«Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе»
презентация к уроку по теме

Ионина Вера Александровна

Мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx17.41 КБ
Файл 000474bd-df915918.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я вижу, вы встали ни свет ни заря, примчались сюда сломя голову, будете слушать меня, держать ушки на макушке. Работать будете засучив рукава. Не будете бить баклуши, навострите уши… Ой, о чём это я?!

Мы порой не сообразим ,

Отчего так говорим,

Почему в ситуациях разных

Произносим нелепые фразы.

Иностранцы их вряд ли поймут,

Коль дословно переведут.

Но мы этим серьезно займемся

И, конечно, во всем разберемся.

- В чём же нам сегодня предстоит разобраться? Верно, наш разговор пойдёт об устойчивых сочетаниях слов, которые лингвисты называют фразеологизмами, или идиомами.

Идиомы – это фразы,

Смысл которых между строк.

Вы поймёте это сразу,

Если варит котелок.

Кроме того, я взяла на себя смелость познакомить вас с некоторыми приёмами активного обучения, которые вы можете использовать в своей работе. Эффективность их в том, что они позволяют научить ребёнка самостоятельно мыслить.

Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?» Давайте поразмышляем над этими вопросами. (Слушателям предоставляется слово для рассуждений)

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах сейчас стоит особенно остро. Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания, связанные с фразеологизмами! К тому же наблюдается снижение культуры речи, засилие вульгаризмов, жаргона во многих сферах общения.

В связи с этими факторами задача возрождения живого русского языка, обогащение его фразеологизмами, повышение культуры общения становится важнейшей педагогической задачей.

Уважаемые коллеги! Сейчас мы не только обозначили важность фразеологической работы в школе, но и рассмотрели один из приёмов технологии развития критического мышления – «Круги по воде». Этот приём может использоваться на разных этапах урока. Особенно эффективен он при постановке проблемных вопросов и для обобщения приобретённых знаний.

Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, они должны вернуться в нашу речь и обогатить её.

 

Но вернёмся к фразеологизмам. Я предлагаю составить кластер «Откуда берутся фразеологизмы», а вы мне в этом поможете, хорошо? Что такое кластер? Это слово пришло к нам из английского языка и означает «гроздь» или совокупность (скопление) однотипных объектов. Это графический приём в систематизации материала.

Итак, всем вам знакомы такие выражения «сматывать удочки», «намылить шею». Как вы думаете, они являются исконно русскими или заимствованы из других языков? (Они являются исконно русскими и пришли из разговорной речи)

А как проникла в нашу речь «ворона в павлиньих перьях», «голый король»? Эти и многие другие фразеологизмы пришли из литературных произведений.

Представители какой профессии умеют «сгущать краски»? А кому лучше всех удаётся «ход конём»? А кто любит «приводить всё к общему знаменателю»? Кто меряет всё «на свой аршин?» Следовательно, эти фразеологизмы пришли к нам из разных профессий.

Нетрудно догадаться, откуда взялась «нить Ариадны», «Авгиевы конюшни», Дамоклов меч», и, куда уж от него деваться, Ахиллес (Ахилл) со своей пятой! Конечно, из…мифологии!

Мы бережём чистоту родного языка «как зеницу ока», даже если про нас думают, что мы «не от мира сего». Откуда же эти фразеологизмы? (Из старославянскогоили церковнославянского языка)

Иногда после перемены создаётся ощущение, что здесь «Мамай прошёл». А порой нам приходится «перейти Рубикон» и «бросить жребий». (Эти фразеологизмы пришли из истории)

И, наконец, не все мы любим «жёлтую прессу» и «газетных уток». (Эти выражения пришли из публицистической речи).

Сегодня мы освоим новый метод, который называется Заменяй-ка.. Посмотрите на слайд. Задание «Заменяй-ка» Выполняем.

Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки?

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах.

Задание:  Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней.

- Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение.

- Молодцы. Вы хорошие зрители.

Переходим к практической части.

Задание: «Дружба сказок с фразеологизмами».  Вам предстоит написать сказку на новый лад с фразеологизмами.  Для этого нам необходимо разбиться на 3 творческих группы. Выбираем сказку. Помощниками вам будут фразеологические словари. Приступаем. 7-10 мин.

Творческий отчёт каждой группы.

Рефлексия.  

На этапе рефлексии можно использовать приём «Синквейн»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему «Фразеологизм»:

Фразеологизм.

Живой, яркий, жизненный.

Описывает, выражает, окрашивает.

Помогает выразить мысль ярче.

Образ.

Также на этапе рефлексии можно использовать приём составления таблицы «Знал – узнал – хочу узнать», который стимулирует самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность  

Уважаемые коллеги! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, а засучили рукава и завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!

Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «РАБОТА НАД ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Учитель начальных классов МОУ «СОШ р.п. Озинки» Ионина В.А.

Слайд 2

Ни свет ни заря Сломя голову Держать ушки на макушке Работать засучив рукава Бить баклуши Навострить уши

Слайд 4

Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в школе? Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания Школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи Наблюдается снижение культуры речи, засилие вульгаризмов, жаргона во многих сферах общения Важнейшей педагогической задачей является возрождение живого русского языка, обогащение его фразеологизмами, повышение культуры речи

Слайд 5

Приём «Круги по воде»

Слайд 6

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой.

Слайд 8

Кластер «Откуда берутся фразеологизмы?» Исконно русские Сматывать удочки Намылить шею Из литературных произведений Ворона в павлиньих перьях Голый король Из разных профессий Сгущать краски Ход конём Из мифов и легенд Нить Ариадны Дамоклов меч Из старославянского языка Как зеницу ока Не от мира сего Исторические Как Мамай прошёл Перейти Рубикон Публицистические Газетная утка Жёлтая пресса

Слайд 9

Приём « Заменяйка »: Змей Горыныч унёс царевну далеко . Змей Горыныч унёс царевну за тридевять земель . Оля покраснела сильно . Оля покраснела до корней волос . Вика не выучила урок и сидела за партой очень беспокойно . Вика не выучила урок и сидела за партой как на иголках .

Слайд 10

. Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней. - Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? - Объясним их значение.

Слайд 11

Задание Дружба сказок с фразеологизмами. Написать сказку на новый лад, используя фразеологизмы.

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 13

Приём «Банка знаний»

Слайд 14

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Элементы спирали нарисованы автором при помощи фигур Microsoft Office PowerPoint 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе

Данная работа поможет учителю начальных классов при изучении фразеологизмов...

Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе

Представленный материал окажет помощь учителю при работе с фразеологизмами...