Интеграция
статья на тему
Предварительный просмотр:
Модели интеграции урочной и внеурочной деятельности школьника по освоению культурного наследия.
На протяжении длительного периода, обучение в школе ориентировалось на
формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Для того чтобы повысить творческий потенциал обучающихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной
деятельности.
Урочная деятельность обеспечивает четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.
Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга
Что же такое интеграция?
Интеграция (от лат. Integer – целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое.
Если, говорить в общем, то интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:
· целостность формируемой личности школьника;
· единство жизнедеятельности человека и его образования;
· целостность научно-педагогического знания;
· единство процессов развития, воспитания и обучения;
· целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимозависимость учебной и внеучебной деятельности);
· единство образования и самообразования.
Выделяют несколько возможных моделей урочной и внеурочной интеграции:
- Создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области.
- Объединение учебных предметов из одной образовательной области или блока на базе преимущественно одной дисциплины.
- Возможно сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
- Вариативная часть учебного процесса предполагает создание интегрированных курсов, в которых объединяются предметы из удаленных образовательных областей.
- Возможна интеграция, при которой последующая тема вытекает из предыдущей.
Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:
- интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
- интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);
- интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты)
- интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.
Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы( обучение грамоте).
Интеграция урочной и внеурочной деятельности решает следующие задачи:
- обеспечивает успешную адаптацию ребёнка в социуме;
- оптимизирует учебную и внеучебную нагрузку обучающихся;
- улучшает условия развития ребёнка;
Согласно новым образовательным стандартам урочная и внеурочная деятельность должна представлять собой целостную систему.
Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе может осуществляться на внутрипредметном и межпредметном уровнях. Внутрипредметное взаимодействие урочных и внеурочных занятий – это взаимодействие данных видов занятий по одному и тому же учебному предмету, а межпредметное взаимодействие - это взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д.
Для успешной реализации Федеральных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) школой определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая интеграцию учебной и внеурочной деятельности обучающихся, а именно модель Школы полного дня.
Школа полного дня – это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеурочную деятельность ребенка. Это образовательное учреждение, в котором базовое и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты.
Дополнительные образовательные программы, реализуемые в школе в рамках Школы полного дня, во-первых, выступают в роли продолжения базовых образовательных программ («Математика и конструирование», «Информатика», «Почемучка», «Изодеятельность», вокальный кружок «Истоки», «Пионербол», коррекционная работа во всех классах, ритмика, развитие мимики и пантомимики ), во-вторых, дают необходимые для жизни практические навыки («Оригами», «Лепка», и т. д.); и наконец, позволяют осуществлять целенаправленную работу по освоению культурного наследия.
Значительным потенциалом также для этого обладает внеурочная деятельность. Для организации в начальной школе единого (урочного и внеурочного) деятельностного пространства используются проекты. Но в младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь о компонентах, реализуемых с большой долей участия педагогов и в наиболее освоенной детьми социальной сфере.
Почему остановились именно на проектной деятельности?
Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.
Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.
В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.
В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.
Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью успешной социализации школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Именно поэтому реализуемые проекты должны носить социальный характер, вовлекать в реализацию не только родителей, но и других социальных партнеров школы, создавать условия не только для придания личностной, но и социальной значимости содержанию и результатам образования.
Немаловажной задачей в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств.
Современные учебники очень часто предлагают проектно-исследовательскую деятельность. Я бы хотела остановиться на окружающем мире, т. к. этот предмет очень тесно связан с освоением культурного наследия как в рамках семьи, так и в масштабах нашей Родины, страны, а так же взаимосвязан с литературным чтением, изобразительным искусством, музыкой, математикой и т.д
Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно , нет. В 4 классе по УМК «Перспектива» предлагается проект «Путешествие в ….». Подразумевается путешествие по республикам Российской Федерации, где ребята должны рассказать не только о столице, жителях этой республики, но и об исторических и культурных памятниках, о традициях данного народа.
На уроке невозможно выполнить всю работу только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа перешла во внеурочную деятельность. В результате получились очень красивые и интересные работы. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий.
При изучении темы «Современная Россия» мы вели работу над проектом «Родной город». На уроке изобразительного искусства создали любимый образ города: его улицы, площади, парки. Работу над проектом продолжили на внеурочной деятельности. Работая в микрогруппах, ребята готовили материал об истории возникновения, достопримечательностях, природе нашего города, находили фотографии, иллюстрации старого и современного города. Они посетили краеведческий музей, библиотеку, где собирали необходимый материал. В процессе работы изучали литературу, периодическую печать, встречались с интересными людьми. В результате узнали много нового и интересного.
При изучении истории нами проводилась работа по составлению календаря памятных дат, в котором освещались аспекты культурного наследия. Работа была долгосрочной и проводилась не только на уроках и на продленке, но и вне школы. Помощь детям оказывалась как педагогом и воспитателем, так и родителями.
Безусловно, интеграция материала урочной и внеурочной деятельности даёт возможность выхода на более интересные, глубокие темы; с учащимся могут работать два педагога, что является новой формой сотрудничества, полезной как для ученика, так и для его наставников. В процессе проектной деятельности необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль интеграции в системе начального образования".
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграц...
«Формирование общеучебных навыков посредством систематизации и интеграции мультимедийных обучающих программ в начальной школе для детей с ЗПР.»
Обучение детей, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний...
интеграция знаний НРК Удмуртии в программы начальной школы
возможности интегрирования краеведческого материала в содержание учебных предметов...
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
Выступление на МО начальных классов...
Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе
Построение предметного обучения по интегрированному пути отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который вы...
"Сущность интеграции как педагогического процесса"
Понятия интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. Интеграция - объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства. На сегодняшний д...