Мой выбор
план-конспект на тему

Шитова Алена Владимировна

Программа профориентационной работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vybor.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШОР №1

Программа

профориентационной работы

с детьми – инвалидами и

детьми с ограниченными

возможностями здоровья

«МОЙ ВЫБОР»

Выполнили: Шитова А.В.

Солодягина Е.В.

Грихина Н.Ф.

Пояснительная записка

     Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются  обучающиеся – выбор будущей профессии.

     Особенно актуальна она для выпускников  с ограниченными возможностями здоровья.  Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием  многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья.

         Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Реализация плана работы   по   профориентации  «Мой выбор» поможет  обучающимся  сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям. 
Проведение профориентационной работы в школе могло бы облегчить таким детям их профессиональный выбор.

         Программа  «Мой выбор»  разработана  с целью оказания помощи  обучающимся в выборе профессии, профилактику основных ошибок выпускников при выборе профессии: выбор профессии под воздействием случайных факторов (близость учебного заведения к месту жительства, выбор «за компанию», выбор без учёта своих возможностей и требований рынка труда).

Цель:
         Создание эффективной системы профессионального сопровождения  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.


Задачи:
1. Расширить представления  обучающихся о современном «рынке профессий».
2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

Образовательная функция программы:
1. Расширение представлений учащихся  о собственной личности по результатам диагностических методик психолога.
2. Информация о профессиях и профессионально важных качествах.
3. Осознание профессиональных целей и путей их достижения с учётом своих личностных возможностей на занятиях с психологом школы.
4. Расширение знаний о развитии рынка труда, овладение знаниями о  мерах безопасности на производстве, на предприятии, на  своём месте работы.

Адаптационная функция  программы:

 1. Получение  обучающимися  определённого жизненного опыта в процессе моделирования различных жизненных ситуаций  

2. Формирование умений социально-бытового ориентирования, навыков адаптации в процессе трудовой профессиональной деятельности.

Воспитательная функция  программы:

        Формирование у учащихся активной, ответственной жизненной позиции.

Ожидаемые результаты:

        1. Получение знаний учащимися о специфике современного рынка труда.
       2. Сформированность  у  обучающихся  адекватных представлений о себе и своём                          профессиональном соответствии.
        3. Осознанный выбор будущей профессии.

Оценка эффективности профориентации школьников:

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.  
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.  
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. 

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана)

   

  Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации:

№ п/п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.

 Заместитель директора по УВР

Координирует профориентационную работу в школе реализует следующие направления: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к   профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение  обучающихся;

 2.

Классный руководитель

- Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

- организует посещение учащимися дней открытых дверей  средних профессиональных учебных заведениях;

- организует тематические и комплексные экскурсии  обучающихся на предприятия;

- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к  профессиональному самоопределению;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений

3.

Учителя-предметники

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели,   факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

 -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

4.

Библиотекарь

- регулярно подбирает литературу для учителей и  обучаю щихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

5.

Социальный педагог

- способствует формированию у школьников  с ОВЗ адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

- оказывает педагогическую поддержку детям  с ОВЗ  в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- осуществляет консультации  обучающимся и родителям по социальным вопросам;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

6.

Психолог

- проводит психолого-педагогическое консультирование;

- изучает профессиональный интерес и склонности учащихся;

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к   профессиональному самоопределению через анкетирование  обучающихся  и их родителей;

- проведение тренинговых занятий по профориентации  обучающихся;

- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей  обучающихся;

- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей  обучающихся

7.

Медицинский работник

- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

- организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Этапы профориентации:

Этап

Классы

Цель этапа

Что делаем

Пассивно-поисковый

(первичного профессионального выбора)

1-4

Развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов   в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Для реализации этих задач необходимо:

-  увеличить число кружков дополнительного образования;

-  привлекать школьников к коллективной творческой деятельности;

- организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда;

-создать портфолио и папки достижений,

-выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов,

-вести информационно-просветительскую работу на классных часах.

Активно-поисковый

5-7

Помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора

Ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах   (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда),   Параллельно с этим  ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы.

Профессиональное определение

8-9

Подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Профессиональное определение и разработка индивидуальной программы подготовки обучающихся к овладению выбранной профессией

Система профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ

Профориентационное     Профессиональная      Профессиональная       Социально-профессиональная

   информирование                диагностика                консультация                  адаптация

 Направление

 Цель

Формы работы

Задачи

Профориента-ционное информирование

 Ознакомление с различными профессиями, дать максимально широкое и достоверное представление о существующих профессиях, тенденциях на рынке труда.

Профинформация;

профпропаганда;

профагитация;

встреча со специалистами;

экскурсии.

Знакомство с миром профессии;

Знакомство со спецификой трудовой деятельности;

Создание базы данных о коньюктуре рынка образовательных и профориентацион-ных услуг.

Профессиональ-ная диагностика.

 

 Выявить индивидуальные способности, интересы, склонности к определенным профессиям, определить возможный спектр будущих профессий.
Тесты, направленные на профориентацию выявляют интересы, склонности школьников к тем или иным занятиям, способности, в том числе и интеллектуальные. Существуют несколько различных тестов по профориентации. По окончании тестирования получает описание своих качеств, а также перечень наиболее подходящих профессий.

  • Мониторинг учебной и профессиональной мотивации;
  • Комплексное использование методик, опросников профориентационной направленности;
  • Составление матрицы выбора профессии.

 

  • Исследование особенностей личности учащихся;
  • Исследование способностей, интересов, склонностей;
  • Исследование мотивационной сферы учащихся: учебной и выбора профессии.

 Профконсуль-тация.

 Сузить спектр профессий до нескольких наиболее подходящих, пройти дополнительное тестирование, узнать больше информации об интересующих профессиях.

Составление коррекционно-развивающих программ;

составление

профессиограмм;

индивидуальная диагностика с помощью информационных технологий;

создание и ведение карт профконсультации с расширенной информацией для комплексной оценки профессиональной направленности учащихся.

1. Рразвитие необходимых личностных и профессионально важных качеств, развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, развитие мотивации;

2.Предоставление информации учащимся о соответствии диагностических данных выбранной профессии.

3.Информирование о результатах диагностики родителяей обучающихся.

 Социально-профессиональ-ная адаптация и профессиональ-ное воспитание

Подготовить обучающихся к овладению конкретной профессией

Проектная деятельность;

система мероприятий по профориентации;

вовлечение школьников в разнообразную творческую деятельность;

организация различных видов познавательной и трудовой деятельности;

комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры

Проведение профпроб;

выявление и определение пригодности учащихся к конкретному виду деятельности;

 

План работы по профориентации на 2012-2013 уч. год

№ п\п

Наименование мероприятий

Время проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

Организация и учебно-методическая работа

1.

Утверждение плана профориентационной работы

Сентябрь

Директор школы

2.

Оформление стендов :

1)учебные заведения (сменный)

2)новые профессии

Сентябрь, апрель , май

Зам.директора поУВР

Иванова Н.В.

3.

Организовать в школьной библиотеке выставку книгна тему: «В мире профессий»

В течение года

Зав. Библиотекой

Степанова Г.Е.

4

Проведение индивидуальных консультаций для классных руководителей по профессиональному просвещению школьников.

В течение года

Зам. директора по УВР Соколовская Е.А.,зам. директора по УВР Иванова Н.В.

Работа с обучающимися

1.

Проведение профориентационных классных часов, бесед, встреч, познавательных игр.

 1-4 класс (знакомство с профессиями родителей.
5-7 классы «Мир профессий»
8 класс  «Мы выбираем»


Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (1-4 класс).

Викторина «Что, где, когда» о профессиях (5-8 классы).

«Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (5-8 классы).

 Защита проектов,   по теме «Новые профессии в современном мире» (7-8 кл. )

Экскурсии на предприятия села

 Проведение профессиональной диагностики  обучающихся 5-8 классов «Сделай правильный выбор»

 Организация встреч с представителями учебных заведений

 Поэтапное анкетирование учеников   классов по профориентационной проблематике, профориентационных намерений

 Индивидуальные профдиагностика и профконсультирование «Твоя профессиональная карьера» (составление ИУП)

    В течение года

По планам кл. рук. и специалистов

Классные руководители  1-4 и 5-8  классов

2.

Организация и проведение Урока занятости.

 

3 четверть

Классные руководители   классов, учителя предметники

3

Анкетирование и тестирование обучающихся

Октябрь-май

Школьный психолог

Трубина В.С.

4.

Ярмарка профессий. Встреча с представителями учебных заведений и представителями центра занятости населения.

3-4 четверть

Классные руководители  

Работа с родителями

1.

  • проведение родительских собраний;
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей  обучающихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков,  художественных студий, театральных студий.
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • организация детско-родительских мероприятий.

В течение года

По планам кл. рук.

Классные руководители  

Профориентационная деятельность через внеклассную работу

1.

Работа на пришкольном учебно-опытном участке

Сентябрь-октябрь, апрель-май

Иванова Н.В.

2.

Благоустройство пришкольной территории

Сентябрь-октябрь, апрель - май

Иванова Н.В.

3.

Посадка деревьев, кустарников

Сентябрь-октябрь,

апрель, май

Иванова Н.В.

4.

 Творческие конкурсы

 В теч. года

 Фирсова И.В.

5.

Разработка социальных проектов для оформления цветочных клумб у школы и внедрение его в действие.

Апрель, май

Иванова Н.В.

Соколовская Е.А.

Классные руководители

6.

Работа оздоровительного лагеря

Июнь, июль

 Фирсова И.В.

7

Индивидуальные и групповые консультациии

В течение года

Психолог, соц.педагог

8

Участие в ярмарке-распродаже производственных товаров

Май

Иванова Н.В.Кл.руководи-тели

Подведение итогов, анализ деятельности

Май

Психолог, соц.педагог, зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

Образовательная программа курса по выбору "Золотые руки"

В последнее время в школьной педагогике началось бурное развитие дополнительного образования, а методических материалов на эту тему по-прежнему мало. Предлагаемый курс рассчитан на 1 учебный год...

Внеурочное занятие "Учимся делать правильный выбор"

Учебная задача: формирование УУД волевых усилий для самоограничения в выборе продуктов питания и добровольного отказа от вкусной, но вредной для здоровья еды при составлении собственного рациона...

Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"

Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....