Выступление на ШМО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников"
статья по теме
Выспупление на школьном методическом объединении учителей начальных классов в конце второй четверти по теме "Адаптация первоклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация обучающихся 1 класса.
Учитель Купцова Елена Николаевна
Первые дни ребенка в школе связаны с более или менее продолжительной адаптацией Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Психика первоклассника испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни , увеличиваются и усложняются требования к ребенку со стороны учителя и родителей
Психологи выделяют Особенности современного первоклассника
- У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
- У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
- У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
- Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
- У современных детей более слабое здоровье.
- Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
В 1 классе обучается 16 детей: 8 мальчиков и 9 девочек. На 1 сентября возраст 10 человек составляя 7 лет, 5 детей в возрасте 6,8 месяцев. 12 первоклассников пришли в школу из детского сада. 3 ребенка воспитывались дома, Ерохин Артур , Тутаева Юля, Хабибулин Максим они знают что такое коллектив, режим дня и т д. В садике были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
С какими же знаниями пришли дети в 1 класс :
- Знают цифры- все 16 чел.
- Умеют считать до 20 и обратно- 15 чел
- Знают хорошо буквы – 16 человек, 3 человека умеют читать по слогам, 1 человек Аношин Саша читает целыми словами.
В период адаптации первоклассника я перед собой поставила следующие задачи:
- Помочь первокласснику осознать себя школьником, вжиться в эту позицию;
- Дать детям понятие оценки и самооценки, научить их пользоваться этими понятиями;
- Научить детей пользоваться помощью учителя, когда это им необходимо, быть решительными и уверенными;
- Помочь родителям почувствовать себя сильными в новой роли родителей школьника.
Мною создавались благоприятные условия для адаптации детей к школе, соблюдались санитарно – гигиенические требования к условиям обучения школьников – первые 2 недели проводились по 3 урока 35 минут каждый, в остальное время проводились прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры. Для снятия напряжения школьников использовались физкультминутки. На занятиях, ребята учатся выражать свою точку зрения, понимать других, слушать и слышать, говорить полными ответами. Стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей, поэтому, каждому ребенку дается возможность работать в присущем ему темпе.
Детям в адаптационный период сложно высиживать урок в одной и той же позе, не отвлекаться, поэтому прилагаю все усилия, чтобы детям на уроках было интересно, легко. На каждом уроке использую различные формы деятельности (фронтальные, индивидуальные, работа в парах). Чтобы ученики меньше уставали, применяю игровые ситуации.
На уроках математики, окружающего мира использую задания развивающего, сравнительного и обобщающего характера (например, «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам»).
Обучая первоначальному чтению, стараюсь развивать фонематический слух обучающихся, учить различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, работаю над совершенствованием речевого аппарата детей, выработкой отчетливого и правильного произношения слогов, слов.
Большое внимание уделяется обучению организации своей деятельности (например, убрать учебники).
Дети стараются прилежно выполнять задания, активно работать.
Адаптация первоклассников представлены в следующей таблице:
Симптомы нормальной адаптации. | Степень выраженности. | ||||||||
сильно | средне | слабо | нет | ||||||
Физиологическая адаптация. | |||||||||
1. Трудоспособность. | Аношина П Аношин А Зайцев Е Романюк У | Блинков А Блинкова К Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Рыльских С Хабибулин М | Тимакина С Тутаева Ю Ерохин А | ||||||
2. Уравновешенность. | все | ||||||||
3. Жизнерадостность, оптимистичность. | все | ||||||||
4. Внимательность, сосредоточенность. | все | ||||||||
5. Хороший аппетит. | у всех | ||||||||
6. Нормальный сон. | У всех | ||||||||
Социально-психологическая адаптация. | |||||||||
К учебной деятельности. | |||||||||
1. В школу ходит с желанием. | все | ||||||||
2. Активный, продолжительная заинтересованность. | Аношина П Романюк У Аношин С | Блинков А Блинкова К Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Рыльских С Хабибулин М Зайцев Е Тимакина С Тутаева Ю Ерохин А | |||||||
3. Адекватная реакция на замечания. | у всех | ||||||||
4. Старательный, усердный. | Аношина П | Блинков А Блинкова К Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Рыльских С Хабибулин М Зайцев Е Тимакина С Тутаева Ю Ерохин А Аношин С | |||||||
5. Активный на уроке. | Аношина П Зайцев Е Аношин С Хабибулин М Блинков А Блинкова К Романюк У | Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Рыльских С Тимакина С Тутаева Ю Ерохин А | |||||||
6. Самостоятельно выполняет задания. | Аношина П Зайцев Е Аношин С Романюк У | Блинков А Блинкова К Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Хабибулин М | Тимакина С Тутаева Ю Рыльских С Ерохин А | ||||||
7. Быстро включается в учебный процесс. | Аношина П Зайцев Е Аношин С Романюк У Блинкова К | Блинков А Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Хабибулин М Рыльских С Ерохин А | Тимакина С Тутаева Ю | ||||||
8. Равномерная успешность в учении. | Аношина П Зайцев Е Аношин С Романюк У | Блинков А Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Хабибулин М Рыльских С Ерохин А Блинков К | Тимакина С Тутаева Ю | ||||||
9. Прогресс успешности в учении. | Тимакина С Тутаева Ю | ||||||||
10. Аккуратный. | Аношина П | Блинков А Гамбург В Журавлева Е Купцов К Маслов М Болбочан А Хабибулин М Рыльских С Ерохин А Блинков К | |||||||
К общению с ровесниками, учителями. | |||||||||
1. Дружелюбный, отзывчивый. | все | ||||||||
2. Вступает в контакт с детьми. | все | ||||||||
3. Пользуется симпатией детей. | все | ||||||||
4. Активный, эмоциональный в игре. | все | ||||||||
5. Стремится к общению с учителем. | все | ||||||||
6. Вежливый. | все | ||||||||
Физиологическая дезадаптация. | |||||||||
1. Утомляемость. | нет | ||||||||
2. Тревожность, неуверенность, заторможенность. | нет | ||||||||
3. Импульсивность, расторможенность в поведении. | нет | ||||||||
4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость. | иногда уМаслова М | ||||||||
5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном. | нет | ||||||||
6. Жалобы на головную боль. | нет | ||||||||
7. Жалобы на тошноту, боль в животе. | нет | ||||||||
| 8. Отсутствие аппетита. | нет | ||||||||
9. Плохой сон. | нет | ||||||||
10. Заикается, запинается. | нет | ||||||||
11. Грызёт ногти, очень взволнованный. | нет | ||||||||
12. Засыпает на уроке. | нет | ||||||||
Социально-психологическая дезадаптация. | |||||||||
К учебной деятельности. | |||||||||
1. Отказывается ходить в школу. | нет | ||||||||
2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию. | нет | ||||||||
3. Отказывается выполнять задания. | нет | ||||||||
4. Нестарательный, равнодушный к неудачам. | нет | ||||||||
5. Негативно относится к замечаниям, плачет. | нет | ||||||||
6. «Присутствует» на уроке, молчит. | нет | ||||||||
7. Нуждается в помощи и контроле. | Тимакина С Тутаева Ю | ||||||||
8. Медленно включается в учебный процесс. | Тимакина С Тутаева Ю | ||||||||
9. Наблюдается падение успеваемости. | нет | ||||||||
10. Неаккуратный, несобранный. | нет | ||||||||
К общению с ровесниками, учителями. | |||||||||
1. Агрессивный к детям. | нет | ||||||||
2. Ссорится, обзывает детей. | нет | ||||||||
3. Кусается, царапается. | нет | ||||||||
4. Отказывается от общения с детьми. | нет | ||||||||
5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству. | нет | ||||||||
6. Требует особого внимания к себе. | нет | ||||||||
7. Избегает общения с учителем. | нет | ||||||||
8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание. | нет | ||||||||
9. Ни с кем не здоровается. | нет | ||||||||
10. Создаёт конфликтные ситуации. | нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников".
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников"....
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме "Адаптация первоклассников к школе".( ноябрь 2018 года)
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное с...
Выступление на ШМО учителей начальной школы "Адаптация первоклассников у условиях ФГОС"
В данной работе рассказывается об адаптации первоклассников школьной жизни....
Адаптация первоклассников. (выступление на МО учителей начальных классов)
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...