Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников".
методическая разработка (1 класс) на тему

Абрамова Мария Сергеевна

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Серпухов»

Адаптация первоклассников

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов Абрамовой Марии Сергеевны


«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.                                                            Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера,                                       Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет                                                                 его лавиной впечатлений»

 В.А. Сухомлинский   

Младший школьный возраст – особая пора в жизни человека. Поступление в школу – яркое и важное событие не только в жизни ребенка, но и всей семьи. В этот период ребёнок приобретает новый социальный статус – «школьник», «ученик». Ребёнок осознает новые требования, которые взрослые предъявляют ему, всё чаще задумывается о своём поведении и о своей речи, которая становится предметом изучения. Учение для ребёнка – значительная деятельность, которую взрослые приравнивают к работе.

       Новая социальная позиция ребёнка формирует у него новые интересы, потребности, ценности и идеалы. Наравне с требованиями и обязанностями у ребёнка появляются права на своё рабочее место, тишину, внимательное отношение со стороны взрослого, на поощрение и похвалу за успехи.

       Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок - это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

      Начало обучения в школе связано с сильным напряжением ребёнка, т.к. он попадает в новую обстановку и ситуацию.

     Ребенок напряжен физически: новый режим дня; длительность уроков и их количество; учебные нагрузки.

     Ребенок напряжён психологически: новый коллектив, отношения с учителем, межличностные отношения; школьные фобии (опоздать, что-то забыть, получить неодобрение).

       При поступлении в школу меняется весь привычный образ жизни ребенка:

  • Распорядок дня;
  • Отсутствие дневного сна;
  • Беспечность сменяется школьными заботами;
  • Смена игровой деятельности на учебную.

           Основные трудности в обучении связаны именно с этим – дети, не успев прийти в школу, уже хотят есть; есть ребята, которые не высыпаются;  после игр на больших переменах им очень сложно переключиться на учебную деятельность.

          Для того, чтобы ребенок избежал сложностей адаптации учителям и родителям необходимо знать об особенностях адаптационного периода у первоклассников, а также возрастные психологические особенности детей этого возраста.

Возрастные особенности младших школьников

        Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-10 лет, ознаменованным поступлением ребенка в школу. Это событие влечет за собой открытие новой позиции школьника, учебной деятельности, вследствие чего он сталкивается с нормативным психологическими «кризисом 7 лет».

         В этот период ребенок сталкивается со вторым физиологическим кризисом, который тоже приходится на 7 лет: в его организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, внутренних органов и вегетативной перестройкой. Таким образом, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают с физиологическими, что требует от них большого напряжения и мобилизации. Необходимо время, чтобы произошла адаптация ребенка к подобным условиям, чтобы он научился соответствовать новым требованиям.

        Кризис 7 лет характеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:

  • Потеря ребенком непосредственности, наивности. Ребенок начинает манерничать, паясничать, поведение становится искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенок начинает осознавать свои поступки с точки зрения их результатов и последствий.
  • Появление нового качества – рефлексии своих действий. Происходит важное изменение – возникает обобщение чувств: если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у него возникает  обобщенное переживание, основанное на многократном повторении ситуации. Это дает толчок к развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.
  • Дифференциация внутренней и внешней сторон личности. У первоклассника появляется внутренняя жизнь, в которую он часто не готов впускать взрослых.

        В процессе протекания кризиса 7 лет формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и рефлексией. Кризис часто протекает непросто, дети могут стать замкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми и взрослым важно в этот период поддержать их, не давить и ВТО же время не допускать вседозволенности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.

Познавательная сфера младшего школьника

        В 6-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).

Восприятие. Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. На протяжении всего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным.

Внимание. Детей привлекает все новое, яркое, неожиданное само собой привлекает детей, без усилий. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования учителем словесных инструкций на уроке, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности.

      Память. Память непроизвольна. Но с помощью использования различных приемов запоминания, разделения материала на части, а также понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможно совершенствовать произвольную память. «Память становится мыслящей» (Д.Б.Эльконин).

      Мышление.  Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое, основу которого составляет оперирование понятиями.

      Воображение. Развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучению оно становится произвольным, управляемым.

Эмоциональная сфера младшего школьника

       Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное. Однако ребенок уже умеет сдерживать бурные, резкие выражения чувств: он может удерживать слезы, скрыть страх. Ребенок учится управлять собственными эмоциями.

Эмоции младшего школьника очень разнообразны, в этой сложной гамме постепенно созревают и социальные чувств – ответственности, сопереживания.

Благополучное эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от его отношений со значимыми взрослыми – учителем и родителем. Важную роль играют также взаимоотношения с одноклассниками, статус в коллективе.

Условно эмоциональные отклонения  в рамках нормального психического развития в младшем школьном возрасте можно разделить на 3 группы, которые могут привести к дезадаптации, снижению успеваемости и нарушениям в общении: тревожность, агрессивность, эмоциональная расторможенность.

Сфера общения младшего школьника

        Особое значение для развития личности ребенка в этот период имеют его отношения с учителем. Поначалу учитель наделяется всеми качествами родителями:  он любим, уважаем, внушает страх.  Взрослым необходимо помочь ребенку преодолеть свои страхи перед учителем. Принятие и восприятие учителя учениками зависит и от стиля его общения. Вообще психологическое благополучие младшего школьника во многом связано со стилем воспитания и общения, который используют при взаимодействии с ним взрослые – родители и учителя.

В случае завышенных ожиданий родителей относительно учебной успешности своего ребенка возникает область риска в развитии семейных взаимоотношений. Кроме того, такая ситуация может привести и к неблагоприятному психологическому состоянию ребенка, к срывам, эмоциональным проблемам.

Завершить своё выступление, мне хотелось бы рассказом о адаптации учеников моего класса.

           Все ученики в моём классе очень стараются, у них  развит познавательный интерес. Сразу видны подготовка к школе, а также стремление родителей помочь детям в обучении. Но я столкнулась с другой проблемой – в поведении, не все дети понимают, что на уроке нужно молчать, внимательно слушать и слышать учителя, не переспрашивать. Поэтому приходится регулярно проводить беседы с детьми о правилах поведения на уроках. Еще одна проблема – чем занять детей в перемены, чтобы они меньше уставали. У меня ребята очень любят рисовать, поэтому практически все перемены мы с ними рисуем.

         Несмотря на трудности, есть очень много положительных моментов: дети сплачиваются, у класса складывается единый темп работы; но всё равно есть ученики, которые работают либо быстрее чем надо, либо медленнее других.  

         В течении учебной деятельности у детей могут наблюдаться признаки дезадаптации:

  • Ухудшение аппетита;  
  • Тревожный сон и бессонница;
  • Повышенная тревожность и плаксивость;
  • Раздражительность и агрессивность;
  • Головные боли;
  • Боли в области желудка;
  • Понижение иммунитета.

На основании наблюдений, диагностических работ, опросов учеников и их родителей можно сделать вывод, что процесс адаптации у учащихся моего класса проходит хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников"

Выспупление на школьном методическом объединении учителей начальных классов  в конце второй четверти по теме "Адаптация первоклассников"...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме "Адаптация первоклассников к школе".( ноябрь 2018 года)

Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное с...

Адаптация первоклассников. (выступление на МО учителей начальных классов)

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...