ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
учебно-методический материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления исследовательской работы в начальной школе
- Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
- Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Алгоритм – это определённая программа действий.
Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету, то первое, что он делает - формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.
Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель.
Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить
Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
- Выявление…
- Исследование…
- Оценка…
- Анализ…
- Разработка…
Цель достигается через решение определенных задач.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
- Выявить…
- Разработать…
- Провести…
- Решить…
- Проанализировать…
- Обобщить…
Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
И в завершении необходимо указать список источников информации.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников
1) ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»
ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:
а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.
2) Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»
Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.
http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html
3) Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»
https://open-hands.ru/svet-poznaniya
4) ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ «УЧУСЬ ИССЛЕДОВАТЬ. УЧУ ИССЛЕДОВАТЬ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
- содействие обмену опытом учителей;
- формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- содействие развитию творческой исследовательской активности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
https://idfedorov.ru/contests/article=6078/
5) Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку"
Цели конкурса:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
- формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
- формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
- формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов
- Кто живет у нас в лесу?
- Удивительный мир бабочек.
- Отчего крапива жжется?
- Почему люди зевают?
- Имя в жизни человека.
- Мои домашние питомцы.
- Лес - наш друг.
- Отчего осенью листья меняют цвет?
- Роль растения в жизни человека.
- Ягода Арбуз.
- Обитатели приусадебного участка.
- Почему цветы разноцветные
- Задачи в рисунках.
- Люди и кошки.
- Почему вымерли динозавры?
- Умеют ли разговаривать дельфины?
- Как спасти нашу реку?
- Достопримечательности нашего города.
- Мы учили попугая.
- Поведение птиц зимой.
- Аквариум и его обитатели.
- Есть ли в воздухе вода?
- Разноцветные моря.
- Семь чудес света.
- Охранять природу - значит охранять мир.
- Если хочешь быть здоров.
- Полезно ли мороженое?
- Шоколад – вред или польза?
- Математика в жизни кошки.
- Приемы быстрого счета.
- Детские музыкальные инструменты.
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Этап работы | Содержание этапа | Деятельность участников проекта | Деятельность учителя |
1. Подготовка | а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектной деятельности, мотивирует участников. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся. |
2. Планирование | а) Определение источников информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) определение способа представления результатов г) Установление критериев оценки проекта д) Распределение обязанностей между членами группы | Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой. |
3. Исследование | а) Сбор и уточнение информации б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта («Мозговой штурм») в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
4. Выводы | а) Анализ информации б) Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализирую информацию. Оформляют проект. | Помогает в выводах |
5. Представление (защита) результатов проекта | а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. | Помогает в подготовке к защите. |
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе
Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»
http://pedakademy.ru/?page_id=2705
Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ 2018"
http://school-projects.ru/portal/competitions/14
Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум» http://obrazshkola.ru/?page_id=840
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
http://pedakademy.ru/?page_id=119
Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку" http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/ii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10917
Предварительный просмотр:
Темы проектов в начальной школе
1. Социальные: «Книжкин дом», «Театр здоровья», «Как помочь семьям?», «Ветеран живет рядом», «Покормите птиц зимой».
2. Творческие: «Книги: вчера, сегодня, завтра», «Когда мои родители были детьми», «История жизни шариковой ручки», «Автомобиль – наш друг», «Мой город».
3. Информационные: «Самые большие зоопарки мира», создание газеты «Классный вестник», «Чудеса из молока», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».
4. Учебные: «Роль местоимений в русском языке, «Я и моя семья!», «Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».
5. Исследовательские: «А прочно ли куриное яйцо?», «Маленькая история о моей большой семье», «Почему вода в небольших водоемах зеленая?», «Мобильный телефон: друг или враг?», «Спать или не спать? Вот в чем вопрос!».
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»;
2. Полат Е.С. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования»;
3. Брдовская З.В. «Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников».
4. Прокофьев Л.Б. «Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников»;
5. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. «Проектная деятельность школьников. Управление современной школой».
6. Глазкова К.Р. «Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности».
7. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Всё о исследовательской и проектной деятельности....
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Овладевать умениями участвовать в исследованиях и проектной деятельности в области начального образования.
1. Анализ исследовательского проекта 2. Образ Снегурочки в изобразительном искусстве. 3. Деловая игра в учебном процессе. 4. Игровой квест на тему «История моего города». 5. Про...
ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования...