Выступление на МО "Как научить детей учиться?"
учебно-методическое пособие на тему

Кулаковская Надежда Михайловна

Как  научить  детей  учиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_uchitsya.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Как  научить  детей  учиться?

В современных  школах  остро  стоит  проблема  работы   с  неуспевающими  детьми. А неуспевающими  они  являются   из-за  отсутствия  в  них  стимула  к  учебе, мотивации, другими словами, желания  добиваться успехов в  учебе.

Так  как  же  работать  с такими  учащимися? Одно  дело- учить  отличников  и  ударников, и  уже  совершенно  другая  задача -учить слабо успевающих.

Для  начала, нужно  учитывать  их  индивидуальные особенности. Возможно, проблемы  в  учебе  связаны  со  здоровьем  или  психическим  состоянием  ребенка. В  этом  случае,  следует  относиться  к  ребенку с пониманием,  по-особенному, не перегружать, а  всячески  его поощрять  и  поддерживать.

Если  же  таковых  нарушений   нет, то  следует обратить  внимание  на  режим  дня  ребенка, на условия  его  жизни, на  атмосферу  в  семье.

Очень часто  слабоуспевающие  дети -это  дети, кому  бывает  некомфортно  внутри  семьи, у кого  не  все в порядке  дома.  Слабые  дети -это те, кому  не  хватает  внимания  со стороны  родителей, которые  лишены  контроля  и  помощи  со стороны  взрослых. Эта  заметка  больше  касается  родителей  учащихся.

Семейные  проблемы  остаются  семейными, но  как  же нам, учителям, справляться  со  своей  обязанностью  в таком  случае?

Еще  одна  точка  зрения, почему  дети  не успевают по предмету, -это  вероятно, из-за  определенных пробелов  в  начальной  или  средней  школе. Причиной  может  выступать, конечно, невнимательность  учителя, его халатность  или  даже  непрофессионализм. Но  как бы там ни было, проблему нужно  решать, иными словами, ребенка  нужно  спасать, дать ему шанс все-таки  проявить себя  в  определенной  сфере  науки  и  научить  учиться.

Для  успешной  работы  со слабоуспевающими  учащимися  нужно  определиться  с тем, что  мы  хотим  и  какими  путями  этого  можно  добиться. В  первую  очередь, материал  нужно  излагать  на  их  языке, так  чтобы  смог понять  любой  двоечник. Нужно  приводить  примеры  из  повседневной  жизни, так  чтобы  дети  видели  и  понимали  как  это  все  можно  применить  в будни. Во-вторых, контроль  знаний   должен  быть умеренным  и  правильно  подобранным. То, что подходит  для   хорошо  успевающих,  будет  не  по  силам  для  слабых. То  есть, задания  нужно  распределять  не  стандартно, не  для  уровня  их  класса, а  учитывая   особенности  детей. Эти задания могут быть легкими, элементарными, но  такими, чтобы  дети  смогли  почувствовать  свой  сладкий  успех  и  превосходство, и причем при всем этом  не  догадываться  о том, что все это немножечко  подстроено.

Но  что же  делать, если  не  получается  добиться   ожидаемого  результата?

Частенько  взрослые, а в нашем случае, учителя, забывают, что  мы  имеем дело  с  тонким  психологическим  материалом, под  названием «ребенок». Детство  -это замечательная  пора, яркая, красочная, эмоциональная и незабываемая. И, конечно  же,  ребенок  больше  всего  заинтересован  в  приключениях, нежели  учебниках. И поэтому  предлагаю  изредка  превращать  урок  в  «путешествие»  или  «авантюру». Детям  будет  интересно  заниматься  на  уроке, если  поймут, что  предмет  можно  как-то  связать  с  их личными интересами. Для  этого  уроки  должны проходить  на  довольно  непринужденном  уровне, так  чтобы  ребенок  мог  расслабиться, и не дергаться, что его снова  спросят и снова   поставят «двойку». Он  должен  быть  вовлечен  в сам  процесс  обучения, а не  в процесс  «кого  бы  спросить и кому бы поставить оценку?». На  уроках  следует  применять  побольше  наглядных  материалов, видео, аудиоматериалы, справочники  и  выполнять  различные  творческие  работы. Это  будет  полезно  не  только  для  слабоуспевающих, но и для  отличников. Ведь  тогда  ребенок  не  будет  бояться  самого  предмета, трудности  покажутся  уже  не трудными.  

В-четвертых, это  задача  оценивания  знаний. Отчаявшиеся  учителя  не  знают  как  проучить   двоечника, что с него взять  и  когда же он, бедный, образумится. На  самом  деле, не стоит  зацикливаться  на  слабостях  учеников. Урок  нужно  вести так, чтобы  он  был самым  настоящим  уроком, а не  превращать в разборку. Не следует  выяснять  отношения  или  причины  неподготовленности  учеников. Возможно,  они  еще  не знают как нужно готовиться к уроку. И такое   бывает.

Отсюда  вытекает  пятое  правило. Следует научить  их  учиться. В прямом  смысле  этого  слова. Показать  как  готовить  домашнее  задание, как  пользоваться  словарем, работать с учебником,  к каким  средствам  можно  прибегать  за  помощью, с  кем  можно  посоветоваться  и т.д. Возможно, тогда  они  поймут, что проблема не  в  их  умственных  способностях, а в  отсутствии  простейших   умений,  которые  казались  мелочью.

Нередко  приходилось слышать, что  ученики  не  могут  выполнить  то или иное  задание, а все потому, что  их  этому не научили, они  неуверены  в  себе, они  просто  не знают  как  справляться   с  трудными  задачами. А  ведь, урок-это  не  только  процесс  получения  знаний, но  и  получение  умений  и  навыков, которые  помогают  учиться.

Каждый  ребенок  уникален, не  бывают  абсолютно  отсталые  ученики. Возможно, это мы, взрослые, не разглядели  их. У  каждого  класса, каждого  ученика  есть  свой , свойственный только  ему  талант. Бывает, из-за   своих принципов  мы   упускаем  из  виду  способности  учеников. Порой  оказывается, что  двоечник  может   удивить  своих  сверстников  и  учителей, успешно  выполняя  какую-то  определенную  работу. Только  раньше  для  его  проявления  не  было возможности. А сейчас, когда появилась, мы  должны  не  забыть  подчеркнуть  его  достижение, и,  конечно, не  поскупиться  на похвалу, что тоже очень важно  для   всех  учеников  в  процессе  обучения. И так должно  быть каждый раз. В  каждом ребенке  нужно  находить  что-то  стоящее.

Вдобавок, хочу сказать, что  учить  чему-то  мы  должны и  самих  себя. Как  бы   сентиментально  это ни звучало, но  любовь  к предмету  рождается  от  любви  к преподавателю. Бывает, высококвалифицированным  педагогам  с  многолетним  стажем  работы  трудно  добиться  теплых  чувств  к  своему предмету. Дети все чувствуют. И то, каким  человеком  мы  являемся, определит  то, каким  будет  наш  предмет  и  урок. Учитель, вызывающий  восхищение, не  обойдется  без  восхищения  к  своему  уроку  со стороны  своих  учеников. Учителя  сами  должны  состояться  как  истинный  преподаватель, мастер  своего  дела, настоящий  знаток, а главное — должны  уметь  быть прекрасным  психологом. Возможно, кто-то скажет, что  у психолога  своя  обязанность, у  учителей -своя. Но  разве  мы имеем  дело  не  с  живыми  душами? Порой  дети  привязываются  к  учителям, находят  в  нем  друга, наставника. Частенько  прислушиваются  к  его  словам  и  обнаруживают, что  учитель  незаметно  становится  авторитетом  среди учащихся. Тем  самым   уважение  к  предметнику     проецируется   на   сам  предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....