Выступление на ШМО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников"
статья по теме

Выспупление на школьном методическом объединении учителей начальных классов  в конце второй четверти по теме "Адаптация первоклассников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация обучающихся  1 класса.

Учитель Купцова Елена Николаевна

Первые дни ребенка в школе  связаны с более или менее продолжительной адаптацией  Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.  Психика первоклассника испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни , увеличиваются и усложняются требования к ребенку со стороны учителя и родителей

                   Психологи выделяют   Особенности современного первоклассника

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие  - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

В 1 классе обучается 16 детей:  8 мальчиков и 9 девочек.  На 1 сентября возраст 10 человек составляя 7 лет, 5 детей в возрасте 6,8 месяцев.  12  первоклассников  пришли  в школу из детского сада.  3 ребенка  воспитывались дома,  Ерохин Артур , Тутаева Юля, Хабибулин Максим  они  знают что такое коллектив, режим дня и т д.  В садике  были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

С какими же знаниями пришли дети в 1 класс :

  1. Знают цифры- все 16  чел.
  2. Умеют считать до 20 и обратно-  15 чел
  3. Знают хорошо буквы – 16 человек,  3 человека  умеют читать  по слогам, 1 человек Аношин Саша читает целыми словами.

В период адаптации первоклассника я перед собой поставила следующие задачи:

- Помочь первокласснику осознать себя школьником, вжиться в эту позицию;

- Дать детям понятие оценки и самооценки, научить их пользоваться этими понятиями;

- Научить детей пользоваться помощью учителя, когда это им необходимо, быть решительными и уверенными;

- Помочь родителям почувствовать себя сильными в новой роли родителей школьника.

Мною создавались благоприятные условия для адаптации детей к школе, соблюдались санитарно – гигиенические требования к условиям обучения школьников –  первые 2 недели проводились по 3 урока 35 минут каждый, в остальное время проводились  прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры. Для снятия напряжения школьников использовались физкультминутки. На занятиях, ребята учатся выражать свою точку зрения, понимать других, слушать и слышать, говорить полными ответами. Стараюсь учитывать индивидуальные особенности  детей, поэтому, каждому ребенку дается возможность работать в присущем ему темпе.

Детям в адаптационный период сложно высиживать урок в одной и той же позе, не отвлекаться, поэтому прилагаю все усилия, чтобы детям на уроках было интересно, легко. На каждом уроке использую различные формы деятельности (фронтальные, индивидуальные, работа в парах). Чтобы ученики меньше уставали, применяю игровые ситуации.

На уроках математики, окружающего мира использую задания развивающего, сравнительного и обобщающего характера (например, «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам»).

Обучая первоначальному чтению, стараюсь развивать фонематический слух обучающихся, учить различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, работаю над совершенствованием речевого аппарата детей, выработкой отчетливого и правильного произношения слогов, слов.

Большое внимание уделяется обучению организации своей деятельности (например, убрать учебники).

Дети стараются прилежно выполнять задания, активно работать.

Адаптация первоклассников представлены в следующей таблице:

Симптомы нормальной адаптации.

Степень выраженности.

сильно

средне

слабо

нет

Физиологическая адаптация.

1. Трудоспособность.

Аношина П

Аношин А

Зайцев Е

Романюк У

Блинков А

Блинкова К

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Рыльских С

Хабибулин М

Тимакина С

Тутаева Ю

Ерохин А

2. Уравновешенность.

все

3. Жизнерадостность, оптимистичность.

все

4. Внимательность, сосредоточенность.

все

5. Хороший аппетит.

у всех

6. Нормальный сон.

У всех

Социально-психологическая адаптация.

К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.

все

2. Активный, продолжительная заинтересованность.

Аношина П

Романюк У

Аношин С

Блинков А

Блинкова К

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Рыльских С

Хабибулин М

Зайцев Е

Тимакина С

Тутаева Ю

Ерохин А

3. Адекватная реакция на замечания.

у всех

4. Старательный, усердный.

Аношина П

Блинков А

Блинкова К

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Рыльских С

Хабибулин М

Зайцев Е

Тимакина С

Тутаева Ю

Ерохин А

Аношин С

5. Активный на уроке.

Аношина П

Зайцев Е

Аношин С

Хабибулин М

Блинков А

Блинкова К

Романюк У

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Рыльских С

Тимакина С

Тутаева Ю

Ерохин А

6. Самостоятельно выполняет задания.

Аношина П

Зайцев Е

Аношин С

Романюк У

Блинков А

Блинкова К

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Хабибулин М

Тимакина С

Тутаева Ю

Рыльских С

Ерохин А

7. Быстро включается в учебный процесс.

Аношина П

Зайцев Е

Аношин С

Романюк У

Блинкова К

Блинков А

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Хабибулин М

Рыльских С

Ерохин А

Тимакина С

Тутаева Ю

8. Равномерная успешность в учении.

Аношина П

Зайцев Е

Аношин С

Романюк У

Блинков А

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Хабибулин М

Рыльских С

Ерохин А

Блинков К

Тимакина С

Тутаева Ю

9. Прогресс успешности в учении.

Тимакина С

Тутаева Ю

10. Аккуратный.

Аношина П

Блинков А

Гамбург В

Журавлева Е

Купцов К

Маслов М

Болбочан А

Хабибулин М

Рыльских С

Ерохин А

Блинков К

К общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.

все

2. Вступает в контакт с детьми.

все

3. Пользуется симпатией детей.

все

4. Активный, эмоциональный в игре.

все

5. Стремится к общению с учителем.

все

6. Вежливый.

все

Физиологическая дезадаптация.

1. Утомляемость.

нет

2. Тревожность, неуверенность, заторможенность.

нет

3. Импульсивность, расторможенность в поведении.

нет

4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость.

иногда уМаслова М

5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.

нет

 6. Жалобы на головную боль.

нет

7. Жалобы на тошноту, боль в животе.

нет

| 8. Отсутствие аппетита.

нет

9. Плохой сон.

нет

10. Заикается, запинается.

нет

11. Грызёт ногти, очень взволнованный.

нет

12. Засыпает на уроке.

нет

Социально-психологическая  дезадаптация.

К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.

нет

2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию.

нет

3. Отказывается выполнять задания.

нет

4. Нестарательный, равнодушный к неудачам.

нет

5. Негативно относится к замечаниям, плачет.

нет

6. «Присутствует» на уроке, молчит.

нет

7. Нуждается в помощи и контроле.

Тимакина С

Тутаева Ю

8. Медленно включается в учебный процесс.

Тимакина С

Тутаева Ю

9. Наблюдается падение успеваемости.

нет

10. Неаккуратный, несобранный.

нет

К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям.

нет

2. Ссорится, обзывает детей.

нет

3. Кусается, царапается.

нет

4. Отказывается от общения с детьми.

нет

5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству.

нет

6. Требует особого внимания к себе.

нет

7. Избегает общения с учителем.

нет

8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.

нет

9. Ни с кем не здоровается.

нет

10. Создаёт конфликтные ситуации.

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников".

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников"....

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме "Адаптация первоклассников к школе".( ноябрь 2018 года)

Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное с...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Адаптация первоклассников у условиях ФГОС"

В данной работе рассказывается об адаптации первоклассников  школьной жизни....

Адаптация первоклассников. (выступление на МО учителей начальных классов)

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...