ПК 4.3
учебно-методический материал по теме

Черюсова Светлана Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания

методического  объединения  учителей  начальных  классов

             Основные методические темы, над которыми   работал   коллектив   МО учителей начальных классов:

1. Использование ИКТ технологий в учебно-воспитательном процессе.

Тематика заседаний методического объединения  определялась задачами методической работы школы на 2017-2018 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников,  актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.  

Заседание имело следующую структуру:

  1. ИКТ-компетентность учителя начальных классов.
  2. Формы использования информационных технологий в образовательном процессе. Обмен опытом.
  3. Влияние ИКТ - технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.
  4. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за 1 полугодие. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие.
  5. Анализ работы МО за 1-ое полугодие.

По первому вопросу «ИКТ-компетентность учителя начальных классов» выступила учитель начальных классов Буш Светлана Сергеевна. В своём выступлении она отметила, что с введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

Работая над вторым вопросом, учителя начальных классов обменялись опытом по использованию различных форм информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Выступая по третьему вопросу «Влияние ИКТ - технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся», Разина Нина Алексеевна подчеркнула, что интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.

С анализом успеваемости учащихся начальной школы за I – ое полугодие выступила зам.директора по УВР Пужалина Т.В. Были представлены результаты итоговых контрольных работ за 1-ое полугодие, подведены итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения учащихся.

Руководитель ШМО Разина Нина Алексеевна проанализировала работу методического объединения начальных классов за первое полугодие.

Задачи, поставленные перед МО реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты.      

             Были выделены как положительные моменты:

 – Общение и оказание методической помощи в работе со стороны опытных педагогов, своевременная критика и помощь.

– Рассмотрение теоретического материала на заседаниях МО. Теоретическое выступление имело практическую направленность

– Обсуждение новых технологий обучения и контроля, поиск нового.

– Работа по накоплению методической копилки в МО, способствующая повышению профессионализма.

 - Были проведены открытые уроки.

        Так и отрицательные:

– Недостаточное взаимопосещение уроков коллег.

По результатам анализа работы МО на 2015-2016 учебный год определены следующие задачи:

  1. Учителям начальных классов использовать разнообразные формы информационных технологий в образовательном процессе для повышения учебной и творческой мотивации учащихся.
  2. Учителям начальных классов, показавшим низкие результаты образовательного процесса, продолжить работу по разработанному плану мероприятий для повышения качества образования.
  3. Работу методического объединения начальных классов за первое полугодие считать удовлетворительной.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологий предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы.

Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, динамические паузы.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока: Английского языка

Тема: «Творческая работа «Мой день»»

Цели деятельности учителя: Формирование коммуникативных компетенций учащихся. Научить спрашивать который час по-английски и сообщать время в часах

Планируемые результаты

Предметные: Спрашивать время на английском языке. Сообщать время на английском языке.

Личностные: Формировать адекватную самооценку, оценку своих достижений, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, уч. 3 класс  «Английский язык», рабочая тетрадь 3 класс  «Английский язык».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Let’s begin our lessons with the drill.

We are happy brother pigs, 
We are happy piggy-wigs, 
We have time to jump and play, 
We are happy all the day!

Повторять хором.

Читать по строчка

Let’s have a rest.

“The clock” (“Часы”). Движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперёд-назад (tick-tock). 5-10 раз. Это упражнение можно выполнять, повторяя вслух стихотворение:

Tick-Tock.
“Tick-tock, tick-tock,
Little Dino,
Play and work!”
Says the clock.

Принимать участие в динамической паузе.

Выполнять упражнение.

Повторять  стихотворение.

Игра «Time»

Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.

Делиться на две команды.

Слушать учителя.

Заканчивать предложение в соответствие с заданием.




Предварительный просмотр:

Игровые технологии.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся.

Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.

Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе.

Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:

  • Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
  • Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.
  •  Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса.

Виды игровых технологий

Все игры, которые могут использоваться в процессе обучения, разделяют на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу. В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически. Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью. Независимо от вида, каждая игра имеет четкую структуру и должна включать: роли, которые берут на себя играющие, игровые действия, сюжет. Для совершенствования учебного процесса в начальной школе могут использоваться два основных метода: ролевые игры на уроке, а также соревнования. Последний вариант в большей степени мотивирует ребят к обучению. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики

(игровая технология)

Тема: Краткая запись.

Цель деятельности учителя: обучение составлению краткой записи к «арифметическим сюжетным задачам»

Предметные:

рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи.

Личностные:

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, чувство коллективизма, культуру поведения на уроке.

- воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование: Учебник «Математика» («ПНШ» 2 класс 1 часть, рабочая тетраль); презентация.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Устный счёт проводится в форме эстафеты

На каждый ряд выдается карточка с математическими выражениями, найдя значение одного выражения, ученик передает карточку следующему. Побеждает та команда, которая выполнит задание первая и без ошибок.

После того как все выполнили задание, осуществляется проверка. Ряды меняются карточками и выполняют проверку по образцу.

20 + 40 = (60)

70 – 40 = (30)

40 + 50 = (90)

50 – 30 = (20)

90 – 30 = (60)

15 – 8 = (7)

19 – 10 = (9)

15 + 27 = (42)

12 – 4 = (8)

Делиться на команды.

Выполнять вычисления.

Осуществлять проверку.



Предварительный просмотр:

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Впервые технологии проблемного обучения появились в 20 — 30-х гг. XX в. Как в зарубежной, так и в отечественной школе проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи.

Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, но и пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Оно предполагает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, развитие индивидуальных способностей школьника.

Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и

«проблемная ситуация».

Признаками проблемы являются:

1.порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе

обучения),

2. готовность и определенный интерес к поиску решения и

возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая

различные направления поиска.

Проблемная ситуация — это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении задания, которое побуждает найти (открыть или усвоить) новые, ранее не звестные субъекту знания или способы действия.

Основные приемы создания проблемных ситуаций:

• учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее

усвоенные знания в новых практических условиях;

• противоречие между теоретически возможным способом ре-

шения задачи и практической его реализацией;

• возникает затруднение в обосновании и осознании выполня-

емых учащимися действий;

• учащиеся не знают способа решения поставленной задачи и т.д.

Схема проблемного обучения:

1.постановка учителем проблемной задачи, ориентированной на

ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного;

2. осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, применения знаний для решения конкретных задач.

Особенности технологий проблемного обучения состоят во

взаимодействии участников образовательного процесса, которое ос-

новано на сотворчестве.

• Деятельность учителя сводится к следующим действиям: под-

готовка учащихся к восприятию проблемы; создание проблемной

ситуации; формулировка учебной проблемы; мотивация поисковой

деятельности учащихся; управление поисковой деятельностью

учеников; контроль за поисковой учебной деятельностью; оценка

результатов творческого поиска.

• Деятельность учащихся в проблемном обучении заключается в

следующем:

1) актуализация имеющихся знаний;

2) осознание проблемной ситуации;

3) восприятие учебной проблемы и противоречий, лежащих в основе возникновения проблемы;

4) познавательная потребность в разрешении возникшего противоречия;

5) самостоятельная творческая поисковая деятельность;

6) разрешение противоречия;

7) самооценка и рефлексия.

Методы проблемного обучения:

1. частично-поисковые,

2. поисковые

3. исследовательские методы.

1.Частично поисковые методы проблемного обучения применяются в тех случаях, когда учитель создает проблемную ситуацию, которая под его руководством разрешается учащимися. Учитель может подсказать учащимся первый или затруднительный шаг в решении проблемы. В основном ученики обдумывают решение проблемы самостоятельно. Наиболее наглядный прием частично поискового метода — эвристическая беседа.

2.Применяя поисковые методы, учитель сам формулирует задачи проблемного характера, а учащиеся решают их самостоятельно, осуществляя тем самым творческий подход. Этот метод целесообразно использовать на обобщающих уроках.

3.Исследовательские методы в проблемном обучении характеризуются тем, что ученики самостоятельно без помощи учителя  открывают и усваивают новые знания и умения, выдвигая и решая учебные проблемы. Задача учителя — нацелить школьников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную активность. Данный метод применим в старших классах.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по русскому языку

(технология проблемного обучения)

Тема: ««Падеж имен прилагательных»».

Цель:  выявление особенности склонения имени прилагательного, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;  изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Личностные:  развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Тип урока: Открытие нового знания 

Оборудование:  учебник русского языка 3 кл. 2  часть, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учника

Прочтите словосочетания.

Интересная книга, интересной книги, интересной книге, интересную книгу, интересной книгой, об интересной книге.

- Назовите имена существительные. Что можно о них сказать? Это однокоренные слова? (это формы одного слова.

- Определите падеж имен существительных, имен прилагательных.

- Назовите имена прилагательные. А что можно сказать об именах прилагательных? Как они изменяются? (по падежам)

- Предположите свой способ определения падежа у имени прилагательного.

Читать словосочеттания.

Называть имена существительные.

Определять падеж имен существительных.

Выдвигать свои предположения.