РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей младших школьников
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразия приёмов и методов обучения. Научить учащихся учиться, научить ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики, выделять главное, последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Мой практический опыт убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идёт интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приёмов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творчества.
Творческую деятельность можно стимулировать через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. Считаю, что наилучшей применительно к младшему школьному возрасту является такая организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно, с точки зрения младшего школьника, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. Для меня важно, чтобы ребёнку было, что сказать участникам общения, чтобы он действительно передавал информацию, для этого необходимо найти собеседника. В нашем случае им является коллектив класса
и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.
Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Её осуществлением добиваюсь не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения.
Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе.
Применение проблемных ситуаций в учебном процессе даёт возможность формировать у учащихся определённую познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведёт к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребёнка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи. Но не всякая проблемная ситуация, вопрос, есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. Такие проблемные ситуации стараюсь использовать.
Для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
На уроках русского языка использую упражнения, активизирующие познавательную деятельность: "Составь слово”, «Цифровой диктант», «Ребусы и анаграммы», «Развиваем логику», «Закодированное слово». Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:
1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание. Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке.
2) Виды работ с творческой основой:
составь устный рассказ на тему по картине;
рассказ в связи с прочитанным по впечатлениям или наблюдениям,
развернутый рассказ,
связный рассказ по плану,
рассказ о герое;
изложение по тексту сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения.
Особым направлением в системе развития творческих способностей выступает работа с текстом. Используемые в процессе её осуществления тексты в обязательном порядке должны носить воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Появляются творческие задания типа «Самостоятельно составьте план…», «Проиллюстрируйте…». Творческие задания даю как группам, так и детям с индивидуальными особенностями.
На уроках математики интересна работа с геометрическим материалом. Для решения проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, оперируя математическими терминами. Используя такие навыки, развиваю творческие способности, творческое мышление. При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на сильных, средних и слабых. Задание раздаётся всем одинаковое, а конечный результат: формулировка правила на одном из уровней проблемности - это и есть показатель уровня самостоятельности и развития творческих способностей.
Детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании – ещё одна ступенька к творчеству. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берёт уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.
Вариантом творческого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц, например при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица лисицы. Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Произойдут изменения и в языке, в нём должен отразиться характер лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку. Интересен моим учащимся такой вид заданий, как творческое домашнее задание. Причём, каждый может выбрать из варианта предложенных.
Моё внимание привлёк метод проектов, особенно часто использую его на уроках. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребёнка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, посильны пониманию ребёнка. Чем меньше ребёнок - тем проще проект.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является не столь новой, но востребованной формой обучения, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию у школьников мотивации к получению знаний. Данный вид деятельности распространён в основном в старших классах, но, по моему мнению, её основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы.
Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней принимают участие не только «сильные» учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. Задача учителя – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения.
Список литературы:
1. Иванова Л.И. «Развитие творческих способностей школьников.» // Начальная школа, 1994 № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....