ПК 4.2.
учебно-методический материал по теме

Фомина Анастасия Сергеевна

Создавать в кабинете предметно - развивающую среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к кабинету начальных классов как базы для успешного выполнения образовательной программы

1. Общие требования.

1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

  • Приказ об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета; хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно-правовая документация).
  • Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация).
  • Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
  • Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
  • Правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления).
  • Правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления).
  • Акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
  • Протокол решения методической совета школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
  • План работы кабинета на учебный год и перспективу (хранится в папке «Паспорт кабинета»).

1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

1.4. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.

1.5. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.

1.6. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.

1.7. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

1.8. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.

1.9. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и др. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

1.10. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы.

  • Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.
  • Разработка, и внедрение образовательной программы школы (по профилю учебного кабинета).
  • Внедрение методики развивающего обучения.
  • Развитие программы школы по выбору.
  • Дифференциация обучения.
  • Гуманизация обучения.
  • Личностно-ориентированное обучение.

3. Оценка деятельности кабинета за учебный год.

  • Самооценка учителей. Оценка учащимися.
  • Оценка методического объединения, методического совета.
  • Выводы по дальнейшей работе кабинета.
  • Аттестация учебного кабинета (подготовка к следующему учебному году).

4. Требования к кабинету начальных классов.

Кабинет начальных классов должен удовлетворять следующим требованиям:

4.1. Кабинет начальных классов должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

4.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:

  • Картами
  • Картинами
  • Таблицами
  • Техническими средствами обучения.

4.3. В кабинете начальных классов должны быть экспозиционные материалы.

Отражающие события внутренней и внешней жизни.

Организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

Уголок по изучению своего края.

4.4. В кабинете должна иметься литература:

  • Справочная.
  • Научно-популярная.
  • Учебники.
  • Научно-методические пособия.
  • Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.
  • Подборки олимпиадных заданий и т.д.

4.5. В кабинете начальных классов средства обучения должны быть систематизированы:

  • По видам (карты, схемы, таблицы и т.п.)
  • По классам

4.5. В кабинете должны находиться раздаточные материалы:

  • Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.
  • Для проверки знаний, умений (карточки-задания).
  • Для подготовки опережающих заданий.

4.7. Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ»

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОГО

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТА № 6

Начального образования

Дата оформления паспорта:

19 Февраля  2018 г

ФИО заведующего кабинетом: Клинк Надежда Евгеньевна

Учебная площадь: 48 кв.м

Число посадочных мест: 20

ПОСТОЯННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п

Наименование

Количество

Дата укомплектования

1

Стол рабочий (преподавательский)

1

2015

2

Стол ученический 2-х местный

13

2015

3

Стул ученический, регулируемый

26

2015

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ

№ п/п

Наименование ТСО

Инвентарный номер

Дата укомплектования

1

ноутбук

012345509068

2014

2

Мультимедийный проектор

565645557301

2014

3

Экран

012345507855

2014

4

Аудиоколонки

565645555257

2014

5

Принтер

-

-

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование

Дата утверждения (год)

Примечание

1

Федеральный государственный образовательный стандарт

2011

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

2

Рабочие программы

2011

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

3

Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам, МДК (тема, раздел предмета)

2011

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

4

Инструкции по технике безопасности

2014

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

5

План работы кабинета на учебный год

2014

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1

Русский язык 4 класс 

Аксенова А. К., Галунчикова Н. Т.

«Просвещение»

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

2014г

13

2

Чтение 4 класс в 2-х частях

Ильина С. Ю

«Просвещение»

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

2012г

13

3

Математика 4 класс 

Перова М. Н.

«Просвещение»

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

2015

13

4

Окружающий мир 4 класс

Кудрина С. В.

«Просвещение»

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

2014

13

5

Технология 4 класс 

Кузнецова Л. А., Симукова Я. С.

«Просвещение»

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

2015

13

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

№ п/п

Наименование

Автор

Год разработки

Кол-во экземпляров

1

Программы специальных обр. учр. 8 вида

Ред.В.Воронова

2008

1 шт

2

Методика обучения русскому языку в коррекционной школе

А.К. Аксенова

2002

1 шт..

3

Волшебный мир звуков и слов

Е.А.Пожиленко

2003

1шт.

4

Поурочные разработки

О.Е. Жиренко

2005

1шт.

5

Разработки занятий по логопедии

О.И. Бочкарев

2007

1шт.

6

Логопедические упражнения

Л.И. Гайдина

Л.А. Обухова

2007

1шт.

7

Коррекция письма на уроках

Л.В. Зубарева

2008

1шт.

8

Русский язык кор-разв.заданя

Е.П. Плешакова

2007

1шт.

9

Поурочные разработки по русскому языку

Е.В.Скопина

О.Е. Жиренко

2004

1шт.

10

Поурочные разработки по русскому языку

О.И. Дмитриева

2006

1шт.

11

Сборник диктантов

А.К. Аксенова

1968

1шт.

12

Контрольно- диагностический инструмент

И.В.Барякина

2015

1шт.

13

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

Л.Н. Ефименкова

2015

1шт.

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п

Наименование

Дата изготовления

Примечание

1

Панно

2014

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

2

Озеленение

2014

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

3

Стенд символика

2016

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

4

Стенд для вас, родители

2015

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

5

Стенд уголок читателя

2017

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

6

Классный уголок

2014

опись составляется исходя из наличного имущества и его количества.

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПРИ КАБИНЕТЕ

№ п/п

Наименование

Расписание

Примечание

1

Кружок  шитья

«Чудесные мгновения»

Понедельник

Вторник

Руководитель Риде Л.В

2

Танцевальная студия

«Искорки»

Понедельник

Четверг

Руководитель Черемушкина Я.В.

3

Теннис

Понедельник

Четверг

Журавлева Л.Д.



Предварительный просмотр:

Положение об учебном кабинете начальных классов в условиях введения ФГОС НОО

Требования к кабинету.

Кабинет должен  отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в соответствии с СанПиН 2.4.2. № 2821-10.

 

1. Требования к  школьной  мебели.

Ø В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.

Ø Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп.

Ø Парты в кабинете располагаются таким образом, чтобы можно было использовать на уроке различные формы работы (фронтальнгую, парную, групповую, индивидуальную и т.п.).

Ø Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Ø Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами.

2. Требования к классной  доске.

Ø Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Ø Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

Ø При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Ø Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

 3. Требования к температуре воздуха.

Ø Температура воздуха в зависимости от климатических условий в  кабинете  должна составлять 18-24 °С.( не менее 15)

Ø Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Ø Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.

Ø Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Ø Кабинет  проветривается во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание  кабинета. Режим проветривания неукоснительно соблюдается всеми. График его выполнения помещается на информационном стенде в каждом классе.

Ø Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха.

4. Требования к естественному и искусственному освещению

Ø Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

Ø В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола

Ø Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

Ø Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30~40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.

Ø Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.

Ø Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Ø Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- не закрашивать оконные стёкла;

- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Ø Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Ø Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков – белый, для стен учебных помещений – светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок – тёмно-зеленый, тёмно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Ø Оптимальный уровень освещенности кабинета создает положительный эмоциональный тонус, повышает зрительную работоспособность

5. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими, устройствами, аппаратурой и приспособлениями

Ø Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.

Ø Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.

Ø Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.

Ø При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7м, а от последних столов – не более 8, 6м.

Ø Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3м.

6. Требования к размещению и хранению учебного оборудования

Ø Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.

7. Требования к оформлению интерьера кабинета

Ø На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

Ø На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. д.

Ø В секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам – русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.

8.Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

Ø В кабинете оборудуется персональная зона учителя, в которой размещается вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых предметов. Такой дидактический  материал обновляется учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы или изменениями интересов школьников. Дидактический материал может храниться на электронных носителях.

Ø В персональной зоне учителя предусматривается место для хранения:

- бланков изучения личности обучающихся;

- личные папки учеников класса, в которых хранятся описания результатов наблюдений;

- индивидуальные программы личностного развития школьников.

Ø Учебный кабинет оснащается пособиями и материалами для родителей обучающихся. К их числу относятся книги и брошюры, статьи и материалы, рекомендации и памятки.

Ø В кабинете должна находиться медиатека, включающая:

- мультимедийные обучающие программы;

- познавательные программы;

- развивающие программы;

- электронные энциклопедии, справочники, словари;

- учебно-методические пособия на электронных носителях;

- детские фильмы и мультфильмы.

 Ответственность за кабинет.

1. Учитель, работающий в кабинете, обеспечивает соблюдение в кабинете санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья обучающихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

2. В обязанности ответственного за кабинет входит:

- сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет

- развитие учебно-методической, материально-технической базы кабинета

3. За руководство кабинетом возможна доплата, которая устанавливается на один учебный год.

4. Критерии оценки работы кабинета относятся к компетенции администрации школы.

5. Заключение о готовности кабинета к новому учебному году даётся комиссией по приёму готовности школы к новому учебному году.

 Критерии готовности учебного кабинета к новому учебному году.

Ø наличие необходимой документации

Ø комплектация кабинетной библиотеки: литература по предмету, художественная литература, справочно-информационная литература, учебники, задачники, методическая литература для учителя,

Ø подбор дополнительных материалов, необходимых для преподавания данного предмета:

Ø наличие материалов для творческой самостоятельной работы обучающихся: задания, памятки, справочники, энциклопедии, образцы ранее выполненных работ, рефераты, сочинения детей;

Ø наличие материалов для внеклассной работы по предмету, олимпиад, лабораторных работ, систематизированных по темам и по классам, текстов к практическим работам, образцов и памяток для оформления и выполнения работ, заданий и т.д.;

Ø исправность технических средств обучения;

Ø соблюдение техники безопасности;

Ø соответствие оснащения кабинета  требованиям действующих санитарных правил и норм;

Ø оформление кабинета

Ø соответствие оснащения кабинета его индивидуальным особенностям;

Ø наличие поурочного, тематического планирования;

 

 

Паспорт учебного кабинета.

1. Цель паспортизации кабинета – проанализировать его состояние и готовность к выполнению требований образовательных стандартов.

2. На титульном листе паспорта учебного кабинета указывается полное название школы, адрес и контактный телефон, фамилия, имя, отчество учителя, ответственного за кабинет; за каким классом закреплено данное помещение, учебный год. При желании титульный лист можно сопроводить цветными иллюстрациями: фотографиями учителя и помещения.

3. В паспорт учебного кабинета включаются инструкции по охране труда и оказанию первой медицинской помощи. Вписаны телефоны неотложной медицинской помощи, детской поликлиники и травматического пункта на случай экстренных происшествий.

4. Паспорт учебного кабинета должен включать опись имущества и документации, учебно-методической и справочной литературы, аудио- и видеоматериалов, измерителей выполнения учебной программы, таблиц, инвертарную ведомость на технические средства обучения, годовой и перспективный планы развития кабинета.

5. Паспорт учебного кабинета содержит акт приемки кабинета начальных классов на предмет готовности к учебному году и акт-разрешение на проведение занятий в общеучебном кабинете, которые администрация школы составляет после проведения учителем мониторинга своей деятельности в кабинете.

6. Мониторинг проводится с помощью листа самоэкспертизы педагога, ответственного за учебное помещение, где самооценка учителя выступает главным показателем перспективного развития учебного помещения.

7. В паспорте учебного кабинета перечисляются правила пользования помещением:

- учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий;

- обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя;

- кабинет должен проветриваться по времени согласно графику;

- учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий.

Систематизация документации.

1. Учебный кабинет содержит следующую документацию:

- паспорт учебного кабинета;

- инвертарную ведомость имеющегося оборудования;

- правила техники безопасности работы в учебном кабинете;

- журнал инструктажа обучающихся при проведении внеклассных мероприятий;

- правила поведения обучающихся в учебном кабинете;

- нормативные документы для организации образовательного процесса.

 2. Вся документация кабинета ведётся учителем регулярно, в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, её следует хранить в пронумерованных папках с соответствующими названиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно- развивающая среда в начальной школе Выполнила: студентка 44 группы, Замятина Оксана

Слайд 2

Предметно-развивающая среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития

Слайд 3

Учебная зона Цель: предоставление учащимся возможности для активного исследования и решения учебных задач

Слайд 4

Игровая зона Цель: удовлетворение потребностей детей в привлекательном виде деятельности; способствовать рациональному использованию свободного времени

Слайд 6

Двигательная зона Цель: реализация потребностей детей в движении; снятие физического напряжения

Слайд 8

Интеллектуальная зона Цель: создание условий для развития интереса к учебной деятельности; удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка; организация интеллектуального взаимодействия

Слайд 10

Творческая зона Цель: развитие творческих способностей; реализация потребностей в самовыражении; формирование потребностей в сотворчестве

Слайд 12

Бытовая зона Цель: формирование общей культуры; развитие навыков самообслуживания; развитие мотивации к взаимопомощи