Компетентностный подход
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто заказчики компетентностного подхода? Субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики: работодатели; обучающиеся; преподавательский корпус
Выпускники образовательных учреждений, принимаемые работодателями на работу, должны быть к ней (работе) готовы… Выпускники , как правило, готовы к овладению профессиональными функциями, не не к их реализации… На это выделялось достаточно много времени – от одного до трех лет. Молодому специалисту «прощалось многое»..
Наиболее сложный заказчик – сам обучающийся… Не каждый сможет сходу ответить на вопрос «Зачем учиться?» М одно… П рестижно… В озможность быстрее определиться на рынке труда… Д иплом… П ортфолио – собрание свидетельств и достижений
Требования из доклада рабочей группы по реформированию образования «Об образовательной политике России на современном этапе» «… развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».
Компетентностный подход в нашей стране связывают с Болонским процессом
Исторический экскурс «Болонский процесс и компетентностный подход» 1999 г. –подписана Болонская конвенция по высшему образованию в итальянском городе Болонья. Согласно этому документу, в Европе за 10 лет должна быть построена единая структура высшего образования, заключена декларация «Зона Европейского высшего образования»
Причины необходимости создания общеевропейской интеграции Наметившееся отставание (не только в сфере высшего образования) Европы от США, Японии, Южной Кореи, ряда стран Ближнего Востока. Снижение темпов внедрения новых технологий в различных сферах деятельности.
Исторический экскурс «Болонский процесс и компетентностный подход» 1996 г. – Советом Европы вводится понятие «ключевые компетенции» как желаемый результат образования Четыре столпа образования: (Доклад Жака Делора, президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке) научить ся познавать, научить ся делать, научить ся жить вместе, научить ся жить
Например, «научить ся делать, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле - компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» Ж . Делор Образование: сокрытое сокровище
Исторический экскурс «Болонский процесс и компетентностный подход» 2003 г .– в Берлине состоялось совещание министров образования стран Европы, на котором к Болонской конвенции присоединилась Россия
Болонское соглашение направлено на создание к 2010 году в Европе единого образовательного пространства, предполагающего разработку и принятие общеевропейских квалификационных стандартов, в основе которых положен компетентностный подход
«Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 г.г. - 2015 г.» « Стратегия модернизации содержания общего образования» Предписывают внедрение компетентностного подхода, а в частности его отечественную модель
«Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010- 2015 г.г.» обновление содержания и технологий образования; внедрение новых государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода
Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений ХОРОШО УСПЕВАЮЩИЙ УЧЕНИК (УЧЕНИЦА) ОКОНЧИВ ШКОЛУ, ОКАЗЫВАЕТСЯ В ЖИЗНИ НЕУСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ЗОЛОТОЙ ИЛИ СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДАЛИСТ, ОТЛИЧНО ЗНАЮЩИЙ ПРЕДМЕТЫ В РАМКАХ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ, НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ЭКЗАМЕН В ИЗБРАННЫЙ ВУЗ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ВЫПУСКНИК ИНСТИТУТА – СЛИШКОМ ДОЛГО АДАПТИРУЕТСЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, ХОТЯ ОБЪЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ИМ В ИНСТИТУТЕ, ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧЕН В КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ НЕ ПОДХОДЯТ К ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРУЮ НУЖНО СРОЧНО РАЗРЕШИТЬ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ШКОЛЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ВООБЩЕ НЕ ВОСТРЕБОВАННЫМИ В ЖИЗНИ ОДНАКО:
ВЫПУСКНИК НЕКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА - НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕ К Ученику хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях… Ученик не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности , постоянно повторяющихся в жизни…
Что дает компетентностный подход учителю и ученику ? согласовывать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам; подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже (высокая степень свободы студента «опьяняет» его и приводит к «завалу» первой сессии…
Что дает компетентностный подход учителю и ученику ? облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении; разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
Что дает компетентностный подход учителю и ученику ? обеспечить единство учебного и воспитательного процессов различными средствами урочной и внеурочной деятельности
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Что должен уметь педагог ? видеть и понимать действительные и жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
Что должен уметь педагог ? планировать урок с использованием всего разнообразия и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов; ставить цели и оценивать степень их достижения вместе с учащимися; часть своих функций передать учащимся.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующего задания Компетент-ностный Готовность использо-вать знания и умения в незнако-мой жизненной ситуации Ранее не встре-чавшаяся задача. Выполне-ние и защита проекта Демонстрация на практике нескольких альтернатив-ных способов стирки белья в условиях местности
Компетенция это соответствие унифицированному набору требований или полномочий, задаваемому извне параметрами соответствующей социальной роли Под компетенцией понимают наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика
Компетентность свойство личности, определяющееся ее внутренними особенностями протекания психологических процессов, неповторимым опытом взаимодействия с окружающей действительностью и уникальной палитрой оттенков восприятия и переживания фактов этого взаимодействия.
Компетентность владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Компетентность уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека .
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ – универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях, относятся к общему образованию в целом, готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. СПЕЦИАЛЬНЫЕ – предметные, формируются в рамках конкретных учебных предметов. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ – не столь универсальны, как ключевые. Их проявление ограничивается той или иной профессиональной деятельностью.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ите Структурная взаимосвязь компетенции и компетентности представления и понятия система мотивов и базовых ценностей предметные и универсальные учебные действия позитивный опыт деятельности в социально защищенной среде знания ценностные отношения умения и навыки личный опыт деятельности в социально открытой среде Компетенция Компетентность Учебная деятельность ПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...
Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...
Внедрение компетентностного подхода в воспитательный процесс на примере личностно ориентированного КТД
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное твор...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Раскрытие понятия компетентностного подхода в образовании осуществляется с помощью презентации, которая дает нам наглядное представление об этой теме....
Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы
Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА,ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете...
«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....