:
- «Сказкотерапия»
- «Календарь дней рождений»
- «Наши традиции»
- «Книга загадок»
- «Волшебная бумага»
Учебные:
- Как найти решение задачи
- Как разрезать пирог?
- Как велик миллион?
- Как измерить время?
- Как измерить расстояние между родственниками.
Информационные проекты:
- «Города - герои»
- «Пять самых редких птиц на планете»
- «Чудеса света»
- «Самые большие аквариумы мира»
Исследовательские проекты:
- «Зачем растениям нужна вода»
- «Почему листья зеленые?»
- «Как двигаются насекомые»
- «Камни Южного Урала»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
- Журнал «Школьная педагогика» №4 (7); статья: «Проектная деятельность в начальной школе»
- Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие» Н. В. Иванова, Г. Н. Марунина. - Москва : АРКТИ, 2011. - 125, [1] с. : ил.; 21 см. - (Начальная школа).; ISBN 978-5-89415-853-2
- Пахомова Н.Ю. «Учебные проекты: методология поиска»
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Презентация к статье "Как мы работали над внеклассным мероприятием с элементами исследовательской и проектной деятельности "Берёза - символ России"
Презентация к статье...
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...