Выступление к пед.совету "Одарённые дети в условиях введения ФГОС"
материал на тему

Симакова Татьяна Николаевна

Выступление к пе.совету "Одарённые дети в условиях введения ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Актуальность темы.

      Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.

Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

     Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка одарённого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей.

     Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

       Возникают вопросы.  Кто они - одарённые дети? Что такое одарённость?  Как ее разглядеть в ребёнке?  

Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.

      Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Но как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему, начиная с 1 класса и удержать этот интерес до окончания  школы?

Решение напрашивается само собой – надо приобщить детей к творческому процессу, чтобы ребята в школе были не только пассивными слушателями, а были активными исполнителями и творцами.

«Давно было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». -  так сказал Георгий Валентинович Плеханов, российский философ и социолог.

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых детей посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы.

Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.

Но и наряду с диагностикой - наблюдение, олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования позволяют учителю выявлять одаренных детей.

 Выявление одаренных детей и развитие их творческих способностей, ведётся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

2. Работа с одарёнными детьми на уроках.

Обязательным условием развития одаренности младшего школьника является гибкая организация учебного процесса. Учитель должен быть готов к неприятию одаренным школьником стандартных заданий и готовых ответов.

 ФГОС смещают акценты с доминирующей роли учителя и фронтальной работы со всем классом в сторону индивидуальной деятельности ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных особенностей каждого ученика в работе с материалом.

Учителя начальных классов реализуют технологию проблемного обучения. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся учителя, в том числе я использую систему развивающих задач-минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки на уроке. Кроме этого в уроки включаются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех уроках педагоги стараются использовать дифференциацию: для способных детей предлагают более сложные задачи. Стараются использовать задания трех разных уровней сложности.

Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектно-исследовательской деятельности.

Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

        В основе реализации новых стандартов лежит системно - деятельностный подход, который предполагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа. Некоторые из них активно используются.

        Вот некоторые приемы педагогических техник, используемых на уроке: (слайд)

  1. на организационном этапе – «фантастическая добавка», «эмоциональное вхождение в урок»;
  2. мотивация учебной деятельности – «ситуация яркого пятна», «домысливание», «линия времени»;
  3. актуализация знаний УУД – «отсроченная отгадка», «игра в случайность», «Лови ошибку!»;
  4. первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала – «удивляй», «привлекательная цель»;
  5. решение задач - «Своя опора», деловая игра «Я - учитель»;
  6.  самостоятельная работа – «в своем темпе», «мини-исследование»;
  7.  обобщение – «кластер», «пересечение тем»;
  8. рефлексия – «синквейн», «дерево творчества», «рефлексивное сочинение».

  В своей работе на уроке учитель может использовать:

  • Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  • Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.   

                                                               3. Внеурочная деятельность.

Большое внимание учителя начальных классов придают вовлечению способных детей во внеурочную работу.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.  внеурочная деятельность

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей. На данный момент в каждом классе начальной школы нашей школы проводятся по 6 внеурочных занятий в неделю.(такие как «Уроки здоровья», «Краеведение», «Художественная лепка», «Знакомые незнакомцы», «Математика и конструирование», «Буква за буквой»)

    Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются школьные олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Работа по подготовке к олимпиадам различного уровня должна проводиться учителями в течение всего учебного года. Так сложилось, что в течении нескольких лет районные олимпиады по Воронежу в начальной школе не проводились. В прошлом году проведя школьный этап и выявив лидеров по основным предметам стали готовить детей, предлагая вопросы повышенной сложности. Был результат: Василенко Александр, ученик моего класса – призёр районной олимпиады по окружающему миру.

Для реализации детских творческих способностей проводятся предметные недели (по русскому языку и литературному чтению, математике и технологии, окружающему миру), охватывающие учащихся всей начальной школы.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Жизнедеятельность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в начальной школе победителей и призеров в разных мероприятиях.(слайды)

Свои работы учащиеся начальной школы представляют на ежегодных школьных научно-практических конференциях МАН (слайды)

         «Историей успеха» ребёнка стало Портфолио, помогающее проследить личностный прогресс обучающегося. Через систему диагностических и оценочных процедур у нас появилась возможность проследить динамику развития ребенка и при необходимости скорректировать его индивидуальную программу.          

       Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Существует множество упражнений и игр для внеурочной деятельности полезных для того, чтобы научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Вот буклет, который я подготовила и можно выполнить небольшое задание:

4. Сложности в работе с одарёнными детьми

         Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, а труднее и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.  

Большинству одарённых младших школьников подходят не все образовательные методики и установки. Им, например, надоедают однотипные и слишком простые способы освоения учебного материала. Не нравится отсутствие ситуации выбора, задержка процесса освоения нового на уроке по причине не достаточного усвоения части учебного материала другими учащимися. А призывы учителя подождать, когда выскажутся другие дети, раздражает. Они не любят ничего повторять, так как у многих из них хорошая память, частые тренинги (письмо, чтение, уже освоенный ими счёт) не повышают их мотивацию на обучение.

Пример знаменитых людей:

Константин Циолковский – отец космонавтики, был хроническим двоечником, во втором классе (мальчику было на тот момент уже исполнилось 13 лет) его оставили на второй год, из третьего отчислили за неуспеваемость

Знаменитыми двоечниками уже в начальной школе, как известно, был: Уинстон Черчилль - британский государственный и политический деятель, 61-й премьер-министр Великобритании испытывал неприязнь к процессу образования с начала обучения, но впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

  1. Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.
  2. Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества.
  3. Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором   одарённые учащиеся   быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками  учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.
  4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.
  5. Учащимся с интеллектуально - академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу можно не задавать  домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания  с учётом интересов конкретных учащихся.
  6. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение.
  7.  Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда   этих детей за - из соображений  «воспитания зазнайства», одарённым дети, не смотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно заслужили.

В заключении мне хотелось бы сказать, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Готовясь к данному выступлению я поняла, что многое из перечисленного делаю я и мои коллеги, стараясь добиться высоких результатов и оценки своего труда.



Предварительный просмотр:

«И всё-таки у них много общего»

Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций. Пример: что общего между глазом и краном? (оба слова-из четырёх букв, буква «А» - третья по счёту и т.д.)

«Десять плюс десять»

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Это легко. Теперь наоборот, 10 прилагательных, которые к данному слову не подходят.

«И это называется…»

Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на

картине. А теперь придумайте картине подходящее название.

«Оригинальное использование»

Придумать как можно больше разнообразных осуществимых оригинальных способов использования обычных предметов. Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время – 10 минут. Результаты работ представляются по очереди. Выигрывает группа, представившая больше способов.

«Странные отгадки»

Предлагается общеизвестные загадки, на которые нужно придумать как можно больше вариантов ответов, не совпадающих с «традиционными» отгадками, но при этом не противоречащих условиям загадки, логике, здравому смыслу.

http://www.playing-field.ru/img/2015/052118/5920987

«Рисунок по точкам»

Изобразить на листе 20 точек, расположив их произвольно. Передать лист соседу. На том листе, который вам достался, соединить все точки прямыми линиями или дугами таким образом, чтобы получилось целостное изображение.

«Что, откуда, как?»

Участникам показывают предмет, назначение которого не вполне понятно. Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса: Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать? Упражнение активизирует беглость мышления.

«Безумный генетик»

Необходим лист бумаги и карандаш. Нарисуйте фантастическое животное, которое содержит как можно больше признаков разных реальных животных. Главное – «задушить» логику и здравый смысл, который будет мешать в работе.

               МБОУ школа №34

  • Развивающие игры

             при организации

     внеурочной деятельности

http://www.peppitext.de/Ausmalbilder_Kinder/25_Schule.gif

                г. Воронеж, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)

 Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...

Выступление на ШМО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС »

Выступление на школьном МО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС » ...

Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...


 

Комментарии

Симакова Татьяна Николаевна

Одарённые дети и современность. Они как звёздочки появляются в классах. Надо сохранить их талант, дать ему развиваться дальше.