Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к предмету «Литературное чтение»
(1 класс)
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 75» Московского района г. Казани;
- Авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М В. «Литературное чтение» предметная линия учебников системы «Перспектива» 1—4 классы
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
(1 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
- мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
- освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
- формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;
- стремиться к успешной учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
- составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;
- оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
- самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- работать с учебником, ориентироваться в нём при помощи системы условных обозначений;
- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
- использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
- принимать участие в обсуждении прочитанного;
- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
- работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух чтение учителя и товарищей;
- читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
- читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
- самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
- вычерпывать актуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
- представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
- называть имя и фамилию авторов, заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;
- рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;
находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в организации выставки книг в классе;
- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
- различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
- различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
- находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять особенности сказочного текста;
характеризовать героя произведения;
- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
- придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
- создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;
- иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
(1 класс)
Раздел «Книги — мои друзья» включает диалоги, пословицы, загадки, рисунки и репродукции картин, посвящённые книге, тексты по истории письма и разным способам записи информации.
Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель; способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.
Основными методическими задачами первых уроков этого раздела являются: знакомство с учебником как первой учебной книгой, особенностями его содержания (содержание, словарик, рубрики), с художественными книгами (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление или содержание).
Раздел «Радуга-дуга» включает произведения малых фольклорных жанров разных народов, которые способствуют развитию интереса к мировой культуре и воспитывают любовь к своему народу.
Основные понятия раздела: малые фольклорные жанры (песенки, загадки, пословицы, считалки).
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с малыми фольклорными жанрами русского народа и других народов России; развитие умения сравнивать и сопоставлять данные произведения; отгадывать загадки, сравнивать предмет загадки и предмет отгадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка; загадки разного типа: загадки- вопросы, загадки-описания.
В раздел «Здравствуй, сказка!» включены народные сказки о животных для чтения и инсценирования. Народные сказки сопоставляются с авторскими сказками. Для того чтобы учащиеся получили представление о сказочном герое, в учебник введены сказки о буквах. В отличие от азбуки, буквы в этом случае выступают в качестве сказочных героев.
Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи.
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с жанром сказки; формирование умения определять последовательность развития действия в сказке, умение пересказывать сказку, размышлять над поступками героев; выразительно читать диалоги в сказке, сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различия. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, умению составлять продолжение сказки.
Раздел «Люблю всё живое» включает произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд детской литературы, малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к природе.
Основные понятия раздела: общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов.
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: формирование нравственных ценностей (любовь к животным, забота о них); расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, учащиеся знакомятся с одним из главных средств выразительности — приёмом звукописи; учатся самостоятельно находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Продолжается работа над определением особенностей рассказа; отрабатывается умение находить слова, характеризующие героя.
В разделе «Хорошие соседи, счастливые друзья» собраны произведения отечественных писателей, которые затрагивают проблему отношений детей между собой, рассказывают о настоящих друзьях, приглашают учащихся поразмышлять над такими важными понятиями, как обман, честность, совесть, лень, трудолюбие.
Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; дружба, взаимопомощь и поддержка.
Основной методический задачей уроков этого раздела является формирование представлений о том, что такое взаимопонимание и доброжелательность. Дети учатся давать оценку поступкам, разрешать конфликтные ситуации; развивают умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки.
В раздел «Край родной, навек любимый» включены художественные произведения отечественных писателей, в которых отражена красота родного края, любовь к своей земле, к своей стране.
Основные понятия раздела: родной край, главный город страны (столица), красота родного края, стихи, рифма.
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: формирование умения чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, умения размышлять над их содержанием, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.
Календарно-тематическое планирование предмета литературное чтение 1 класс
(ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)
(Уроки «открытия» нового знания – ОНЗ, уроки отработки умений и рефлексии- ОУР, уроки общеметодологической направленности – ОМН, уроки развивающего контроля – РК)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности, формы работы | Планируемые результаты обучения | Дата | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | план | факт | ||||
1. | Введение в мир общения. Диалоговая форма общения, собеседники. | ОНЗ | Введение понятия «общение», практическое освоение его содержания. Нормы речевого этикета при знакомстве. Беседы по картинкам. Знакомство со значками на полях учебника. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
2. | Роль слова в устном речевом общении. Слова — названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. | ОМН | Рассказы по серии рисунков о первом школьном дне. Рассказы учащихся об их первом школьном дне. Логическое упражнение. Культура общения. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
3. | Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Мы пришли в театр. | ОМН | Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
4. | «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. Слова и предметы. | ОМН | «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осмысление правил взаимоотношения в семье. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
5. | Предыстория письменной речи. Сообщения, записанные знаками-символами. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. | ОНЗ | Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Способы обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически). Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование элементарных представлений о средствах, сопровождающих речевое общение. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осмысление значения наиболее употребляемых жестов. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
6. | Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Слово как главное средство общения. | ОНЗ | Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова — наши посредники в общении с людьми, средства общения. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность». | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
7. | Звуковая структура слова. Звуки в природе. Голоса птиц республики Татарстан. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения | ОНЗ | Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
8. | Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение. | ОНЗ | Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения. | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - формирование умения общаться. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: - формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||
9. | Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). | ОНЗ | Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Диалог. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации, - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром | ||
10. | Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. | ОНЗ | Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром, - умение вести диалог. | ||
11. | Слог — минимальная единица произношения и чтения. | ОНЗ | Слова и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слогообразующая функция гласных. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | ||
12. | Ударение. Ударный гласный звук в слове. | ОНЗ | Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения (зáмок — замóк, кружки — кружки). | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | ||
13. | Первоначальное представление о предложении. Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. | ОНЗ | Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | ||
14. | Обобщение: « Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения». | ОМН | Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных). | Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами. | Осознание значимости мира звуков для человека. | Регулятивные: - освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: - осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать. | ||
15. | Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с гласным звуком и буквами Аа. | ОНЗ | Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. | Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами. | Осознание значимости мира звуков для человека. | Регулятивные: - освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: - осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать. | ||
16. | Знакомство с гласным звуком и буквами Оо. Знакомство с гласным звуком и буквами Уу. | ОНЗ | Соотнесение звучания и значения слова. Звуковой анализ слов. Классификация слов. | Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами. | Осознание значимости мира звуков для человека. | Регулятивные: - освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: - осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать. | ||
17. | Знакомство с гласным звуком и буквами Ии. Знакомство с гласным звуком и буквой ы. | ОНЗ | Гласный звук и буквы Ии. Гласный звук и буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов . Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами. | Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак». | Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром. | Регулятивные: - формирование умения общаться, - формирование способов использования знаков. Познавательные: - осмысление связи между словом и знаком информации. Коммуникативные: - использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | ||
18. | Знакомство с гласным звуком и буквами Ээ. Звучание и значение слова. | ОНЗ | Гласный звук и буквы Ээ. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов | Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове. | Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением. | Регулятивные: - осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: - осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: - использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. | ||
19. | Согласные звуки, обозначение их буквами. Мягкие и твёрдые согласные Звонкие и глухие согласные. | ОНЗ | Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов | Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове. | Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением. | Регулятивные: - осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: - осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: - использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. | ||
20. | Знакомство с согласными звуками мм и буквами Мм | ОНЗ | Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Мягкие и твёрдые согласные. | Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове. | Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением. | Регулятивные: - осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: - осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: - использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. | ||
21. | Знакомство с согласными звуками сс и буквами Сс | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
22. | Знакомство с согласными звуками нн и буквами Нн. | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
23. | Знакомство с согласными звуками лл и буквами Лл. | ОНЗ | Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
24. | Знакомство с согласными звуками тт и буквами Тт | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. Логические упражнения на обобщение. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
25. | Знакомство с согласными звуками кк и буквами Кк. | ОНЗ | Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
26. | Знакомство с согласными звуками рр и буквами Рр. | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. Чтение текстов слогами и словами. Логические упражнения на обобщение. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
27. | Знакомство с согласными звуками вв и буквами Вв. | ОНЗ | Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Составление рассказа по рисунку. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | ||
28. | Знакомство с согласными звуками пп и буквами | ОНЗ | Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
29. | Знакомство с согласными звуками гг и буквами Гг. | ОНЗ | Звуковой анализ слов. Упражнение в различении звуков [г] — [г`]. Чтение текстов слогами и словами. Логические упражнения на обобщение. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
30. | Двойное значение буквы е. Двойное значение буквы ё. | ОНЗ | Правила чтения букв Ее и Ёё. Слова-омонимы. Составление слов из букв. Чтение текста. Пересказ. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
31. | Знакомство с согласными звуками бб и буквами Бб | ОНЗ | Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п]. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
32. | Знакомство с согласными звуками зз и буквами Зз. Закрепление. | ОНЗ | Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Составление описаний по опорным словам. Деление текста на части. Игры со словами. Чтение предложений и текста. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
33. | Знакомство с согласными звуками дд и буквами Дд. | ОНЗ | Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Подбор заголовка к тексту. Деление текста на части. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
34. | Знакомство с согласным звуком ж и буквами Жж. | ОНЗ | Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Лексическая работа над значением слов Чтение слов и предложений с изученными буквами. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
35. | Мои первые книжки. Произведения татарских писателей. Двойное значение буквы я. | ОМН | Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. Упражнения на классификацию и обобщение. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
36. | Знакомство с согласными звуками хх и буквами | ОНЗ | Чтение трёхсложных слов. Чтение текстов. Чтение текстов по частям. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
37. | Обозначение на письме мягкости согласных. Знакомство с согласным звуком й и буквами Йй. | ОНЗ | Чтение трёхсложных слов. Чтение текстов. Чтение текстов по частям. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
38. | Двойное значение буквы ю. Приговорки, игры, загадки, песенки. Обобщение. Узелки на память. | ОНЗ | Правила чтения буквы Юю в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложени Правила чтения буквы ю после букв, обозначающих согласные звуки. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк.й. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
39. | Знакомство с согласным звуком ш и буквами Шш. | ОНЗ | Звуковой анализ. Чтение слов с новой буквой. Устные рассказы. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
40. | Знакомство с согласным звуком ч и буквами Чч. | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
41. | Знакомство с согласным звуком щ и буквами Щщ. | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
42.
| Знакомство с согласным звуком ц и буквами Цц. | ОНЗ | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
43. | Знакомство с согласными звуками и буквами Фф. | ОНЗ | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Сравнение звуков [в] — [ф]. Классификация слов. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
44. | Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Алфавит. | ОНЗ | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (угол – уголь). Функция разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. Сравнение слов семя — семья; сел – съел и др. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия». | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
45. | Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. | ОМН | Упражнение в плавном чтении слов и предложений. Книга – источник знаний. Детские научно-популярные книги. Культура общения. | Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука. Познавательные: - осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: - формирование умений слушать и слышать. | ||
46.
| С чего начинается общение. Что, где, когда и почему? Чтобы представить слово. Об одном и том же по – разному. Считалки. Сказки. Присказки. Загадки | ОМН | Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Пересказ прослушанного текста по опорным словам. | Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку. | Формирование индивидуального стиля деятельности. | Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, - закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: - формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ, - умение работать в паре. |
Примерное планирование уроков литературного чтения в 1 классе
(Уроки «открытия» нового знания – ОНЗ, уроки отработки умений и рефлексии- ОУР, уроки общеметодологической направленности – ОМН, уроки развивающего контроля – РК)
№ | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности, формы работы | Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные) | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||||
Раздел: «Книги — мои друзья» - (2 ч) | |||||||
1 | «Книги — мои друзья». С. Маршак « Новому читателю». | ОМН | Знакомство с системой условных обозначений. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение письменности. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. | Предметные: Сформировать представление о том, что такое книга. Познавательные: Совершенствовать навык чтения, отбирать нужную информацию. Регулятивные: Осваивать способы выбора книг, выбирать нужный источник информации. Коммуникативные: Формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой. Личностные: Формировать позитивное отношение к книге. | |||
2 | «Как бы жили мы без книг?» С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?». Мои любимые писатели. А. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) — «У лукоморья дуб зеленый...». | ОМН | Герои детских книг. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила». | Предметные: Сформировать представление о том, что такое книга в жизни человека, уметь обращаться с книгой. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
Раздел: «Радуга - дуга» - (1 ч) | |||||||
3 | Пословица — «мудрость народная». Загадка. Песенки разных народов. Мы идем в библиотеку. | ОМН | Загадки. Пословицы, поговорки. Песенки народов разных стран (заучивание наизусть). Считалочки. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. | Предметные: Сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве. Познавательные: Различать пословицы и поговорки, формировать навык выразительного чтения. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками Личностные: Формировать позитивное отношение к чтению. | |||
Раздел: «Здравствуй, сказка» - (3 ч) | |||||||
4 | «Узнай сказку» и «Сравни сказки». Г. Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. И. Гамазкова «Живая азбука». Т. Коти «Катя и буквы». Н. Кончаловская «Козлята» В. Лунин «Волк». Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны». | ОМН | Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России. | Предметные: Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Познавательные: Отличать сказку от других литературных произведений, совершенствовать навыки чтения, отбирать нужную информацию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия. Коммуникативные: Формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой. Личностные: Формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. | |||
5 | «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» «Лиса, заяц и петух». Русская народ- ная сказка. Л. Пантелеев «Две лягушки». | ОМН | Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России. | Предметные: Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Познавательные: Отличать сказку от других литературных произведений, совершенствовать навык чтения; отбирать нужную информацию. Регулятивные: Выбирать нужный источник информации. Коммуникативные: Формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой. Личностные: Формирование позитивного отношения к чтению, к книге; умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. | |||
6 | «Сказки народов России». Шутки-минутки. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Пословицы. (Лень — трудолюбие, честность — обман, доброта — злость, внимание к людям). | ОМН | |||||
Раздел: «Люблю все живое» - (3 ч) | |||||||
7 | «Никого не обижай» В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». И. Токмакова «Лягушки». «Разговоры, разговоры, разговоры...» И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». | ОНЗ | Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». | Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. Познавательные: Осознать произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного; предлагать способы решения проблем творческого характера. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
8 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». «Общение с миром природы» Н. Сладков «Без слов». | ОНЗ | Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». | Предметные: развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
9 | «Обходиться добром со всяким» Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». «Эй, не стойте слишком близко — я тигренок, а не киска!» С. Маршак «В зоопарке». Б. Житков «Вечер». Ю. Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных. | ОНЗ | Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». | Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. Познавательные: Формулировать ответы на вопросы; овладевать приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
Раздел: «Хорошие соседи, счастливые друзья» - (4 ч) | |||||||
10 | «Когда мои друзья со мной» С. Михалков «Песенка друзей». Песня из кинофильма «По секрету всему свету», «Когда мои друзья со мной». Пословицы о дружбе. А. Барто «Сонечка». | ОНЗ | Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. | Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстника. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
11 | «Нет друга—ищи, а нашел— береги» Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева. «Хорошее». Э. Шим «Брат и младшая сестра». Темповое чтение стихов В. Лунина, Е. Благининой, И. Токмаковой (по выбору). | ОНЗ | Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». | Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. Познавательные: Анализировать художественный текст. Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: Работать в парах и группах. Личностные: Проявлять: интерес к изучению темы; желание делать добрые дела; эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения; желание создавать правила добрых взаимоотношений между людьми. | |||
12 | «Доброе слово лучше мягкого пирога» Стихотворения Е. Благининой, В. Лунина. Комбинированное чтение стихотворения Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!». В. Сутеев «Чей же гриб?». | ОНЗ | Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». | Предметные: Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие.Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях. Познавательные: Осознавать произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать приемами понимания прочитанного. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
13 | Обобщение пройденного материала. Сопоставление: рассказ — сказка (на примере изученных произведений). | ОУиР | Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. Характеристика героя произведения. | Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. Познавательные: Анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия. Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: Развивать монологическую речь. Личностные: Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
Раздел: «Край родной, навек любимый » - (6ч) | |||||||
14 | «Лучше нет родного края» Времена года: весна,лето. П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна»; С. Есенин «Черемуха». С. Дрожжин «Пройдет зима холодная...». И. Суриков «Лето». Н. Греков «Летом». | ОНЗ | Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. | Предметные: Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Познавательные: Анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия. Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: Развивать монологическую речь. Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | |||
15 | «Стихотворения русских поэтов о родной природе» Времена года: осень, зима. А. Пушкин «За весной, красой природы...»; А. Плещеев «Миновало лето...» И. Суриков «Зима». | ОНЗ | Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. | Предметные: Учить чувствовать настроение, выраженное в литературной сказке. Познавательные: - совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного. Регулятивные: - планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстника. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Проявлять интерес к стихотворениям русских поэтов; желание читать стихи о природе русских поэтов; понимать успешность при изучении темы. | |||
16 | «Стихотворения русских поэтов о родной природе» «Четыре сестры» Сказка. Сравнение текстов: А. Майков «Ласточка»; Н. Сладков «Первая ласточка». | ОНЗ | Образ природы в литературной сказке. | Предметные: Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях татарских поэтов. Познавательные: Совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: Работать в парах и группах. Личностные: Проявлять интерес к стихотворениям татарских поэтов; желание читать стихи о природе татарских поэтов; понимать успешность при изучении темы. | |||
17 | «Стихотворения татарских поэтов о родной природе». Произведения Г. Тукая, М.Джалиля. | ОНЗ | Произведения Г. Тукая, М. Джалиля. | ||||
18 | «Родина любимая, что мать родимая» В. Берестов «Любили тебя без особых причин...» Г. Виеру «Сколько звезд...»; Н. Бромлей «Какое самое первое слово?». А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы». Е. Пермяк «Первая рыбка». | ОНЗ | Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье. | Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей. Познавательные: - совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: Уметь работать в парах и группах. Личностные: Проявлять интерес к стихотворениям; желание читать стихи о природе; понимать успешность при изучении темы. | |||
19 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверка техники чтения. | РК | Обобщение пройденного материала. | Предметные: Развивать умение сравнивать произведения и объяснять их смысл. Познавательные: Анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия. Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные: Развивать монологическую речь. Личностные: Представлять своё творчествою. | |||
Раздел: «Сто фантазий» - (1 ч) | |||||||
20 | Творчество. Сочинение рассказов, отзывов, стихов. Р. Сеф «Совершенно непонятно» В. Маяковский «Тучкины штучки». В. Викторов «Поэт нашел в себе слова….» Ю. Мориц «Сто фантазий» И. Пивоварова «Я палочкой волшебной…» Г. Цыферов « Про меня и про цыпленка» | ОУиР | Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов. | Предметные: Чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Познавательные: Формулировать ответы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. |
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Литературное чтение»
1 класс
Контрольно-оценочная деятельность учителя в 1 классе является диагностической.
Деятельность учителя по проведению и организации диагностических контрольно-оценочных мероприятий позволяет оценивать результативность и качество обучения и прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Проводится три вида контрольно- оценочных мероприятий (диагностических).
Текущий контроль (диагностика) наиболее оперативная и гибкая проверка знаний учащихся на уроке, по итогам изучения темы. Такой вид контроля (диагностики) особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости учащихся.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой теме курса литературного чтения.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени: четверть, год.
Содержание контрольно-оценочных к концу 1 класса:
Планируемые результаты | Умения, подлежащие контролю и оценке |
Умение работать с текстом | Определять автора, название, отвечать на вопросы по тексту (кто герой, что с ним произошло, о каких событиях рассказывается) |
Умение работать с книгой | Представлять книгу на основе обложки (кто автор, как называется, какая иллюстрация на обложке) |
Освоение литературоведческой терминологии | Жанр произведения: рассказ, стихотворение, сказка; герой или персонаж |
Творческая интерпретация текста | Освоение чтения по ролям |
Диагностическая работа по литературному чтению в 1 классе (апрель)
Прочитайте стихотворение. Определите, сколько времени понадобится для чтения.
Ирина Токмакова
Нет, не просто говорили, В самом деле подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! | От него такой лесной Тёплый-тёплый запах. Он идёт смешной-смешной, Путается в лапах. | Подрастёт щеночек мой — Он поправдашний, живой! |
Определите, кто является автором текста. Отметьте свой ответ «+»:
- Друскин
- Трутнева
- Токмакова
Какое чувство испытывает герой этого стихотворения? Отметьте свой ответ знаком «+»:
- грусть
- радость
- удивление
Подчеркните в тексте слова, которые подтверждают ваш ответ.
Выберите наиболее точный заголовок. Отметьте свой ответ знаком «+»:
- день рождения
- щенок
- подарили собаку
Определите жанр данного произведения. Отметьте свой ответ «+»:
- рассказ
- стихотворение
- сказка
Допишите рифмы к данным словам:
Говорили - ______________ Лесной - _______________
Сделайте иллюстрации к стихотворению.
КЛЮЧИ:
Задание | Баллы |
Определите, кто является автором текста. Отметьте свой ответ «+»:
| 1 |
Какое чувство испытывает герой этого стихотворения? Отметьте свой ответ знаком «+»:
Подчеркните в тексте слова, которые подтверждают ваш ответ. | 1 1 |
Выберите наиболее точный заголовок. Отметьте свой ответ знаком «+»:
| 1 |
Определите жанр данного произведения. Отметьте свой ответ «+»:
| 1 |
Допишите рифмы к данным словам: Говорили - подарили Лесной -смешной | 2 |
Всего | 7 |
7-6 баллов – высокий уровень усвоения материала
5-4 балла – средний уровень усвоения материала
3-1 балла – низкий уровень усвоения материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...
Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"
Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...