Мой выбор
план-конспект на тему
Программа профориентационной работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vybor.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШОР №1
Программа
профориентационной работы
с детьми – инвалидами и
детьми с ограниченными
возможностями здоровья
«МОЙ ВЫБОР»
Выполнили: Шитова А.В.
Солодягина Е.В.
Грихина Н.Ф.
Пояснительная записка
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии.
Особенно актуальна она для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья.
Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Реализация плана работы по профориентации «Мой выбор» поможет обучающимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям.
Проведение профориентационной работы в школе могло бы облегчить таким детям их профессиональный выбор.
Программа «Мой выбор» разработана с целью оказания помощи обучающимся в выборе профессии, профилактику основных ошибок выпускников при выборе профессии: выбор профессии под воздействием случайных факторов (близость учебного заведения к месту жительства, выбор «за компанию», выбор без учёта своих возможностей и требований рынка труда).
Цель:
Создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.
Задачи:
1. Расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий».
2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Образовательная функция программы:
1. Расширение представлений учащихся о собственной личности по результатам диагностических методик психолога.
2. Информация о профессиях и профессионально важных качествах.
3. Осознание профессиональных целей и путей их достижения с учётом своих личностных возможностей на занятиях с психологом школы.
4. Расширение знаний о развитии рынка труда, овладение знаниями о мерах безопасности на производстве, на предприятии, на своём месте работы.
Адаптационная функция программы:
1. Получение обучающимися определённого жизненного опыта в процессе моделирования различных жизненных ситуаций
2. Формирование умений социально-бытового ориентирования, навыков адаптации в процессе трудовой профессиональной деятельности.
Воспитательная функция программы:
Формирование у учащихся активной, ответственной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты:
1. Получение знаний учащимися о специфике современного рынка труда.
2. Сформированность у обучающихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии.
3. Осознанный выбор будущей профессии.
Оценка эффективности профориентации школьников:
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
- достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
- Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
- В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
- Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
- индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана)
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации:
№ п/п | Должность | Направление профориентационной деятельности |
1. | Заместитель директора по УВР | Координирует профориентационную работу в школе реализует следующие направления: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся - планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся; |
2. | Классный руководитель | - Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся; - организует посещение учащимися дней открытых дверей средних профессиональных учебных заведениях; - организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия; - оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений |
3. | Учителя-предметники | - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; |
4. | Библиотекарь | - регулярно подбирает литературу для учителей и обучаю щихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; - изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). |
5. | Социальный педагог | - способствует формированию у школьников с ОВЗ адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую поддержку детям с ОВЗ в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; - осуществляет консультации обучающимся и родителям по социальным вопросам; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. |
6. | Психолог | - проводит психолого-педагогическое консультирование; - изучает профессиональный интерес и склонности учащихся; - осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей; - проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся; - осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся; - способствует формированию у школьников адекватной самооценки; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся |
7. | Медицинский работник | - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. |
Этапы профориентации:
Этап | Классы | Цель этапа | Что делаем |
Пассивно-поисковый (первичного профессионального выбора) | 1-4 | Развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. | Для реализации этих задач необходимо: - увеличить число кружков дополнительного образования; - привлекать школьников к коллективной творческой деятельности; - организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда; -создать портфолио и папки достижений, -выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, -вести информационно-просветительскую работу на классных часах. |
Активно-поисковый | 5-7 | Помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора | Ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы. |
Профессиональное определение | 8-9 | Подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. | Профессиональное определение и разработка индивидуальной программы подготовки обучающихся к овладению выбранной профессией |
Система профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ
Профориентационное Профессиональная Профессиональная Социально-профессиональная
информирование диагностика консультация адаптация
Направление | Цель | Формы работы | Задачи |
Профориента-ционное информирование | Ознакомление с различными профессиями, дать максимально широкое и достоверное представление о существующих профессиях, тенденциях на рынке труда. | Профинформация; профпропаганда; профагитация; встреча со специалистами; экскурсии. | Знакомство с миром профессии; Знакомство со спецификой трудовой деятельности; Создание базы данных о коньюктуре рынка образовательных и профориентацион-ных услуг. |
Профессиональ-ная диагностика.
| Выявить индивидуальные способности, интересы, склонности к определенным профессиям, определить возможный спектр будущих профессий. |
|
|
Профконсуль-тация. | Сузить спектр профессий до нескольких наиболее подходящих, пройти дополнительное тестирование, узнать больше информации об интересующих профессиях. | Составление коррекционно-развивающих программ; составление профессиограмм; индивидуальная диагностика с помощью информационных технологий; создание и ведение карт профконсультации с расширенной информацией для комплексной оценки профессиональной направленности учащихся. | 1. Рразвитие необходимых личностных и профессионально важных качеств, развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, развитие мотивации; 2.Предоставление информации учащимся о соответствии диагностических данных выбранной профессии. 3.Информирование о результатах диагностики родителяей обучающихся. |
Социально-профессиональ-ная адаптация и профессиональ-ное воспитание | Подготовить обучающихся к овладению конкретной профессией | Проектная деятельность; система мероприятий по профориентации; вовлечение школьников в разнообразную творческую деятельность; организация различных видов познавательной и трудовой деятельности; комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры | Проведение профпроб; выявление и определение пригодности учащихся к конкретному виду деятельности;
|
План работы по профориентации на 2012-2013 уч. год
№ п\п | Наименование мероприятий | Время проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
Организация и учебно-методическая работа | ||||
1. | Утверждение плана профориентационной работы | Сентябрь | Директор школы | |
2. | Оформление стендов : 1)учебные заведения (сменный) 2)новые профессии | Сентябрь, апрель , май | Зам.директора поУВР Иванова Н.В. | |
3. | Организовать в школьной библиотеке выставку книгна тему: «В мире профессий» | В течение года | Зав. Библиотекой Степанова Г.Е. | |
4 | Проведение индивидуальных консультаций для классных руководителей по профессиональному просвещению школьников. | В течение года | Зам. директора по УВР Соколовская Е.А.,зам. директора по УВР Иванова Н.В. | |
Работа с обучающимися | ||||
1. | Проведение профориентационных классных часов, бесед, встреч, познавательных игр. 1-4 класс (знакомство с профессиями родителей.
«Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (5-8 классы). Защита проектов, по теме «Новые профессии в современном мире» (7-8 кл. ) Экскурсии на предприятия села Проведение профессиональной диагностики обучающихся 5-8 классов «Сделай правильный выбор» Организация встреч с представителями учебных заведений Поэтапное анкетирование учеников классов по профориентационной проблематике, профориентационных намерений Индивидуальные профдиагностика и профконсультирование «Твоя профессиональная карьера» (составление ИУП) | В течение года По планам кл. рук. и специалистов | Классные руководители 1-4 и 5-8 классов | |
2. | Организация и проведение Урока занятости.
| 3 четверть | Классные руководители классов, учителя предметники | |
3 | Анкетирование и тестирование обучающихся | Октябрь-май | Школьный психолог Трубина В.С. | |
4. | Ярмарка профессий. Встреча с представителями учебных заведений и представителями центра занятости населения. | 3-4 четверть | Классные руководители | |
Работа с родителями | ||||
1. |
| В течение года По планам кл. рук. | Классные руководители | |
Профориентационная деятельность через внеклассную работу | ||||
1. | Работа на пришкольном учебно-опытном участке | Сентябрь-октябрь, апрель-май | Иванова Н.В. | |
2. | Благоустройство пришкольной территории | Сентябрь-октябрь, апрель - май | Иванова Н.В. | |
3. | Посадка деревьев, кустарников | Сентябрь-октябрь, апрель, май | Иванова Н.В. | |
4. | Творческие конкурсы | В теч. года | Фирсова И.В. | |
5. | Разработка социальных проектов для оформления цветочных клумб у школы и внедрение его в действие. | Апрель, май | Иванова Н.В. Соколовская Е.А. Классные руководители | |
6. | Работа оздоровительного лагеря | Июнь, июль | Фирсова И.В. | |
7 | Индивидуальные и групповые консультациии | В течение года | Психолог, соц.педагог | |
8 | Участие в ярмарке-распродаже производственных товаров | Май | Иванова Н.В.Кл.руководи-тели | |
Подведение итогов, анализ деятельности | Май | Психолог, соц.педагог, зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"
Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....
Образовательная программа курса по выбору "Золотые руки"
В последнее время в школьной педагогике началось бурное развитие дополнительного образования, а методических материалов на эту тему по-прежнему мало. Предлагаемый курс рассчитан на 1 учебный год...
Внеурочное занятие "Учимся делать правильный выбор"
Учебная задача: формирование УУД волевых усилий для самоограничения в выборе продуктов питания и добровольного отказа от вкусной, но вредной для здоровья еды при составлении собственного рациона...
Открытое мероприятие "Выбор профессии – выбор будущего"
беседа о профессиях...
Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"
Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....
Протокол родительского собрания 14.05. 2018 по теме "Выбор внеурочной деятельности и выбор спецкурсов"
Выбор внеурочной деятельности и выбор спецкурса...