Формирования метапредметных знаний на уроках математики.
учебно-методический материал на тему
Формирования метапредметных знаний на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_umeniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования метапредметных знаний на уроках математики.
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.
Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:
• формирование мировоззрения;
• формирование мышления;
• подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;
• успешная социализация и т.д.
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.
Можете ли вы ответить на вопрос:
что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит - нет интереса и тогда...в голове ученика - ветер, но...
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер –
Он взлетает в облака.
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.
Что же это такое? Метапредметность?
Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.
«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносим мы эту фразу…
Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
что я делаю? (предмет деятельности);
для чего я это делаю? (какова цель);
как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего я работаю на результат.
На уроках я реализую данный подход в создании метапредметной ситуации.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Проблемная ситуация устанавливает у учащихся границу между знанием и незнанием.
Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуация неопределенности
Например:
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к
выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17
На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций:
информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группах по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
I. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче
Задание № 1
Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр.
Ответ: _________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все (4) условия поставленной задачи.
Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»).
Пример верного выполнения:
Ответ: 1023.
Задание № 2
Реши задачу:
У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит
ли ей денег на эту покупку?
Ответ: _______________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным.
Верное выполнение
Денег не хватит.
II. Планирование, контроль и оценка учебных действий
Задание № 3
При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Отметь верные решения +.
8 м = 800 дм 100 кг = 1 ц
9 см = 90 мм 100 мин = 1 ч
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы.
Задание № 4
Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.
520 – 120 × 3 + 50 = 110
360 – 240 × 3 : 6 = 60
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения
учебной задачи: «Равенство должно быть верным».
Задание № 5
Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.
Работа Пети Твоя работа
20 × 30 = 60 600 20 × 30= 60 600
92 × 2 = 184 92 × 2 = 184
54 × 2 = 18 108 54 × 2 = 108
302 × 3 = 906 302 × 3 = 96 906
Отметка:____ Отметка:____
___________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и ту же отметку обоим, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок).
Задание № 6
Выбери необходимы е действия и установи их последовательность при нахождении периметра этого многоугольника. Отметь + ненужное действие.
Определить число сторон многоугольника.
Найти сумму двух сторон многоугольника.
Умножить длину стороны многоугольника на число сторон.
Измерить длину стороны многоугольника.
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется сформированность действия упорядочивания этапов алгоритма решения учебной задачи математического содержания, проверять, является ли суждение этапом алгоритма, устанавливать соответствие между суждением и его местом в алгоритме.
III. Использование знаково-символических средств представления информации
Задание № 7
Сделай чертеж к задаче.
От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.
Задание № 8
Заполни таблицу данными из текста:
Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 рублей, а на вечерний – 150 рублей. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит 180 рублей.
Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 рублей, а на вечерний – 250 рублей.
Утро | Вечер | |||
Будний день | Выходной день | Будний день | Выходной день | |
Детский | ||||
Взрослый |
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий (признаков).
Задание № 8
На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика?
Ответ: на ________ см.
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
По словам кандидата философских наук, заместителя директора НИИ ИСРОО Н.В.Громыко – целью матапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, созданий условий для активизации мыслительной деятельности и проведении анализа составляющих этого процесса.
Опыт работы показывает, что дети часто теряют интерес к обучению. Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся начальных классов, я ставлю своей главной задачей – повышение мотивации учащихся к учению.
Огромное поле деятельности для матапредметного подхода и создания метапредметной ситуации служит проектная деятельность.
Так на уроке математике в 4 классе при повторении темы «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнения» мы не только решали уравнения и задачи, но при выполнении определенных заданий узнали о первоцветах и создали книжку – малышку о первоцветах.
Такая работа активизирует учащихся и делает урок живым, результативным.
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность обучающихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт обучающегося.
Метапредметные образовательные ресурсы предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Применение на уроках метапредметного подхода способствует:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
- личностному росту; росту креативности.
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.
И, в заключении хочется привести следующие слова: «Школу можно уподобить скрипке, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение особенностей формирования обучаемости на уроках математики во 2 классе
В работе рассматриваются вопросы:проблема обучаемости в психолого-педагогической литературе (сущность, возрастные особенности) диагностика обучаемости;разработка системы упражнений, направленных ...
Формирование УУД на уроках математики
выступление с презентацией...
реферат учителя начальных классов "Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера"
реферат учителя начальных классов...
Формирование УУД на уроках математики.
Методы формирования УУД у детей младшего школьного возраста....
Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"
В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....
Мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики"
Задачи мастер- класса:Познакомить с перечнем УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся в 1 классе, а так же с помощью чего можно сформировать УУД (задания учебника, технол...
Формирование УУД на уроках математики в начальной школе
формирование УУД в начальной школе (математика)...