Системно – деятельностный подход - методологическая основа обучения.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Системно – деятельностный подход - методологическая основа обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod_-_metodologicheskaya_osnova_obucheniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход - методологическая основа обучения.
Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный , который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков ( УДД) , уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение обучающимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей нового стандарта. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и обучающихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового Стандарта, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандарта, основой которого, является системно-деятельностный подход?
Для построения урока в рамках ГОСНОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:
- проектный
- ролевые \ деловые игры
- проблемный метод
- исследовательский метод
- метод решения практических задач
- коллективной творческой деятельности
- поисковый метод
- дискуссионный метод
- коммуникативный
Технология СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
Литература:
- Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
- Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
- Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
- Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход....
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход....
Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС
В В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. С позиций ...
Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)
Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...
Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (презентация)
Реализация системно-деятельностного подхода , как методолгической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Цель деятельностного подхода, виды деятельност...
Компетентностный и системно-деятельностный подходы как методологическая основа ФГОС
Школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, дос...
Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС...