ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
учебно-методический материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками
- Выделение и постановка проблемы
Тема исследования – следуем его интересами.
На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц.опрос и т.д) и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим.
- Выработка гипотез
Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов: предположим, допустим, возможно.
- Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)
Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».
Важно помнить следующие моменты:
- планирование работы;
- работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари);
- опыты и эксперименты;
- наблюдения (как способ получения ответов на вопросы);
- проведение анкет, опросов, интервью, и т.д.
- Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)
Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.
- Представление результатов исследовательской деятельности.
Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:
- отчеты (устные, письменные)
- презентации, макеты, сборники и др.;
- Завершающий этап исследовательской работы – это защита.
Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях (на праздниках, выставках достижений)
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Cвет познания – весна 2018»
Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
Наш конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.
https://open-hands.ru/svet-poznaniya
Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:
Научно-исследовательские работы принимаются по следующим номинациям:
• Астрономия и космонавтика;
• Физика;
• Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство;
• Математика и информационные технологии;
• Биология, зоология;
• Экология;
• История;
• Краеведение;
• География, этнография;
• Лингвистика (языки: русский, английский);
• Литературоведение;
• Искусствоведение;
• Здравоохранение;
• Социология;
• Право;
• Экономика;
• Философия.
Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.
ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:
а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.
http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея
- Международный конкурс научно-исследовательских работ учащихся «Большой прогресс»
1. Категории участников
1.1 В настоящем конкурсе могут принимать участие ученики всех видов школ, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области науки.
1.2 Возраст участников от 7 до 16 лет
1.3 Каждая работа должна иметь научного руководителя.
2. Цели конкурса.
2.1 Цели международного конкурса: выявление одаренных школьников и содействие в становлении исследовательских качеств личности современного школьника.
3. Правила.
3.1 На конкурс научно-исследовательских работ могут быть представлены работы освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее факты и стороны в данных областях наук.
3.2 Компьютерные модели и работы с экономически-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.
3.3 Не допускаются к конкурсу работы нарушающие нормы международного права, или нарушающие права и свободы людей, либо допуск учащихся к аппаратуре, не отвечающей стандартам безопасности, а также жестокое обращение с животными.
3.4 Не допускаются к конкурсу работы, в которых используются вредные для жизни и здоровья вещества.
http://visioneuromedia.com/big-progress.html
- Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»
Формирование умений самостоятельно добывать и применять знания, готовность самостоятельно находить решение учебных задач, успешнее всего осуществляется в процессе исследовательской деятельности школьников и студентов. Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.» через исследовательскую деятельность призван способствовать формированию универсальных учебных действий, обеспечивать достижение предметных метапредметных и личностных результатов учащихся, развитие и уточнение образовательных и профессиональных планов школьников и студентов.
Исследование — это поиск в определенной области, который завершается получением каких-либо сведений по выдвинутой гипотезе, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы.
Цели и задачи конкурса исследовательских работ
содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
http://obrazshkola.ru/?page_id=839
- Конкурс “Исследовательские работы и проекты”
Цель конкурса – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности и формирование интереса к исследовательской, проектной и творческой деятельности.
Основными задачами конкурса являются:
- Способствование развития творческой исследовательской активности.
- Стимулирование развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
- Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности преподавателей, поиск новых форм и методов образования.
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ для начальных классов.
- Автомобили современные и старинные
- Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
- Профессии нашей мечты
- Магия цвета
- Шоколад – вред или польза
- Аквариум и его обитатели
- Профессии наших родителей
- Лента времени моей семьи.
- Семейные традиции.
- Семейные реликвии.
- «История моей улицы»;
- «Что я могу сделать с мусором?».
- «Вода и ее значение для жизни человека»
- «Мир растений родного края»;
- «Мир животных родного края»;
- "Значение разнообразного питания"
- «Почему не тонут корабли (исследовательская работа)»
- Что мы знаем о мёде?"
- «Разнообразие водоемов родного края»;
- "Зачем животным нужны хвосты"
- «Откуда в хлебе столько дырочек?»
- «Может ли магнит потерять свою силу?»
- Плесень – опасная или добрая соседка?
- Как экономить электроэнергию дома?
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
I этап | 1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта. | |
II этап | 4.Помогает в решении задачи. 5.Помогает спланировать деятельность. 6.Организует деятельность. | 5.Объединение детей в рабочие группы. 6.Распределение амплуа. | |
III этап | 7.Практическая помощь (по необходимости). 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков. | |
IV этап | 9.Подготовка к презентации. Презентация. | 8.Продукт деятельности готовят к презентации. 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Предварительный просмотр:
Список конкурсов проектных работ в начальной школе
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
http://pedakademy.ru/?page_id=119
- Конкурс “Исследовательские работы и проекты”
Цель конкурса – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности и формирование интереса к исследовательской, проектной и творческой деятельности.
Основными задачами конкурса являются:
• Способствование развития творческой исследовательской активности.
• Стимулирование развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
• Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности преподавателей, поиск новых форм и методов образования.
- Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»
Любой проект — будь то исследовательский, социальный, научный или инновационный — направлен на создание продукта, т.е того, чего еще не существует. Продуктом в этом случае в зависимости от типа реализуемого проекта может стать материальный объект, компьютерная программа, социальный эффект и т.д.
Проектирование является «взрослым» инструментом реализации поставленных задач и открывает для школьника «окно в большую жизнь», позволяя в процессе проектной деятельности освоить главные приемы, которыми пользуются в профессиональной деятельности специалисты.
Любой образовательный проект направлен на решение конкретных задач (разработка модели чего-либо, создание продукта, выработка определенного общественного мнения и т.п.), поэтому для учащихся важно уметь целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, а по достижении результата — оценить практическую значимость и соответствие реального и планируемого продукта.
Проектные работы могут включать в себя этап исследования (исследовательскую составляющую).
Для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.
Цель конкурса проектов учащихся
Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности.
Предмет конкурса проектных работ
Исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.
http://obrazshkola.ru/?page_id=840
- 1-й Всероссийский конкурс ученических проектных работ «Классный проект»
Проектная деятельность в школе, позволяющая учащимся приобретать практически значимые навыки и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем, имеет большое значение.
- Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж»
Форматы и этапы проведения конкурса
Направления: бизнес-информатика, востоковедение, культурология, лингвистика, медиакоммуникации, право, предпринимательство, психология, реклама и связи с общественностью, социология, технические и инженерные науки, управление в государстве и бизнесе, философия, экономика
Формат: подготовка и защита исследования или проекта
Этапы: два этапа – первый (заочный) и второй (очный в Москве)
https://olymp.hse.ru/projects/
Предварительный просмотр:
Темы проектов для учащихся начальной школы:
Социальные:
- Ветеран живёт рядом.
- Дорожная азбука.
- Зимняя сказка
- Книжкин дом.
- Предновогодние чудеса.
Творческие:
- Что можно сделать из бумажной салфетки?
- Куда иголочка, туда и ниточка.
- Декоративная лепка.
- Аппликация мультипликационных персонажей.
- Повесть о глине.
- Коллаж из ткани.
- Сувениры из подручного (природного) материала.
Учебные:
- Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
- «Сборник логических задач по математике».
- «Физкультминутки на переменах»
- «Буквы, исчезнувшие из алфавита».
- «Альбом: «Часовые пояса».
Исследовательские:
- Что за гриб на тонкой ножке?
- Кто такие змеи?
- Дельфины - самая интересная загадка природы.
- Может ли собака помогать по дому?
- Далеко ли от нас до Солнца?
Информационные:
- Дед Мороз: разные лики знаменитого старца.
- Как правильно заваривать чай?
- Каким был первый фотоаппарат?
- Какими способами выбрать спелый арбуз?
- Книги: вчера, сегодня, завтра.
- Тайна маленькой батарейки
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».
- Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-18895-1475827855.jpg)
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/23/picture-26584.jpg)
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Презентация к статье "Как мы работали над внеклассным мероприятием с элементами исследовательской и проектной деятельности "Берёза - символ России"
Презентация к статье...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65794.jpg)
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44312.jpg)
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/11/picture-732205-1452482973.jpg)
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...