ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование на тему
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методический материал
Календарно-тематический план на 3 четверть в период проходжения преддипломной практики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
1 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «У каждого свой музыкальный инструмент» | Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев) | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «У каждого свой музыкальный инструмент» (эстонская народная песня) |
2. | «Музыкальные инструменты» | Познакомить детей с инструментом фортепиано, динамическими оттенками («форте», «пиано») | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев). | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Итальянская песенка» (П. И. Чайковский) |
3. | «Мамин праздник» | Познакомить детей с историей праздника 8 марта | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев). | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов) |
4. | «Эта чудесная лютня» | Познакомить с разными тембрами инструментов; формировать эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку; воспитывать духовные и нравственные принципы через любовь к музыке. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев). | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Кукушка» (Л.К. Дакен), «Менуэт» (И.Г. Конради), «Тамбурин» (Ж.Ф. Рамо) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
2 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Опера «Руслан и Людмила» | Познакомить детей с музыкальным миром оперы «Руслан и Людмила» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Марш Черномора» (М.И. Глинка), «Первая песня Баяна» (М.И. Глинка), заключительный хор оперы «Слава великим богам!» (М.И. Глинка) |
2. | «Петя и Волк» | Продолжить знакомство с творчеством С.С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и Волк», анализ фрагментов «Тема дедушки», «Тема охотников», «Тема Волка», | Прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни. | Охарактеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; | Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников», |
3. | «Звучит нестареющий Моцарт!» | Познакомить детей с В.А. Моцартом и его творчеством. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, синетз. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Симфония №40» (В.А. Моцарт), увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (В.А. Моцарт) |
4. | «Картинки с выставки» | Познакомить детей с циклом фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский), «Богатырские ворота» (М.П. Мусоргский) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Музыкальное состязание» | Познакомить детей с жанром инструментального концерта | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы, анализ, сравнение. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Концерт №1. Часть 1» (П. И. Чайковский), «Концерт №1. Часть 3» (П.И. Чайковский) |
2. | «Музыкальные инструменты. Флейта» | Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев), «Шутка» (И.С. Бах) |
3. | «Музыкальные инструменты. Скрипка» | Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Каприс» (Н. Паганини) |
4. | «Сюита «Пер Гюнт» | познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт» | выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Балет «Петрушка» | Познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности | «Если с другом вышел в путь» (В.Шаинский, М.Танич), «1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский), фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Тема Петушка, Тема царя Дадона) |
2. | «Театр музыкальной комедии» | Познакомить детей с понятием «оперетта», «мюзикл», через знакомство с творчеством И. Штрауса и Ф. Лоу. Продолжить работу по формированию нравственных ценностей у детей | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, продолжать формировать нравственный ценности, уметь различать добро и зло. | «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» (И. Штраус), «Я танцевать хочу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), видеофрагменты из мультфильма с использованием музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Тема Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи, тема Гвидона) |
3. | «Прелюдия. Исповедь души» | Познакомить детей жанром прелюдии, через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова и Ф. Шопена, продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). | Проследить взаимосвязь музыки и истории, анализ, сравнение, осмысленное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Если другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Прелюдия до-диез минор» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия №7», «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен) |
4. | «Мастерство исполнителя» | Познакомить детей с разными образами, созданными музыкой разных композиторов с позиции: композитор-исполнитель-слушатель; продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский). | Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственные ценности | «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Шутка» (И.С. Бах), «Симфония №40» (В.А, Моцарт), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Ария Руслана, Марш Черномора) |
5. | «В интонации спрятан человек» | Проверить знания детей о нравственности и нравственных ценностях, через музыкальную викторину по материалу музыкальных сказок Пушкина | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; проанализировать прослушанные музыкальные произведения; проанализировать персонажей пушкинских сказок, завершить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский). | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, музыки и кинематографии, анализ, сравнение, решение творческих задач, осмысленное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России, закрепить формирование нравственных ценностей. | «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Тема Петушка», «Тема царя Дадона» из оперы «Золотой петушок» (Н.А. Римский-Корсаков), «Ариозо Наташи», «Каватина Князя», «Ария Царицы Днепра» из оперы «Русалка» (А. С. Даргомыжский), «Марш Черномора», «Ария Руслана» из оперы «Руслана и Людмилы» (М. И. Глинка), видеофрагменты «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Колокольность в музыке» | Познакомить детей с истоками русской профессиональной музыки, видами колокольного звона | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты) (С. Рахманинов), Фрески Софии Киевской. «Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты) (В. Кикта) |
2. | «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» | Познакомить детей с историей развития скрипки как инструмента через обращение к произведениям Н. Паганини. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Чакона» (И.С. Бах), «Каприс №24» (Н. Паганини), «Вариации на тему Паганини» (фрагменты) (С. Рахманинов) |
3. | «Волшебная палочка дирижера» | Познакомить детей с профессией «дирижер», со знаменитыми дирижерами мира | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Траурный марш» из Симфонии №3 (Л.В. Бетховен) |
4. | «Образы борьбы и победы в искусстве» | Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен) |
5. | «Застывшая музыка» | Раскрыть взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Аве Мария» (Дж. Каччини), «Богородице, дево радуйся» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия Соль-минор» (И.С. Бах) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 6 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Инструментальный концерт. Итальянский концерт» | Познакомить детей с жанром инструментального концерта, разобрать, что такое программная музыка | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), «Зима» из цикла «Времена года» (А. Вивальди) в аранжировке джаз-оркестра Р. Фола, «Весна» (А. Вивальди) в аранжировке джаз оркестра Р. Фола, «Итальянский концерт» (С.И.С. Бах) |
2. | «Инструментальная баллада» | Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «баллада» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Баллада №1» (Ф. Шопен) |
3. | «Ночной пейзаж» | Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Ноктюрн №20» (Ф. Шопен), ноктюрн «Двое в кафе» (М. Таривердиев» |
4. | «Космический пейзаж» | Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз) |
5. | «Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» | Познакомить детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы. | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Тройка» (Г. Свиридов), «Вальс» (Г. Свиридов) |
6. | «Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» | Продолжить знакомство детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы. | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Весна и осень» (Г. Свиридов), «Романс» (Г. Свиридов), «Побудь со мною» (Н. Зубов) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Религиозная и светская музыка» | Познакомить детей с двумя направлениями музыкальной культуры: религиозной и светской музыкой. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Маленькие и большие» (Барбарики), хор «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» (И.С. Бах), «Не отвержи мене во время старости» из 1-ой части духовного концерта (М. Березовский), «Каприс №24» (Н. Паганини), «Вальс №7» (Ф. Шопен) |
2. | «Камерная музыка» | Познакомить детей с камерной инструментальной музыкой и такими жанрами как этюд и транскрипция | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Маленькие и большие» (Барбарики), «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен), «Метель» (Ф. Лист), «Чакона» (И.С. Бах), транскрипция «Чакона» (Ф. Бузони), транскрипция «Лесной царь» (Ф. Лист), «Каприс №24» (Паганини) |
3. | «Симфоническая музыка» | Проверить знания детей о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен) |
4. | «Циклические формы инструментальной музыки» | Познакомить детей с циклическими формами инструментальной музыки через обращение к произведениям А. Шнитке | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Маленькие и большие» (Барбарики), аудиозапись произведений «Кончерто гроссо» (А. Шнитке), «Сюита в старинном стиле» (А. Шнитке) |
5. | «Соната» | Проверить знания детей о жанре «соната», через обращение к произведениям Л.В. Бетховена, В.А, Моцарта, С.С. Прокофьева. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Патетическая соната №8» (Л. Бетховен), «Соната №11» (В. Моцарт), «Соната №2» (С.С. Прокофьев) |
Предварительный просмотр:
Черкасова Ю.В.
Статья на тему: «Использование кукольного театра в музыкальном образовании школьников»
Для развития ребенка очень важно формировать у детей различные интересы с младшего возраста, т.к. для младшего школьника вообще характерно познавательное отношение к миру - интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Особенностью младшего школьного возраста является разделение игры и труда как деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности. И развитие воображения у детей в это период нуждается в особой заботе - если этот период воображения специально не развивать, в дальнейшем происходит быстрое снижение активности воображения. Вместе с уменьшением способности ребенка фантазировать обедняется его личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к учебе.
Для того, чтобы интерес к учебному процессу у школьника оставался активным, необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества.
Формирование музыкально-театральной культуры школьников является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в музыке и театре сконцентрирован духовный опыт человечества (переживания, чувства, мысли, оценки, ценностные ориентации). Это предполагает последовательное накопление опыта эстетического восприятия музыкальных спектаклей и раскрывает подрастающему поколению огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира.
Музыкально-театральное искусство объединяет различные виды искусств: художественное слово (литература), музыка и изобразительное искусство. Для развития школьников и формированию устойчивого интереса к обучению нужна активная форма художественного творчества детей – организация школьного кукольного театра, включающуя использование классической музыки как одного из важнейших средств музыкально-эстетического развития ребенка; обращение к возрасту младшего школьника как наиболее благоприятному периоду для такого развития; использование кукольного театра как средства эмоционального воздействия.
Синтетическая природа кукольного театра дает ребенку представление об особенностях художественного отражения действительности в искусстве. Кроме законов театрального искусства образно-художественный строй кукольного спектакля вводит детей в мир литературы, живописи и музыки. Использование классической музыки и искусства кукольного театра очень важно для воспитания и развития эмоциональной сферы ребенка, так как органичное объединение в одном спектакле музыки и искусства театра может привести к взаимному усилению эстетического воздействия каждого из этих видов искусства. Музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания и развития, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие.
Личностно-развивающая стратегия ориентирована не на усвоение знаний вообще, а на ценности, надолго определяющие качество жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме. Это позволяет говорить о доминировании духовно-практического отношения, которое наиболее полно реализуется через эстетическое отношение, как особое, целостное отношение к жизни.
Возможности использования средств музыкального кукольного театра в начальной школе можно охарактеризовать следующими положениями:
- особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (преобладание непроизвольных форм внимания, памяти, воображения, при которых наилучшие результаты достигаются при ярко положительном эмоциональном отношении ребенка к предлагаемому материалу);
- особенности современной социокультурной ситуации, при которой ценности искусства недостаточно пропагандируются, делают искусство переживания наилучшей формой приобщения к классической культуре;
- действие спектакля способно помочь детям проникнуть в эмоциональную атмосферу музыки, осознать настроения и чувства, которые выражены в музыкальном произведении, понять их язык. Это углубляет восприятие музыки детьми, делая даже чисто эмоциональное восприятие произведения (при малом опыте слушания) действенным и глубоким, что особенно важно для воспитания тех школьников, которые лишены качественных музыкально-эстетических занятий;
- искусство переживания, воздействуя через эмоции на подсознание детей, дает наилучшие возможности для усвоения ими этических норм: идентификация в форме сочувствия, отождествление себя с любимым героем и обособление по отношению к отрицательным персонажам превращают ребенка из пассивного зрителя в активного участника событий. При этом формируется эмоциональное отношение к духовно-нравственным нормам, чему способствует также использование классической музыки, оказывающей сильное эмоциональное воздействие и являющейся средством духовного воспитания человека, его эстетических качеств;
- искусство переживания способствует развитию
личностной сферы общения, преодолению эгоцентризма детей, развитию
важнейшего качества - эстетической эмпатии - способности личности проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствуя им.
Сочувствие трудновоспитуемо, но необходимо, так как является одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства. Развитие эмпатии в этом возрасте облегчается благодаря особой эмоциональной восприимчивости детей, развитию в этом возрасте механизмов идентификации и обособления, а также использованием в спектаклях классической музыки, оказывающей сильное эмоциональное воздействие на человека;
- искусство переживания и классическая музыка, способствуя осмыслению общечеловеческих ценностей - духовных и нравственных, делают их достоянием индивидуального сознания, помогают формированию собственного ценностно-смыслового пространства, на основе которого ребенок сможет развивать свои возможности и способности, формировать свой жизненный путь;
- искусство переживания и классическая музыка являются мощными факторами эстетического развития личности, помогая проникнуть зрителю в «атмосферу поэзии и творчества, которая воспитывает вкус, разжигает эстетическое чувство и возрождает к жизни художника, дремлющего в душе каждого человека» (К.С. Станиславский). Воздействие их в младшем школьном возрасте оказывается еще более сильным благодаря общей сензитивности этого периода и особой эмоциональности детей;
- спектакли, в которых добро побеждает зло, вместе с тщательно подобранной классической музыкой способны помочь в реализации главной личностной задачи этого возрастного периода - формирования «базового доверия к жизни», являющегося основой жизненного оптимизма взрослого. При этом классическая музыка, глубоко и ярко воплощающая красоту и гармонию мира, цельность общественного и личного сознания, воспевающая красоту и могущество человека, становится одной из, безусловно, позитивных образно-понятийных опор.
При этом, помогая формированию у ребенка с помощью кукольных спектаклей жизнеутверждающей, оптимистичной модели мира, мы можем в будущем противостоять различным формам «бегства» от жизни (таким, как пьянство, наркомания, суицид), порожденными во многом убеждениями в иррациональности мира. Яркость и сила впечатлений, оставленных искусством переживания, могут создать в дальнейшем мощный толчок к самовоспитанию. Положительный настрой, создаваемый спектаклем, радость от общения с любимыми героями и классической музыкой создают предпосылки для потребности дальнейшего общения с музыкой и театром.
Педагогическими условиями организации работы музыкального кукольного театра в начальной школе являются:
1. целенаправленность педагогического воздействия руководителя-режиссера, в работе которого можно выделить следующие компоненты: осмысление режиссерско-педагогической концепции, создание сценария, организация работы с учащимися по актерскому мастерству, составление репертуара музыкального кукольного театра;
2. адекватность методики воспитания детей в музыкальном кукольном театре основным дидактическим принципам:
- понимание руководителем психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста
- эмоционально-образная атмосфера проведения занятий;
3. понимание спектакля как совместного творчества играющего ребенка и педагога-режиссера;
4. создание творческой атмосферы, способствующей развитию воображения младших школьников:
- содержание и способы подачи материала должны быть доступными и убедительными именно для этого возраста;
- спектакли - интересными и обязательно - нравственно воспитывающими;
- темп подачи материала - оптимальным: необходима точная дозировка по времени музыкально-эстетического и нравственного материала; информационно-содержательной насыщенности и комических игровых моментов;
- сочетание процессов восприятия и творческо-поисковой деятельности детей;
- ясность изложения;
- тщательность подбора музыкального материала;
- связь материала каждого спектакля с предыдущим и последующим;
- активизация фантазии детей, побуждение увидеть необычное в привычном, стремления догадаться и домыслить увиденное;
- красочность, яркость оформления спектакля;
- стройность, целостность каждого спектакля, его логическая завершенность;
- общая направленность спектаклей: для воспитания у детей базового доверия к жизни необходима обязательная победа добра над злом;
- создание творческо-поисковых ситуаций, активизирующих процессы мышления младших школьников и снимающих психологические барьеры на пути усвоения эстетического материала, обязательная эмоциональная выразительность исполнения, как музыканта, так и актеров-кукловодов.
Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и музыкальное воздействие – песня или музыкальное сопровождение, живописно - декоративное оформление. Умелое использование занятий «Кукольного театра» оказывают большую помощь в повседневной работе с детьми начальных классов по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.
Ребята любят смотреть спектакли кукольного театра. Он близок им, понятен, доступен, но нельзя его рассматривать только как развлечение. Очень важно воспитательное значение спектакля. Ведь именно в этом возрасте у учащихся активно продолжают формироваться характер, интересы, отношение к сверстникам и окружающему миру, поэтому им полезно показывать примеры дружбы, доброты,, трудолюбия, правдивости.
Учащиеся начальных классов с большим удовольствием занимаются в кружке «Кукольный театр». Если их научить: как сделать кукол, разную бутафорию и декорации для спектакля, а также помочь правильно разыграть сказку, то получится интересная постановка, в которой главные роли берут на себя ребята.
Следует помнить, что кукольный театр – это первое приобщение детей к театру, искусству. Занятия в кружке «Кукольный театр» дают очень много для общего развития ребят: они учатся культуре поведения в коллективе, у них формируются задатки коллективного творчества, развиваются мышление, внимание, память, выдержка, артистичность. Чтобы сказку проживали, герои на ширме, надо запоминать не только реплики, но и когда в каком месте он должен находиться, как вывести его к зрителям и увести, как показать характер. Застенчивым ребятам не так страшно выступать перед широкой аудиторией, находясь за ширмой. Они учатся правильно водить своих героев около ширмы, выполняя характерные движения.
Для развития ребенка очень важно формировать у детей различные интересы, т.к. для младшего школьника вообще характерно познавательное отношение к миру - интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Список литературы:
- Просандеева И.В. Педагогические условия организации кукольного театра в начальной школе // Искусство в школе. - № 2. - 2010. - С. 60-63. (0,5 п.л.)
- Просандеева И.В. Кукольный театр в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников // Начальная школа. - № 4. – 2010. - С. 100-103. (0,4 п.л.)
- Просандеева И.В. Руководитель детского школьного театра // Объединенный научный журнал. - № 14. - 2009. - С.37-39. (0,3 п.л.)
- Просандеева И.В. Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития школьников на современном этапе // Молодой ученый. - №9. - 2010. - С. 265-268. (0,4 п.л.)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Черкасова Юлия Вячеславовна
РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Челябинск, 2018
Черкасова Ю.В., Развитие тембрового слуха младших школьников на уроках музыки.-Челябинск,2018
Цель данного методического пособия - помощь преподавателю специального класса в развитии у учащихся тембрового слуха, а также при освоении программы по музыкальному образованию.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ | 5 |
1.1. Понятие музыкального слуха и его виды | 5 |
1.2. Способность школьников к дифферентации тембров | 11 |
1.3. Упражнения на развитие тембрового слуха на уроках | 13 |
1.4. Музыкальный слух с точки зрения психологии | 17 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
ВВЕДЕНИЕ
Область музыки – это, главным образом, человеческие чувства, переживания, и музыка передаёт их с необычайной конкретностью и полнотой. Для того, чтобы дети могли воспринимать музыкальное искусство, необходимо развивать у них эмоциональность и сознательность. А для этого нужно, прежде всего, развивать музыкальный слух.
По мере накопления учащимися музыкального опыта, обогащения новыми сведениями, у ребят появляется возможность осознанно воспринимать музыкальное произведение. Постепенное овладение навыками разбора (анализа) произведения на слух позволяет развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. А активное её восприятие ведёт к пониманию и наслаждению музыкой. Разнообразие тембров, их красочность ярко раскрывается при слушании инструментальной и вокальной музыки. Но при этом следует учесть, что в механической записи дети (да и взрослые) воспринимают музыку хуже, чем в живом исполнении. Большое значение в младшем возрасте при развитии навыков восприятия музыки имеют зрительные представления, так как у учащихся начальных классов эстетическое чувство, абстрактное мышление ещё мало развиты.
Исходя из всего сказанного, нужно сделать следующий вывод – на уроках в начальном звене для освоения тембров необходим не только записанный материал, но и настоящие музыкальные инструменты.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Понятие музыкального слуха и его виды
Что же есть музыкальный слух? В самом широком смысле этого слова – способность различать звуки по их качественным характеристикам, в первую очередь – по высоте звучания.
Именно эта характеристика, несомненно, составляет основу музыкального слуха. Но тут сразу можно с немалой долей уверенности заявить, что способность понимать человеческую речь автоматически свидетельствует и о наличии способности различать звуки не только по их тембру, но в том числе, и по высоте звучания.
Как показывает опыт, эта способность в той или иной степени присутствует практически у любого человека, а, следовательно, можно утверждать, что каждый человек имеет потенциальные способности для успешных занятий музыкой. Но так ли это на самом деле? Конечно же – нет. Ведь сам слух, имеет довольно сложную внутреннюю структуру. И умение отличать звуки по высоте звучания еще не означает наличие именно музыкального слуха. Нужно помнить, что главной специфической особенностью музыкального слуха является способность «внутреннего представления» звука, проявляющаяся в умении пропевать его «внутренним» голосом («внутреннее интонирование»). И в этом смысле, традиционная проверка слуха у детей - когда мы просим повторить голосом (пропеть) сыгранную мелодию - должна давать нам достаточно адекватное представление о наличии музыкального слуха и слуховых способностей в целом.
Впрочем, как показывает мой опыт, такая проверка не всегда гарантирует верный результат в установлении наличия слуховых способностей к музыкальной деятельности. Во-первых , хороший музыкальных слух (точнее говоря, отдельные его характеристики) может быть весьма существенно «замаскирован» плохой вокально-интонационной координацией или слаборазвитой музыкальной памятью.
Конечно, за годы учебы, музыкальный слух можно развить, если правильно и настойчиво добиваться,- об этом я упоминала выше, ссылаясь на системы Д.Кабалевского, З. Кодая и Ш. Судзуки. Опираясь на свой немалый опыт, я могу вспомнить множество примеров в подтверждение сказанного. Просто у некоторых детей музыкальный слух выражен очень ярко, а у других слабее. Главное для педагога, прослушивающего ребенка, постараться точно определить уровень развития слуха, как я называю «определить размер слухового зернышка» будущих музыкальных возможней, поддающихся раскрытию и развитию за время занятий в музыкальном учреждении.
Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавать их художественное значение. Вот этот – то слух и необходим каждому музыканту. Мы знаем, что музыкальный слух – явление сложное, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Различают несколько видов музыкального слуха:
- Абсолютный
- Относительный
- Внутренний
- Интонационный
- Ладовый
- Гармонический
- Полифонический
- Ритмический
- Тембральный
- Фактурный
Давайте кратко проанализируем каждый из данных вида.
Абсолютный слух - это возможность безошибочно определять высоту звука.
Основой такой способности является сильное развитие долговременной памяти на тембр и высоту звуков. Традиционно считается, что такой вид музыкального слуха является врождённым, и приобрести эту способность с помощью различных упражнений и методик невозможно.
Все же появляются педагоги, обещающие этот дар развить. Исследования по данному вопросу ещё не закончены, поэтому окончательных заключений нет.
Надо сказать, что наличие абсолютного слуха не гарантирует музыканту стремительного и успешного роста. И это подтверждает множество примеров. Итак, только один из числа несколько десятков профессиональных музыкантов обладает абсолютным слухом.
Относительный (интервальный) слух - это приобретённая способность практически безошибочно определять, а затем и воспроизводить звук интервалов, аккордов предварительно сопоставляемых с каким-либо музыкальным эталоном.
Хочу отметить, что такой тип музыкального слуха должен быть у любого профессионального музыканта и он является определяющим.
Внутренний слух - это возможность слышать и сопоставлять музыкальные звуки по записям или по памяти.
Мысленная работа с нотным текстом нового произведения, его предварительный анализ даёт очень хорошие результаты. Это отмечали многие крупнейшие педагоги. Римский-Корсаков считал внутренний слух высшей музыкальной способностью.
Интонационный слух. Есть две разновидности такого слуха:
- звуковысотный, который даёт возможность, сопоставляя звуки со звуковысотной шкалой, узнавать какие это ноты, обеспечивая попадание в тон
- мелодический, который даёт полное восприятие мелодии, а не только её отдельных фрагментов
Ладовый слух - умение слышать, разделять и определять ладово-тональные различия(например, устойчивость и неустойчивость, разрешение или не разрешение) как в нотах по отдельности, так и в целых аккордах и созвучиях, или даже отрезках мелодии. Но такое возможно только в определённом контексте.
Гармонический слух - это способность, которая позволяет слышать, а затем арпеджировать гармонические созвучия и аккорды. Применить эту способность можно во время пения в хоре (при разложении партий на голоса) или в подборе аккомпанемента к какой-либо мелодии.
Задача педагога по сольфеджио состоит в продуктивном подборе методов и форм работы с детьми так, чтобы все вышеперечисленные виды музыкального слуха развивались постоянно и комплексно. Ведь именно они и составляют основу музыкальных способностей детей.
Кроме перечисленных видов музыкального слуха, существуют и другие. Я называю их - специфические формы слуха, которые тоже являются важными.
Полифонический слух - способность отделять звуки разных инструментов, играющих в ансамбле одно тоже произведение.
Ритмический слух - способность физически чувствовать музыкальные звуки и мгновенно их воспроизводить.
Тембральный слух - это способность даёт возможность различать окраску и характер звучания того или иного инструмента.
Фактурный слух - это возможность чутко улавливать все тонкости и нюансы композиции.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно. Опыт показывает, что у одних учащихся при хорошем интонационном слухе слабее развито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, но менее чувствителен мелодический и т.д. Поэтому качество музыкального слуха определяется уровнем развития всех его форм и сторон.
Уроки музыки призваны формировать у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.
И все-таки, многими учёными и педагогами, основополагающую роль в становлении музыканта любой специальности играет именно предмет сольфеджио.
Так, Я.А. Коменский в своей системе музыкального образования, подчеркивает, что главной задачей, стоящей перед учащимися является: "…из музыки в совершенстве изучить сольфеджио".
Ведь сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Именно на уроках сольфеджио, ученик учиться
Говоря простым языком, уметь осознанно и грамотно играть, петь, записывать на слух анализировать и т.д.
Именно хорошо развитый музыкальный слух помогает учащимся слышать звучание исполняемого произведения и способствует созданию художественного образа произведения. Музыкальный слух дает возможность музыканту воспринимать и осознавать те образы и чувства, которые композитор вложил в произведение и своим исполнением донести их до слушателя.
Великий русский композитор и педагог Н. А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности.
Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И в самом деле, на уроках сольфеджио активность музыкального слуха, отделенная от исполнительских задач и технических навыков, сильно возрастает.
Так как сольфеджио – дисциплина практическая, поэтому правильнее весь комплекс умений, навыков и знаний назвать системой развития музыкального слуха.
Перед преподавателями сольфеджио возникает множество проблем в воспитании и развитии музыкальных способностей детей, пришедших учиться в музыкальные учреждения. Ведь из опыта мы знаем, что заниматься музыкой приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на нескольких звуках.
Многие согласятся, что в учреждениях дополнительного образования, уровень музыкальных способностей у детей, пришедших обучаться не всегда радует, да и не всегда есть возможность качественного выбора.
Учебный план по сольфеджио предусматривает групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. Группы (10-15чел.), как правило, комплектуются по возрастному принципу, и иногда в группах учатся такие разные по способностям, да и по характеру дети.
И это требует от педагога продуманного подхода к тщательному планированию урока, где умело сочетаться различные методы групповой и приемы индивидуальной работы. При этом обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.
Так как музыкальный слух - это сложносоставное понятие, то для гармоничного развития профессионального слуха юного музыканта, на уроках сольфеджио необходимо уделять должное внимание развитию всех составляющих его сторон.
Три основных качества музыкального звука: высота, громкость и тембр предполагают, что гармонично развитый слух имеет и развитые звуковысотную, динамическую и тембровую составляющую.
Однако на раннем этапе обучения основой музыкального развития является звуковысотный слух. И это оправдано. Ведь развитие, например, тембрового слуха, очень ценно для музыканта - профессионала, но оно во многом зависит от слухового опыта, который ещё предстоит накопить, а динамическая сторона слуха проще для восприятия. И поэтому педагоги-сольфеджисты детских музыкальных школ уделяют огромное внимание методам и формам совершенствования у своих учеников звуковысотного слуха.
Очень интересна статья М.В.Карасева «Сольфеджио - психотехника развития современного профессионального слуха», где автор разделяет развитие музыкального слуха на «три ступени художественного проникновения в мир звуков».
- Первая ступень становления музыкального слуха - развитие умения хорошо читать нотный текст. На этом этапе происходит установление и закрепление в сознании учащихся связи между звуком и символом его выражения - нотным знаком.
- Вторая ступень - совершенствование способности слуха распознавать взаимосвязи между звуками, развивая слух ладовый, гармонический, мелодический, полифонический, внутренний и т.п.
- И третья ступень – «это сфера ассоциативного, синтетического слышания музыки» [2,c.75], где проводятся параллели между звуковыми и физическими ощущениями (цвет, качество, тактильные ощущения вещества, его форма и т.д.).
На разных этапах обучения возможно доминирование одной из ступеней.
Как правило, второй этап самый продолжительный.
Преподавателям сольфеджио необходимо совершенствовать у учащихся все стороны музыкального слуха, работая над развитием мелодического, гармонического, тембрового, внутреннего слуха систематично, а не время от времени.
1.2. Способность школьников к дифферентации тембров
Музыка – это, главным образом, чувства, переживания, и музыка должна передавать их с необычайной конкретностью и полнотой. Для того, чтобы дети могли воспринимать музыкальное искусство, необходимо развивать у них эмоциональность и сознательность. А для этого нужно, прежде всего, развивать музыкальный слух.
По мере накопления учащимися музыкального опыта, обогащения новыми сведениями, у ребят появляется возможность осознанно воспринимать музыкальное произведение. Постепенное овладение навыками разбора (анализа) произведения на слух позволяет развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. А активное её восприятие ведёт к пониманию и наслаждению музыкой. Однако проводимый только лишь за фортепиано анализ музыки даёт ей несколько одностороннюю характеристику. Сейчас у учителей есть возможность найти качественные аудио- и видеозаписи. Они дают возможность познакомить школьников со многими музыкальными сочинениями, с мастерством первоклассных исполнителей, а также со звучанием различных инструментов.
Для развития тембрового слуха и, главное, умения связывать тот или иной тембр с конкретным его источником - инструментом, в процессе прослушивания приходится специально фиксировать внимание учащихся на оркестровых тембрах. Детям необходимо уяснить, что музыкально-изобразительные средства (в том числе и тембр) содействуют большей конкретности музыкальных образов.
Разнообразие тембров, их красочность ярко раскрывается при слушании инструментальной и вокальной музыки. Но при этом следует учесть, что в механической записи дети (да и взрослые) воспринимают музыку хуже, чем в живом исполнении. Большое значение в младшем возрасте при развитии навыков восприятия музыки имеют зрительные представления, так как у учащихся начальных классов эстетическое чувство, абстрактное мышление ещё мало развиты.
Исходя из всего сказанного, нужно сделать следующий вывод – на уроках в начальном звене для освоения тембров необходим не только записанный материал, но и настоящие музыкальные инструменты. Если же нет возможности показать ребятам реальный инструмент, то очень важно привлечь иллюстрации, так как у детей младшего школьного возраста преобладает конкретный, наглядно-образный характер мышления
Развитие у школьников тембрового слуха на основе дифференциации тембров музыкальных инструментов – не самоцель, а средство для формирования у детей полноценного восприятия музыки. Поэтому при слушании музыки нужно настроить детей, что анализ средств музыкальной выразительности (в том числе и тембров инструментов) нужен, прежде всего, для раскрытия содержания музыки.
Восприятие тембровых особенностей музыки начинается уже с первых уроков. Внимание детей должно обращаться на то, что игра на барабане в большей мере присуща маршевой музыке, но неуместна при звучании напевной песни; игра на бубне, деревянных ложках связывается с весёлой подвижной музыкой танца.
На протяжении всех предыдущих занятий учащиеся вслушивались в различные тембры голосов и музыкальных инструментов при исполнении ими музыки. Таким образом, к III четверти ребята уже имеют достаточный слуховой опыт для усвоения понятия «тембр».
У музыкантов-педагогов нет единого мнения о том, в каком порядке необходимо начинать знакомство учащихся с музыкальными инструментами. Если большинство учителей сходится в том, что вначале следует познакомить детей с известными инструментами: фортепиано, балалайкой, скрипкой, баяном, то дальнейший порядок ознакомления с инструментами вызывает споры.
Для обоснования системы подбора музыкальных инструментов можно исходить из двух принципов:
- Начинать надо с лёгких тембров, наиболее часто слышимых детьми.
- При сопоставлении инструментов идти от наименее схожих тембров.
Оказывается, что для узнавания тембра большое значение имеет исполняемая музыка. Например, при слушании русской народной песни баян узнают около 80% ребят, а «Шествие гномов» Грига в переложении для баяна узнали только 45%.
Итак, согласно исследованиям некоторых педагогов, дети 6-8 лет хорошо (80-90%) узнают балалайку, скрипку, фортепиано, трубу, флейту, домбру и кобыз. Слышат звучание духового, симфонического оркестров, а также оркестров русских и казахских народных инструментов.
Таким образом, элементарная способность к дифференциации тембров у большинства детей данного возраста есть. Этот тип восприятия можно рассматривать как элементарную музыкальную грамотность в области тембрового слуха.
Для продолжения работы по развитию этого вида слуха надо постоянно практиковать слушание инструментальных и вокальных произведений (в записи и в «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров, их выразительных возможностей - всё это необходимо детям для последующего творчества.
Чтобы хорошо ориентироваться в звучании различных тембров, определять их выразительное значение, недостаточно послушать и разобрать одно произведение, исполненное конкретным инструментом. Понадобится прослушивание многих произведений, где инструмент звучит отдельно, в разных регистрах, а также в сочетании с другими инструментами. Хотя повторение одного и того же произведения несколько раз тоже имеет смысл. Важно, чтобы при каждом новом прослушивании менялись задачи, поставленные школьниками. Тембровое разнообразие играет здесь большую роль: оно способствует преодолению слуховой пассивности, делает более заинтересованным процесс восприятия.
На следующем этапе развития тембрового слуха необходимо давать учащимся музыку, в которой тембры звучат не характерно. То есть формируется способность, требующая определённой слуховой подготовки. С одним и тем же музыкальным инструментом надо знакомиться как можно дольше, постепенно раскрывая его выразительные возможности.
При сопоставлении инструментов нужно учитывать контрастность тембров. Упражнения, направленные на повышение различительной чувствительности, могут оказаться безрезультатными, если их начинать со слишком тонких различий.
Исходя их этих принципов, можно составить следующую схему - порядок знакомства детей с музыкальными инструментами для 1 класса:
- балалайка, баян – оркестр русских народных инструментов;
- домбра, кобыз – оркестр казахских народных инструментов.
Необходимо избежать появления у ребёнка стереотипа, что балалайка исполняет только плясовые наигрыши. Нельзя допустить, чтобы тот или иной тембр прочно связывался ребёнком только лишь с определённой пьесой.
1.3. Упражнения на развитие слуха на уроках
Главная задача педагога заключается в том, чтобы тембровые представления детей помогали им глубже понять характер слушаемой музыки и воспринять её художественный образ. А это возможно лишь в том случае, если музыкально-слуховые, в том числе тембровые, представления будут постоянно развиваться. На каждом уроке должна решаться лишь одна какая-либо педагогическая задача. Но в конечном итоге нужно стремиться к эмоционально обогащенному, осознанному восприятию музыки.
Примерный перечень игр для развития тембрового слуха
- Узнай по голосу.
Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребёнок-водящий. Он закрывает глаза. Дети водят хоровод и напевают следующий текст:
Коля (,„), ты сейчас в лесу,
Я зову тебя: «Ау!».
Ну-ка глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Дети останавливаются, и один из играющих пропевает имя водящего.
- Что музыкальный инструмент расскажет о себе.
Игровой материал: комплект рисунков музыкальных инструментов и маленькие карточки с изображением тех же инструментов.
Ход игры: один из детей начинает всем описывать какой-либо инструмент, какой он по внешнему виду, форме, как на нём извлекаются звуки, какие они по окраске (например, нежные, звенящие, гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы. Затем поднимают карточки. Кто первым правильно определит инструмент, становится рассказчиком. Игра может продолжаться до тех пор, пока все играющие не пройдут роль рассказчика.
- Музыкальный домик.
Описание: сказочный домик с несколькими окошками и карточки с изображением какого-либо музыкального инструмента.
Ход игры: педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нём живут весёлые музыканты, играющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Ребёнок, определив на слух, какой инструмент играет, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек дома.
- Весёлый поезд.
Описание: вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими закрытыми окошечками (пронумерованные, а на обратной стороне изображение музыкального инструмента).
Ход игры: педагог обращает внимание играющих на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон весёлого поезда. Узнав инструмент, ребёнок поворачивает изображение и сверяет правильность догадки.
Примечание: чтобы картинки хорошо держались на окошках поезда, к каждому вагону нужно приделать крючок, на который вешается листок, вложенный, например, в файл.
5. Выбери инструмент.
Цель: развивать у детей представление об изобразительных возможностях различных инструментов.
Описание: набор карточек с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Детям исполняют несколько пьес, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов.
После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.
1.4. Музыкальный слух с точки зрения психологии
Музыкальный слух - одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. Б.М. Теплов отмечал два значения термина "музыкальный слух". Под "музыкальным слухом" в широком значении этого термина он понимал как звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды (тембровый, динамический и др.); в узком значении, по Б.М. Теплову, речь должна идти только о звуковысотном слухе. Поскольку звуковысотное движение является основным "носителем смысла" в музыке, ведущую роль в ее восприятии и воcпроизведении играет именно звуковысотный слух, без которого "невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более - никакое музыкальное действование"1.
Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Он "имеет по крайне мере две основы - ладовое чувство и музыкальные слуховые прел ставления. В связи с этим можно говорить о двух компонентах мелодического слуха.
Первый из них можно назвать перцептивным1, или эмоциональным, компонентом... Второй компонент можно назвать репродуктивным, или слуховым"2.
Перцептивный компонент, по Б.М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия. Благодаря репродуктивному компоненту происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений.
В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более "глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его "тяготения""3.
Данные современной психологической науки позволяют считать, что мелодический слух в онтогенезе развивается как единая система, однако ладовое чувство опережает в развитии музыкальные слуховые представления.
Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух у детей развивается главным образом на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Именно в пении диагностируется уровень развитости репродуктивного компонента мелодического слуха.
Современные исследования (К.В. Тарасова) позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом.
Первый, начальный этап, характеризуется тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни в определенном ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца. На втором этапе можно уже распознать интонирование одного-двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня. На третьем этапе интонируется общее направление движения мелодии. Четвертый этап отличается от предыдущего тем, что на фоне воспроизведения общего направления мелодии появляется достаточно "чистое" интонирование отдельных ее отрезков.
На пятом этапе "чисто" интонируется вся мелодия. Эти пять этапов выявлены в условиях пения с фортепианным сопровождением. На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает: ребенок относительно верно интонирует мелодический рисунок без сопровождения.
Репродуктивный компонент мелодического слуха, о котором идет речь и который может трактоваться как способность активно и относительно чисто ("правильно") воспроизводить мелодический рисунок голосом, формируется у большинства детей в период от четырех до семи лет. Значительный прогресс в развитии данной способности на четвертом году жизни сменяется в дальнейшем более плавным течением этого процесса.
В целом, оценивая ситуацию по ее обобщенным, суммарным показателям, приходится констатировать, что у большинства детей чистота интонирования (т.е. развитость репродуктивного слуха) остается на сегодняшний день весьма невысокой, и это несмотря на достаточно большое количество времени, отводимое пению на музыкальных занятиях в детских садах. Возможно, одна из причин здесь - отсутствие в практике массового музыкального воспитания специальной и целенаправленной работы по постановке детского певческого голоса. Постановка голоса, значительно облегчая детям процесс вокализации и снимая трудности слухо-вокальной координации, может способствовать увеличению диапазона певческого голоса ребенка и развитию его мелодического слуха.
Что касается перцептивного компонента мелодического слуха то его элементарные проявления, предваряющие формирование ладового чувства, можно диагностировать по следующим признакам: узнавание ребенком знакомой ему мелодии; идентификации предъявляемого мелодического образца с оригиналом; обнаруживающееся с большей или меньшей очевидностью чувство тоники осмысление звуковысотных интервальных отношений между ступенями лада.
Перцептивный компонент мелодического слуха в его элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизнни, причем именно на четвертом году происходит значительны скачок в его развитии. В последующие годы на дальнейших стадиях онтогенеза он развивается менее активно. Необходимо добавить этому, что перцептивный компонент в его собственном значении - как способность к различению ладовых функций звук< мелодии - формируется только в условиях специально направленных и соответствующим образом организованных музыкальных занятий.
Принципиальное значение имеет возрастной этап (четвертый год жизни), когда происходят совпадающие во времени Kaчественные скачки в развитии у ребенка и перцептивного и репродуктивного компонентов мелодического слуха.
Это можно объяснить тем, что в указанном возрасте в системе музыкального слуха на основе интонирования мелодии голосом возникает новое образование – собственно звуковысотное слышание. Его появление служит базой для формирования и дальнейшего развития так называемого относительного слуха. Последний же, в свою очередь, может служить основой прижизненного формирования абсолютного слуха.
Итак, мелодический слух развивается в онтогенезе как единая интегративная система, для которой характерно взаимодействие перцептивного и репродуктивного компонентов; их формирование идет от элементарных ко все более сложным составляющим.
Развитие у детей музыкального слуха, и прежде всего его главной, звуковысотной "составляющей", во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, как уже отмечалось, в первую очередь относится пение - один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников и школьников.
В практике музыкального обучения и воспитания этот раздел занятий является весьма сложным и наименее разработанным в методическом отношении. В существующих методических рекомендациях отмечается обычно важность работы над чистотой интонирования, дикцией и общей выразительностью исполнения. На этом указания педагогам-практикам обычно заканчиваются. Постановкой детского певческого голоса как таковой музыкальные руководители в детских садах и учителя начальных классов общеобразовательных школ, как правило, не занимаются. Между тем именно тот возраст, о котором идет разговор, наиболее благоприятен для становления основных певческих умений и навыков.
О необходимости раннего приобщения к правильной вокализации говорил в свое время А.Е. Варламов, выдающийся композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если учить ребенка петь с детства (естественно, соблюдая при этом все необходимые меры предосторожности), его голос приобретет гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль подтверждена и современной педагогикой. Предлагались интересные приемы, способные облегчить формирование певческого звука, выработать правильное дыхание, чистоту интонирования, четкость дикции (Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.М. Дубянская и др.). В дошкольной музыкальной педагогике был проведен ряд исследований (Н.А. Ветлугина, А.Д. Воинова, Р.Т. Зинич-Слепова), выявивших внутренние взаимосвязи в процессе развития музыкального слуха и певческого голоса, доказавших существенную роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности у детей.
Однако несмотря на видимый интерес к этим вопросам, методика формирования певческого голоса у детей оставалась в целом неразработанной, что отрицательно сказывалось на их музыкальном развитии. Специалистами неоднократно отмечался низкий уровень слухо-вокальной координации у дошкольников и младших школьников, указывалось на тусклое звучание детских певческих голосов, на неудовлетворительное интонирование (Е.Я. Гембицкая, Г.П. Стулова, Е.А. Мальцева и др.).
Отмечая этот пробел в системе детского музыкального воспитания, исследователь К.В. Тарасова пришла к выводу о необходимости разработки специальной методики постановки детского певческого голоса. В ее основе должна лежать последовательная отработка двух ведущих звеньев певческого процесса, в результате которой звук становится позиционно высоким, резонирующим и льющимся на дыхании ("полетным").
Положение о необходимости выделения ведущих звеньев возникло в связи с большой сложностью управления певческим процессом, который требует, как известно, обязательной координации многих участвующих в нем систем, предъявляя тем самым высокие требования к организации внимания и контроля за певческими действиями. В детском возрасте, для которого характерны низкий уровень произвольности и малый объем внимания задачи, связанные с саморегуляцией певческого процесса, становятся практически неразрешимыми, если не будут найдены ведущие звенья этого процесса.
Кроме того, автор пришел к выводу о том, что голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся, по крайней мере, на три природных типа - высокий, средний и низкий, причем каждом из них присущи характерная тембровая окраска, а также свои звуковысотный и примарный1 диапазоны. Деление детского хора на определенные группы, соответствующие указанным типам голосов, равно как и проведение адекватной специфике этих голосе певческой работы, приводит к значительно более высоким результатам в музыкально-слуховом, вокальном и общем музыкально развитии детей.
Это положение имеет особое значение для системы массового музыкального воспитания детей, поскольку в большинстве хоровых коллективов детских садов вплоть до настоящего времени не проводится различий между голосами поющих. В результате для о них детей тональность, тесситура и диапазон исполняемых песни оказываются подходящими, а для других - нет. Страдает качество исполнения музыки и, что еще хуже, страдают детские голоса.
Не менее важен и вывод о необходимости проведения начального этапа работы по постановке детского певческого голоса в пределах примарного диапазона каждого из типов голосов. После освоения и укрепления примарного диапазона в певческой практике голос чаще всего идет вниз, и только потом - вверх. Стремление некоторых педагогов и хормейстеров к искусственному расширению диапазона, в частности к увеличению его верхнего "отрезка", может привести к негативным последствиям (включая заболевание певческого аппарата ребенка).
Правило для учителей, воспитателей детских садов и родителей должно заключаться в отказе от форсирования звука собственного голоса в общении с детьми. Дошкольники и младшие школьники, как известно, склонны к подражанию, и если взрослый говорит или поет громко, дети тоже начинают форсировать звучание своего голоса, что крайне нежелательно во всех отношениях.
Негромкий, льющийся, серебристый звук детского голоса может рассматриваться как своего рода эстетический эталон. К его достижению необходимо стремиться в реальной практике музыкального, и в том числе певческого, воспитания детей.
Таковы, в общем, проблемы, стоящие в области музыкально-слухового воспитания перед музыкальными работниками детских садов и учителями музыки общеобразовательных школ. Если же посмотреть на музыкальное воспитание с позиций профессиональной музыкальной педагогики, то в этом случае оно получит иное толкование, выйдет на принципиально новый уровень.
Список использованной литературы
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
- Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
- Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». Москва, 1963
- Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. – М., Музыка, 1961 г.
- Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 1977 г.
- Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М.,
- Коменский Я.А. Пансофическая школа., М., Педагогика 1982г.
- Сухомлинский В.А. О воспитании, М.,1979г.