Единый орфографический режим в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Джумагулова Гульнара Ягшыгелдиевна

Единый  орфографический  режим в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_orfograficheskiy_rezhim.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки

Озинского района Саратовской области

 

 

ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620

Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: ozin-oosh@yandex.ru

ОКПО 51418924, ОГРН 1026400706650, ИНН/КПП 6423004423 

 Единый  орфографический  режим

 в начальной школе

 

Содержание

  1. Порядок ведения и оформления тетрадей.
  2. Оформление надписей на обложках тетрадей.
  3. Оформление письменных работ по русскому языку
  4.  Организация работы по формированию каллиграфического навыка
  5. Оформление письменных работ по математике
  6. Ведение дневников в начальной школе
  7. Нормы оценок в начальной школе

Порядок ведения и оформления тетрадей.

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  • Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
  • Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

     В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных  работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

Тетради №1 и №2 (для текущих работ)

Образец:  

Тетрадь

для работ

по русскому языку (математике)

учени__________ класса________

_____________школы___________

______________________________

Тетрадь №3 (для контрольных работ.)

Образец:

Тетрадь

для контрольных работ

по русскому языку (математике)

учени__________ класса________

_____________школы___________

______________________________

     Изложение и сочинение  относятся  к работам творческого характера и подписываются  как  тетради для творческих работ.

Образец:

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку (литературе)

учени__________ класса________

_____________школы___________

______________________________

    Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

   Для уроков окружающего мира использование тетрадей на печатной основе, но  в практике возможно  иметь обычные рабочие тетради.

   В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

   Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей.

     Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает  учитель или родители. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

    Надписи на обложках  необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

    Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

     Работу над ошибками  контрольных работ выполнять в контрольных тетрадях.

    Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения (выполняется в рабочих тетрадях).

       В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

      Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку.

     После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).

     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

      В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

   Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

   В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д. По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.

   С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.

  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

  Например:           Классная работа.

                               Домашняя работа.

                               Работа над ошибками. 

   Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру:

 I (II)-вариант (запись римскими цифрами)

      Слово упражнение  пишется полностью с 3 класса  начиная с третьей четверти.

    Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается полная форма записи  (по центру строки).

Образец:                              Упражнение 234.

                                                         

      В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     Например:  Ветер

                          восток

                          песок

        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:

        Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время- буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

    Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным  карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

      Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

     При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

      Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.

                          Например: мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

       Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Методика и проведение «минуток чистописания».  требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

      1-2 класс- 2 строки, 3-4 класс- 3 строки ежедневно.

Учитель прописывает образцы в тетрадях (если нет тетрадей на печатной основе). В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. К приемам стимулирования относится  ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах  дифференцированного подхода.

Оформление письменных работ по математике.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине.

 В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)

Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида (краткая запись, таблица, чертёж, рисунок). «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например:                                                 Маленькие- 7 м             ?             М.-7 м.           ?              

                                                                   Большие-3м.                              Б.-3 м                                                    

       В 1-4 классах слово «Решение» пишется в середине строки.

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.

        Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ.

Например:

                         Ответ: всего купили 10 мячей.

При записи условия задачи в виде таблицы учащиеся заполняют графы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

          При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  • записать выражение полностью;
  • указать цифрами над знаками порядок действий;
  • расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
  • записать окончательное значение выражения.

Например:

         3       1      4        2

3450-145*2+1265:5=3413

1)145*2=290

2) 1265 5             3) _3450        4) + 3160

         6   253                 290                  253

         15                      3160                3413

 

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.   

Х+123- 56х2= 638

Х+123-112=638

Х+123=638+112

Х+123=750

Х=750-123

Х=627

627+123-56х2=638

638=638                

  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

                                         А               В

                                         Д                С

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Задача:

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см

Ширина – 6 см

Периметр -? см

Площадь - ? см2

Р = (12+6)х2=36 см

S = 12х6=72см2

                 Ответ: P=36 см, S =72 см2

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

  • записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
  • рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

 Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.

                   

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ КОРРЕКТОР ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК  

Ведение дневников в начальной школе.

        Дневник является официальным  школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие  дневников требуется с 1-го класса.

       Дневники ведутся при помощи родителей, учеников и учителя.

  В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., окр. мир, физ-ра, изо );
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ, правило и. д.)

образец: с.132, упр.453

с 154-155 (пересказ)

  • в графе  «оценка» и «роспись»  учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (д, к/д, изл., соч.), контрольная работа (к/р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;

в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.

  • классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
  • родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.
  • Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.

Нормы оценок в начальной школе.

Русский язык.

Диктант.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.

«4» – ставится, если не более 2-3 разных орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 4  ошибки, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено 5 и более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

• пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове «лыжи», она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);  2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

2 исправления считаются за одну ошибку.

Контрольный диктант.

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы;

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;

3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.

«5» – не ставится при трёх исправлениях;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;

Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

Словарный диктант  (оценивается строже контрольного диктанта)

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки;

«3» – 3 – 4 ошибки;

«2» – 5 – 7 ошибок;

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

«2» – 4 ошибки и более (1 кл.), 3 ошибки и более (2 – 4 кл.);

Изложения и сочинения

     Во II-III классах выводится одна общая отметка. В IV классе работа по развитию речи оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за грамотность.

Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

- допускается 1-2 исправления.

Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- имеются отдельные фактически и речевые неточности;

- допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста;

б) грамотность

- две орфографические и одна пунктуационная ошибка.

Оценка»3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- допущены отклонения от авторского текста;

- отклонение от темы;

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста;

б) грамотность:        

- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- работа не соответствует теме;

- имеются значительные отступления от авторской темы;

- много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- во всех частях работы отсутствует связь между ними;

- словарь беден;

- более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;

б) грамотность:        

- более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Математика.

Контрольная работа. (1 задача и примеры)

 «5» – без ошибок;

«4» – 1 – 2 негрубые ошибки;

«3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).

 «2» – 4 и более ошибок.

Контрольная работа комбинированная. (2 задачи и примеры)

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;

«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;

«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Контрольная работа. Примеры.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 2-3 ошибки

«2» - 4 и более ошибок

Контрольная работа. Задачи.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 негрубые ошибки

«3» - 2-3 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований. 

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

Техника чтения

Класс

I полугодие

II полугодие

1 класс

Не проверяется

20 – 25 слов/минуту

2 класс

25 – 30 слов/минуту

40 – 45 слов/минуту

3 класс

50 –60 слов/минуту

65 – 75 слов/минуту

4 класс

70 - 80 слов/минуту

85 – 95 слов/минуту

Нормы по содержанию контрольных работ, словарных диктантов и т.п.

Словарный диктант (количество слов в тексте).

Класс

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

------

5-6 слов

2 класс

7-10 слов

10-12 слов

3 класс

10-12 слов

12-15 слов

4 класс

12-15 слов

15-18 слов

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

Контрольное списывание (количество слов в тексте).

Класс

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

------

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

70-95 слов

Оценки:

 «5»  – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

Изложение.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

Диктанты (количество слов в тексте).

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 класс

-----

------

------

15-20 слов

2 класс

15-20 слов

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

3 класс

35-40 слов

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

4 класс

55-60 слов

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...