ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
учебно-методический материал по теме

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

  1. Выделение и постановка проблемы

Тема исследования – следуем его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц.опрос и т.д) и  конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим.

  1. Выработка гипотез

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов: предположим, допустим, возможно. 

  1. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари);
  • опыты и эксперименты;
  • наблюдения (как способ получения ответов на вопросы);
  • проведение анкет, опросов, интервью, и т.д.
  1. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности.

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

  • отчеты (устные, письменные)
  • презентации, макеты, сборники и др.;
  1. Завершающий этап исследовательской работы – это защита.

Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях (на праздниках, выставках достижений)



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников:

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Cвет познания – весна 2018»

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Наш конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.

https://open-hands.ru/svet-poznaniya

  1. Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:

Научно-исследовательские работы принимаются по следующим номинациям:

   • Астрономия и космонавтика;
   • Физика;
   • Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство;
   • Математика и информационные технологии;
   • Биология, зоология;
   • Экология;
   • История;
   • Краеведение;
   • География, этнография;
   • Лингвистика (языки: русский, английский);
   • Литературоведение;
   • Искусствоведение;
   • Здравоохранение;

   • Социология;
   • Право;
   • Экономика;
   • Философия.

Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.

ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:

а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея

  1. Международный конкурс научно-исследовательских работ учащихся «Большой прогресс»

1.     Категории участников

1.1   В настоящем конкурсе могут принимать участие ученики всех видов школ, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области науки.

1.2   Возраст участников от 7 до 16 лет

1.3   Каждая работа должна иметь научного руководителя.

2.     Цели конкурса.

2.1 Цели международного конкурса: выявление одаренных школьников и содействие в становлении исследовательских качеств личности современного школьника.

3.     Правила.

3.1   На конкурс научно-исследовательских работ могут быть представлены работы освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее факты и стороны в данных областях наук.

3.2   Компьютерные модели и работы с экономически-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.

3.3   Не допускаются к конкурсу работы нарушающие нормы международного права, или нарушающие права и свободы людей, либо допуск учащихся к аппаратуре, не отвечающей стандартам безопасности, а также жестокое обращение с животными.

3.4   Не допускаются к конкурсу работы, в которых используются вредные для жизни и здоровья вещества.

http://visioneuromedia.com/big-progress.html

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»

Формирование умений самостоятельно добывать и применять знания, готовность самостоятельно находить решение учебных задач, успешнее всего осуществляется в процессе исследовательской деятельности школьников и студентов. Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.» через исследовательскую деятельность призван способствовать формированию универсальных учебных действий, обеспечивать достижение предметных метапредметных и личностных результатов учащихся, развитие и уточнение образовательных и профессиональных планов школьников и студентов.

Исследование — это поиск в определенной области, который завершается получением каких-либо сведений по выдвинутой гипотезе, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы.

Цели и задачи конкурса исследовательских работ

содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

http://obrazshkola.ru/?page_id=839

  1. Конкурс “Исследовательские работы и проекты”

Цель конкурса – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности и формирование интереса к исследовательской, проектной и творческой деятельности.

Основными задачами конкурса являются:

  • Способствование развития творческой исследовательской активности.
  • Стимулирование развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
  • Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности преподавателей, поиск новых форм и методов образования.

http://dk-talant.ru/?p=101



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для начальных классов.

  1. Автомобили современные и старинные
  2. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  3. Профессии нашей мечты
  4. Магия цвета
  5. Шоколад – вред или польза
  6. Аквариум и его обитатели
  7. Профессии наших родителей
  8. Лента времени моей семьи.
  9. Семейные традиции.
  10. Семейные реликвии.
  11.  «История моей улицы»;
  12.   «Что я могу сделать с мусором?».
  13.  «Вода и ее значение для жизни человека»
  14. «Мир растений родного края»;
  15. «Мир животных родного края»;
  16. "Значение разнообразного питания"
  17. «Почему не тонут корабли (исследовательская работа)»
  18. Что мы знаем о мёде?"
  19. «Разнообразие водоемов родного края»;
  20. "Зачем животным нужны хвосты"
  21. «Откуда в хлебе столько дырочек?»
  22. «Может ли магнит потерять свою силу?»
  23. Плесень – опасная или добрая соседка?
  24. Как экономить электроэнергию дома?



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. 

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов проектных работ в начальной школе

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. Конкурс “Исследовательские работы и проекты”

Цель конкурса – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности и формирование интереса к исследовательской, проектной и творческой деятельности.

Основными задачами конкурса являются:

•        Способствование развития творческой исследовательской активности.

•        Стимулирование развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам.

•        Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности преподавателей, поиск новых форм и методов образования.

http://dk-talant.ru/?p=101

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

Любой проект — будь то исследовательский, социальный, научный или инновационный — направлен на создание продукта, т.е того, чего еще не существует. Продуктом в этом случае в зависимости от типа реализуемого проекта может стать материальный объект, компьютерная программа, социальный эффект и т.д.

Проектирование является «взрослым» инструментом реализации поставленных задач и открывает для школьника «окно в большую жизнь», позволяя в процессе проектной деятельности освоить главные приемы, которыми пользуются в профессиональной деятельности специалисты.

Любой образовательный проект направлен на решение конкретных задач (разработка модели чего-либо, создание продукта, выработка определенного общественного мнения и т.п.), поэтому для учащихся важно уметь целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, а по достижении результата — оценить практическую значимость и соответствие реального и планируемого продукта.

Проектные работы могут включать в себя этап исследования (исследовательскую составляющую).

Для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.

Цель конкурса проектов учащихся

Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности.

Предмет конкурса проектных работ

Исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

  1. 1-й Всероссийский конкурс ученических проектных работ «Классный проект»

Проектная деятельность в школе, позволяющая учащимся приобретать практически значимые навыки и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем, имеет большое значение.

https://pedsovet.org/konkursi/2017/1-y-vserossiyskiy-konkurs-uchenicheskih-proektnyh--rabot--klassnyy-proekt

  1. Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж»

Форматы и этапы проведения конкурса

Направления: бизнес-информатика, востоковедение, культурология, лингвистика, медиакоммуникации, право, предпринимательство, психология, реклама и связи с общественностью, социология, технические и инженерные науки, управление в государстве и бизнесе, философия, экономика

Формат: подготовка и защита исследования или проекта

Этапы: два этапа – первый (заочный) и второй (очный в Москве)

https://olymp.hse.ru/projects/



Предварительный просмотр:

Темы проектов для учащихся начальной школы:

Социальные:

  1. Ветеран живёт рядом.
  2. Дорожная азбука.
  3. Зимняя сказка
  4. Книжкин дом.
  5. Предновогодние чудеса.

Творческие:

  1. Что можно сделать из бумажной салфетки?
  2. Куда иголочка, туда и ниточка.
  3. Декоративная лепка. 
  4. Аппликация мультипликационных персонажей.
  5. Повесть о глине.
  6. Коллаж из ткани.
  7. Сувениры из подручного (природного) материала. 

Учебные:

  1. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
  2. «Сборник логических задач по математике».
  3. «Физкультминутки на переменах»
  4. «Буквы, исчезнувшие из алфавита».
  5. «Альбом: «Часовые пояса».

Исследовательские:

  1. Что за гриб на тонкой ножке?
  2. Кто такие змеи? 
  3. Дельфины - самая интересная загадка природы. 
  4. Может ли собака помогать по дому?
  5. Далеко ли от нас до Солнца?

Информационные:

  1. Дед Мороз: разные лики знаменитого старца.
  2. Как правильно заваривать чай?
  3. Каким был первый фотоаппарат?
  4. Какими способами выбрать спелый арбуз?
  5. Книги: вчера, сегодня, завтра.
  6. Тайна маленькой батарейки


Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
  2. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
  3. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».
  4. Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
  6. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.
  7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...