О технологии развития критического мышления через чтение и письмо
статья на тему
Коротко о ТРКМ через чтение и письмо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Наталья Михайловна Сергеева, учитель начальных классов, Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №81», город Омск
Существенным недостатком существующей в нашей стране классно-урочной системы обучения является неподготовленность выпускников школы к жизни, неумение применять полученные и получаемые знания на практике. Традиционная система обучения направлена на некоего усредненного ученика, которого не существует. Однако современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.
В своей статье я хочу обратиться к некоторым новым технологиям обучения, отвечающим требованиям современного общества и, вместе с тем, легко применимым в условиях традиционной классно-урочной системы. Считаю эту проблему актуальной, поскольку она соответствует требованиям современного общества, современной школы.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – это компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориетированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:
– Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.
– Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.
Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Технология когнитивного обучения;
- Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
- Технология решения изобретательских задач.
Остановлюсь более подробно на технологии развития критического мышления через чтение и письмо, т.к. эту технологию, точнее ее элементы, использую на своих уроках.
Авторы:Халперн Д., Хьюелл Л., Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др. являются
членами консорциума «За демократическое образование».
С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран.
В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она является общепедагогической, надпредметной [1]
Что такое «критическое мышление»?
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делатьвыводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В содержании целей заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому можно говорить об этой технологии в рамках компетентностного подхода в образовании.
Критический мыслитель (ученик):
Формирует собственное мнение.
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
Решает проблемы.
Аргументировано спорит.
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу.
В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роль педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Учитель, работающий в рамках технологии развития критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
- информативный материал, способствующий развитию КМ;
- метод (отдельный приём, стратегия) занятия.
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
- структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию;
- содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.
Ч. Темпл, К. Мередит и Дж. Стил определили необходимые для педагога условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления[2]:
- Важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
- Необходимо давать учащимся возможность размышлять.
- Важно принимать различные мнения и идеи.
- Целесообразно способствовать активности учащихся.
- Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
- Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
- Необходимо ценить проявления критического мышления
Учащиеся при этом должны:
- развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;
- активно участвовать в учебном процессе;
- с уважением выслушивать различные мнения;
- быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.
Технологией РКМЧП я заинтересовалась после того, как посетила открытый урок коллеги. Урок был необычным, интересным, живым. Высокая плотность, а результативность превзошла все ожидания.
Интерес и желание узнать больше о технологии, подтолкнули к действию. Читала литературу, искала информацию в интернете, приняла участие в работе «Методических мастерских», где и попробовала себя в использовании технологии под руководством опытных педагогов. Начала применять элементы технологии РКМЧП на уроках. И еще раз убедилась – работает! Не скажу, что все и сразу стало получаться, но оставлять эту работу не планирую. Когда видишь рассуждающих учеников, мыслящих, умеющих принимать мнение других людей и аргументируемо спорящих – усилия по усвоению нового хочется удвоить.
Предлагаю рассмотреть стадии урока в технологии РКМЧП.
Технологичекие этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
I стадия (фаза) Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. | |||
II стадия Осмысление содержания: - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | |||
III. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Написание синквейнов, хоку, хайку… Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах |
В ТКРМ я использую приемы Инсерт, Двухчастный дневник, Трехчастный дневник, Бортовой журнал, Диаманта, Рафт, синквейн, кластер, Корзину идей, Авторский стул, Шесть шляп и другие. Детям такие уроки нравятся!
Наши дети – это люди нового поколения, нового общества. А значит, им нужны новые навыки и умения. Необходимо также развить критический подход к обучению; повышать их стремление к получению новых знаний.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Технология РКМЧП позволяет мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. А также мне бы хотелось посоветовать, другим педагогам использовать технологию развития критического мышления на своих уроках.
Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.
Библиографический список:
- Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. – http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
- Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
- Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября»
- В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...